Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Теория литературных родов в классической эстетике и в современной науке. Предмет и «способ подражания» как содержательное основание разграничения эпоса, лирики и драмы. Своеобразие родовой поэтики («меры, состава и связи элементов» — В. Кожинов), формирующейся в зоне определенного родового смысла. Характеристика ее составляющих: предпочитаемого объема произведений, пространственно-временных связей и композиционно-речевых форм. Взаимодействие литературных родов в процессе развития литературы.
Понятие о жанре как способе структурно-содержательной организации произведения, исторически сложившемся, устойчивом типе моделирования «образа мира». Система жанрообразующих факторов. Жанровое содержание и жанровая форма. Установка на читательское восприятие в структуре жанра. Носители жанра: субъектная организация художественного произведения, пространственно-временная структура его, ассоциативный фон, интонационно-речевой тон. Общее и индивидуальное в жанре. Память жанра и его обновление. Жанр и род. Эпические, лирические и драматические жанры.
Предмет освоения — вся жизнь человеческая: эпос мыслит «бытием». Способ подражания — «объективность в ее объективности». Свобода обращения с материалом. Безграничная вариативность взаимосвязей всего со всем. Пространственно-временная определенность и беспредельность. Сюжетно-композиционная развернутость. Многообразие форм субъектной организации. Повествовательность как преобладающий тип речи.
Предмет — настроение, переживание субъекта. Самоценность индивида и его внутренней реакции на впечатления извне. Способ подражания — «субъективность в ее субъективности». Личное и всеобщее в лирике. Своеобразие лирического сюжета как «внутреннего действия». Способы проявления и художественного оформления образа-переживания. Пространственно-временная стяженность лирики, ее монологичность. Повышенная экспрессивность поэтической речи. Предпочтение стихотворных форм.
Предмет — сшибка, столкновение, конфликтность бытия. Способ подражания — изображение самого «процесса борения» (Гегель) индивида с враждебными силами, показ всех героев «как деятельных и действующих».
Основа драмы — действие. Специфика драматического сюжета, ориентация на переделку исходной ситуации. Условность характеров и ситуаций. Внутренняя согласованность драмы с театром. Единство места и времени действия. Вытесненность за пределы основного действия слова автора. Диалоги и монологи — основной способ формирования смыслового комплекса. Потребность во взаимодействии с другими видами искусства. Основные жанровые формы — комедия, трагедия и собственно драма.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 809 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!