Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

АНТРОПОЛОГИИ 4 страница



Природа – это объект естествознания, совокупность естественных предметов и явлений, вовлеченных на данном историческом этапе в контакт с обществом и необходимых для его существования. В обыденной жизни мы, говоря о природе, имеем в виду те элементы окружающего мира, которые не созданы человеком. Используется также понятие окружающая среда: это – совокупность предметов и явлений, вовлеченных в процесс общественного производства и составляющих необходимое условие существования и развития человеческого общества. Несомненен приоритет природы по отношению к человеку. Природа возникла раньше человека и явилась причиной его появления. Природа может существовать без человека, а он не может существовать без природы. Человек пользуется природными богатствами, а природа ничего не заимствует у человека. Между природой и обществом происходит постоянный обмен веществом, энергией и информацией.

Что же человек берет у природы? Во-первых, естественные источники жизнедеятельности: это – воздух, вода, растения, животные и т.п. Они необходимы для жизни человека как биологического вида. Во-вторых, естественные богатства – полезные ископаемые, энергия падающей воды, то есть предметы труда и энергетическое обеспечение производства. В-третьих, природа оказывает огромное влияние на сознание человека как источник эстетических, нравственных и религиозных чувств. Однако человек не только потребляет природные ресурсы, но и изменяет окружающий мир. Это отражают следующие понятия. Естественная окружающая среда охватывает те материальные объекты и системы, живые и неживые, которые существуют вне человека, независимо от него, но являются объектом человеческой деятельности. Искусственная окружающая среда (иногда называемая «второй природой») включает созданные человеком предметы и живые организмы. В истории человеческой мысли проявлялись два отношения к природе. С одной точки зрения, природа – нечто низшее по отношению к человеку: она неразумна, неорганизованна и поэтому является не более чем объектом для деятельности человеческого разума (человек имеет право и даже обязан подчинить природу, господствовать над нею). С другой точки зрения, природа – выше, могущественнее, совершеннее, чем творения человека: людям нужно учиться у нее тому, как согласовать противоречивые тенденции, создав гармоничное целое.

В ходе исторического развития взаимоотношения человека и природы менялись в соответствии с изменением характера и масштабов человеческой деятельности. В глубокой древности зависимость общества от природы была максимальной, почти все нужное (пищу, жилье, одежду) люди брали в природе в готовом виде. Соответственно воздействие человека на природу было незначительно. В сознании людей природа была образцом, обиталищем бесчисленных существ, более могущественных, чем человек, с которыми нужно наладить отношения. Переход от собирательства к земледелию и ремеслу улучшил положение человечества. «Неолитическая революция» привела к резкому росту населения: возникли города, появились поля и сады, рудники и плотины – человек начал приспосабливать природу к своим нуждам. Но силы были еще несоизмеримы – стихийные бедствия приводили к исчезновению целых цивилизаций. И мысль человека только начинала выделять себя из природы: человечество мыслилось как часть космоса – единого закономерного целого. По-прежнему природу считали идеалом гармонии, а жизнь по законам природы – задачей мудреца. Однако уже появилось противопоставление тела и души, а также «низшего» материального мира – природы, подчиненной физическим законам, и высшего мира «чистых идей». Важной ступенью в понимании природы стало утверждение христианства. Человек как “образ и подобие Бога” был назван царем природы, наиболее совершенным из творений. Человек призван Богом не поклоняться духам природы, а “хранить и возделывать” землю, то есть использовать ее ресурсы. Но в реальных взаимоотношениях человека и природы заметных изменений не наступило – техника развивалась медленно. Особый взгляд на природу несла эпоха Возрождения. Человек снова увидел в ней гармонию, источник радости бытия. Природа противопоставляется городу как символу развращенной цивилизации: воспевается возвращение к природе. Наступает Новое время, несущее ускоренное развитие науки и техники. Снова меняется отношение между природой и обществом: техногенная нагрузка на окружающую среду начинает нарастать. Взгляд на природу становится сугубо утилитарным: цель прогресса – господство над природой, она – лишь объект человеческой деятельности, бездонная кладовая, инертная сила, требующая обуздания. В науке целью ученого становится вырвать у природы ее тайны, свести все ее многообразие к нескольким формулам. Человек начинает переделывать мир по своему вкусу. В настоящее время происходит перестройка не только взглядов человека на природу, но и самого взаимодействия человечества с природой. Впервые природа признана более слабой по сравнению с технической мощью человечества. Наступил экологический кризис – нарушение равновесия между обществом и природой, сделавшее необходимым изменение хозяйственной деятельности человека. Он проявляется в истощении природных ресурсов, загрязнении среды обитания, изменении климата, появлении новых болезней и нарушении генофонда. Нынешний кризис имеет глобальный характер, т.е. в него вовлечена природа всей планеты, и справиться с ним возможно только при объединении действий всего человечества. На сохранение равновесия между обществом и природой направлена экологическая деятельность – не только материальная, но и духовная: к ней относятся охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, экологическое воспитание, выработка природоохранного права. Создаются проекты переустройства общественного производства для уменьшения негативного воздействия на природу. Особенное внимание уделяется изменению человеческого сознания – созданию и широкому распространению экологической этики, которая рассматривает все живое на Земле как объект нашей ответственности, чье благополучие – наша задача. Хотя наука предлагает разные способы уменьшения нагрузки на природу, большинство их не используется. Определение причины подобной безответственности и создание программ изменения существующего кризисного положения – одна из задач современной философии.

Сегодня взгляды на место человека в природе противоречивы: либо человечество есть часть биосферы, долженствующая вписываться в естественный порядок вещей, либо люди имеют право (и даже обязаны) менять свое окружение и биосферу в целом. Первая точка зрения рассматривает человечество как подсистему биосферы, которая, как и остальные биосистемы, развивается за счет окружающей ее среды, заимствуя органическое вещество и энергию у других биологических видов. Поскольку люди, согласно этой концепции, могут жить только за счет ресурсов биосферы, ее историческая деградация неизбежна. Результатом подобного взгляда будут крайне пессимистические прогнозы, признающие неизбежность гибели или человека, или биосферы. В лучшем случае человечество может надеяться замедлить процесс антропогенной деградации биосферы, но для этого даже регионам, еще не прошедшим индустриализацию, придется пожертвовать дальнейшим экономическим ростом. Призывы «вернуться к природе», иногда высказываемые вне научных кругов, не реализуемы в принципе. В современную эпоху уже нет той «нетронутой» природы, к которой можно было бы вернуться, не говоря уже о том, что продуктивность «естественных» способов жизнедеятельности человека слишком мала для того, чтобы прокормить многомиллиардное население. Поиск все более эффективных технологий (индустриальных и постиндустриальных) вызывался не сознательной целью «удалиться от природы», а именно необходимостью удовлетворения потребностей растущего населения. При всех негативных последствиях современных технологий они представляют собой наименьшее зло по сравнению с попытками обеспечить ныне живущему количеству людей хотя бы необходимый уровень жизни традиционным путем. Кроме того, даже поддержание уже достигнутого уровня природопользования требует все больших затрат для извлечения и транспортировки природных ресурсов. Поэтому и остановка технологического развития невозможна, так как за ней последует падение жизненного уровня. Второе решение гораздо популярнее. Если человек – разумное существо, рационально оценивающее реальность и изменяющее окружающий мир согласно своим потребностям, то представляется вполне логичным расширять объект рационального анализа и технической деятельности до пределов биосферы Земли, замещая соседство (и конфликт) двух систем – техносферы и биосферы единой коэволюционирующей системой «человечество – техносфера – биосфера», которую принято сейчас называть ноосферой. Но учет других искусственных систем – социальной и культурной, которые находятся в сложной взаимосвязи с материальной средой, выводит нас в область нерегулируемых спонтанных эмоций.

5. Человек как активный деятель. Философская мысль с самого начала своего возникновения приступила к осмыслению вопроса деятельностной природы человека. Разными культурами деятельность человека оценивается различно. Нарушение людьми естественного хода вещей, их надежда своими усилиями изменить к лучшему мир, созданный сверхчеловеческими силами, характерны не для всех цивилизаций. Но для европейской культуры деятельность – проявление высшего смысла человеческого бытия, условие существования общества. Основой европейской цивилизации стало постепенное преодоление стихийности в природе и человеческой душе, замена их системой эффективных практик. Естественным космическим силам отказали в священности и разумности: природа была противопоставлена культуре, как неупорядоченное – упорядоченному. Понижение мировоззренческого статуса природы сделало ее изменение возможным. Целесообразная деятельность человека на природу, совершаемая с помощью орудий для удовлетворения его потребностей, называется трудом. Труд – естественное условие человеческой жизни, он является специфически человеческой формой активного отношения к окружающему миру (в отличие от деятельности животных, действия человека осознаны и целенаправлены). Именно поэтому трудовые процессы у людей развиваются, а действия животных по использованию окружающей среды остаются неизменными. Человеческая история сопровождается постоянным развитием орудий труда – проводников воздействия человека на природу, и окружающий нас мир есть результат деятельности целого ряда поколений.

Разделение существующего на естественное и искусственное стало одним из первых последствий философского анализа человеческой деятельности, начинавшегося еще в античности: природа мыслилась через ее противопоставление неприродному, продукту человеческих рук – «техне». Например, Аристотель различал созданное «по природе» (в себе имеющее принцип самодвижения) и существующее «в силу иных причин» (не имеющее врожденного стремления к изменению). При этом наибольшая ценность античными философами признавалась за естественным (одушевленным и даже сакрализованным), а искусственное, «насильственно созданное» считалось второстепенным, менее совершенным. Позднее, в средние века, искусственным, строго говоря, оказалось все мироздание. Лишь с эпохи Возрождения значение исследуемых категорий стало общепринятым: под естественным понималось сотворенное природой или Богом, а под искусственным – созданное человеком ради своих целей. Исследуемые понятия характеризовали два модуса происхождения систем и объектов, находящихся в контакте с человечеством. Первичной являлась категория «искусственное», которую прилагали к объектам, сознательно созданным людьми, и процессам, спланированным и инициированным человеком для достижения какой-либо цели. Содержание второй категории устанавливалось путем исключения. Естественными называли спонтанные процессы, не вызванные деятельностью человека и не зависящие от его сознательных намерений, а также объекты, им не созданные. Но современные исследования подчеркивают спонтанность создания искусственного мира, усиливающуюся независимость его функционирования от сознательных намерений людей, а также относительность границы между естественным и искусственным. Итак, в окружающей человека среде прежде всего выделяются два компонента – естественный и искусственный. Благодаря естественной среде он сохраняет свою жизнь как биологический вид, благодаря искусственной реализует себя как социальное существо.

Труд – частный случай практики, которая является движущей силой развития общества и познания, при этом человек в ходе предметной деятельности преобразует не только природу, но и себя самого. Сознание людей и их общественные отношения также формируются в практической деятельности.

Зачем же нужно человеку изменять мир? Причиной активного освоения мира, как правило, называли недостаточную биологическую приспособленность человеческого рода. Именно она, считает большинство философов, заставила людей создавать искусственную среду, защитившую их от природы.

Любая высокоорганизованная система отличается автономностью, то есть способностью самостоятельно управлять своим функционированием, минимизируя зависимость от внешнего окружения. Для живых систем это свойство самодетерминации поведения называют активностью: при этом выделяют внешнюю активность (направленную на внешний мир) и внутреннюю (упорядочение самой системы). Иногда обсуждается вопрос – отличается ли трудовая деятельность человека от деятельности животных. Отличие преобразующих поступков человека от изменений природы другими живыми существами – в сознательности и целесообразности человеческой деятельности, ее связи с самоизменением. Причина деятельности людей – столкновение целеполагающей свободной воли и объективных закономерностей мира. Понятая таким образом деятельность включает и труд, и культурно-историческую сферу.

Сама деятельность как специфически человеческая форма отношения к миру может иметь три формы: материальную (взаимодействие человека и природы); социальную (взаимодействие между людьми); духовную (взаимодействие человека с выработанным за историю человечества миром символических значений). Результатом этих форм деятельности являются: техносфера – искусственно созданная предметная среда человеческого бытия: совокупность технических устройств и технологических процессов, а также объектов, появившихся в результате их прямого или косвенного воздействия на природную среду; общество – совокупность сверхбиологических программ межчеловеческих взаимодействий и реализующих их институтов, опосредующих взаимодействие человечества с природой и его воспроизведение; культура – искусственно созданная знаковая среда человеческого бытия, служащая для кодирования и трансляции сверхбиологических программ жизнедеятельности человека как социального существа.Для обозначения единства искусственных миров можно использовать понятие «антропосфера» – область, созданная искусственно в течение становления человечества. Как создание человека, антропосфера противостоит биосфере – естественной окружающей среде. Но homo sapiens является продуктом эволюции биосферы и принадлежит к ней. Это положение человека между мирами является источником многих проблем.

Любая сфера активности человека – экономическая, социальная, культурная – подвергается опасности отчуждения. Это – процесс превращения результатов деятельности людей в независимые силы, подавляющие своих творцов. Исходным пунктом отчуждения считается общественное разделение труда, следующими ступенями были отделение власти от народа и работника от средств производства. В психологии говорится об отчуждении как разрыве между желаниями человека и социальными нормами. Хотя К.Маркс считал, что отчуждение – продукт определенных общественных отношений, а именно – разделения труда и частной собственности, ХХ век показал, что любое творение человека имеет непредусмотренные аспекты.

Искусственная среда становится все мощнее. Негативные процессы в техносфере (экологический кризис), обществе (тоталитарные режимы, разрыв между регионами в уровне жизни и т.п.), культуре (рост наркомании и других форм бегства от реальности, угроза дегуманизации и т.д.) поставили под сомнение понимание искусственного мира как управляемого человеком. В ХХ столетии стало ясно, что человек – не только творец искусственного мира, он и сам – его творение. Изменяя мир, человек изменяет и себя. Следствие этого понимания – попытки философского осмысления техники и ее влияния на человека и общество. Формирование искусственной среды открыло перед людьми на первых порах небывалые возможности роста материальной обеспеченности и безопасности. Но вместо ожидаемой привольной жизни, обеспеченной техническим прогрессом, искусственный мир сегодня требует от человека соответствия своим потребностям. Творец искусственного мира становится его частью, биосферное существо – техносферным.

Человек сам по себе «неестествен». Он не только создает искусственную среду, но и изменяет себя, за прошедшие миллионы лет далеко уйдя от естественного состояния. «Противоестественны» даже физические отличия человека от животных – такие как прямохождение и развитый мозг (недаром они становятся источниками проблем, неведомых в животном мире – таких как болезни позвоночника, тяжелые роды и долгий период младенчества). «Неестественны» цивилизация, мораль, язык, да и сама культура. Человек современности отличен от древнего и анатомически, и биохимически. Увеличение средней продолжительности жизни приводит к тому, что все большая часть членов общества не способна жить без медицинского вмешательства. Нарастают разрушения органов чувств (особенно зрения и слуха), иммунной, эндокринной и иных систем. Трансформация человека под воздействием техногенного развития угрожающе нарастает, и перспективы человека как биологического вида нельзя назвать хорошими. Все большую нагрузку испытывает человеческая психика, не успевающая освоиться в меняющемся мире. Растет количество людей с психическими отклонениями. Усложняется социализация личности ввиду разрушения традиций и необходимости приспосабливаться к постоянно меняющимся обстоятельствам. Информационный поток, стрессовые нагрузки часто приводят к употреблению искусственных средств снятия напряжения. Появляется все увеличивающееся число людей (причем в благополучных странах), которые стремятся «забыться», уйти от реальности: начиная от алкоголиков и наркоманов и кончая поклонниками виртуальной реальности. Все чаще говорят, что современному человеку грозит дегуманизация.

Из всех проблем, осознаваемых современным человечеством как угрозу своему существованию, труднее всех происходит осознание антропологического кризиса – разрушения человека. Человек все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует. Раздаются голоса, что нынешний этап научно-технического прогресса требует искусственного изменения самих людей. Человек, полностью зависимый от технических систем жизнеобеспечения, подчиненный техническим ритмам, вынужденный встраиваться в технологические процессы, даже не замечает, насколько изменяется его жизнь, насколько сами его желания и потребности формируются не им самим, а техносферой. Именно антропологический кризис является самым глубинным, без устранения которого разрешение остальных современных проблем вряд ли возможно. Как же человечеству выйти из антропологического кризиса? Большинство предлагаемых рецептов сводится к призывам возродить духовность: или в форме традиционных религий (которые считаются носителями нравственности), или в виде разработки новой морали. Но для решения проблемы требуются усилия большей части человечества – благие порывы одиночек не принесут пользы, а современная техника усиливает не только силы человека, но и его глупость. Новый тип цивилизационного развития, который сменит индустриальную цивилизацию, потребует выработки новых мировоззренческих ориентиров. Именно в современную эпоху, когда человечество ощущает, что старый путь развития заканчивается, а новый еще не найден, роль философии становится особенно важной. Ведь в переходные эпохи всегда происходит переоценка ценностей, ранее господствовавшие мировоззренческие ориентиры повергаются критике, и этот процесс нуждается в строго логическом философском методе.

Итак, человек – биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, умением создавать орудия и пользоваться ими в процессе совместного труда. Эти способности не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них в процессе усвоения опыта предшествующих поколений. Начиная жизнь среди предметов и явлений, созданных предками, участвуя в разных формах общественной деятельности, человек развивает в себе качества, свойственные человеческому роду. Каждый человек уникальным образом реализует свою общеродовую природу. Социально-психологическая сущность человека формируется в результате усвоения общественных форм сознания и поведения. Общество порождает в людях общие качества, интересы, ценности; но они не подавляют уникальность людей, а помогает ее выявить. Личность осуществляет выбор, оценивая последствия своих решений и отвечая за них. Цель жизни человека – непрерывное развитие, в том числе овладение собственными душой и телом.

Уникальность человека выражается в его активности: хотя различие между людьми обусловлено культурными факторами, человек сам строит свой внутренний мир. Общество предоставляет ему достаточно широкий выбор одобренных способов выявить и реализовать свою индивидуальность. Человек может изменить среду в своих интересах. Формулируется главная проблема современности: как, оставаясь человеком (а значит – будучи связанным с биосферой не столько уже внешними, материальными, сколько внутренними, духовными взаимосвязями), продолжать реализацию своей активной, деятельностной природы. Разрешение проблемы зависит от того, следует ли людям и далее изменять природу и самих себя, или же нужно положиться на ход эволюции и сохранять «естественные» параметры во всем – от биосферных ритмов до моральных норм. Ответы, даваемые без тщательного анализа исторического опыта, не выдерживают критики.

Так, картина мира, выстраиваемая современной наукой, приобретает все больше антропологических аспектов. Заметное место в ней занимает антропный принцип, констатируя, что строение мира неотделимо от существования его наблюдателей. Космологические постоянные Вселенной (физические константы, определяющие размеры, массу, заряд, время жизни элементарных частиц) словно бы «настроены» для того, чтобы сделать возможным появление жизни. Незначительные отклонения в значении хотя бы одной из них привели бы к невозможности существования многих структур известного нам мира (атомных ядер, химических элементов, звезд и т.п.). Возможно, это говорит о том, что появление разумной жизни во Вселенной – закономерность? Согласованность начальных условий Вселенной и отражается в антропном принципе, имеющем несколько формулировок. Слабый антропный принцип (Р.Дикке): то, что мы наблюдаем, должно удовлетворять условиям, допускающим существование наблюдателя. Сильный антропный принцип (Б.Картер): Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на определенном этапе появился человек. Синергетический антропный принцип (Дж.Уилер): Вселенная приобретает реальность посредством наблюдателей, которых сама и порождает на некотором этапе своего существования. Финалистский антропный принцип (Ф.Типлер): возникшее при развитии Вселенной производство информации не прекратится. Сверхсильный антропный принцип: человек является необходимым элементом Вселенной, так как его разум необходим для ее вечного существования (человеческий разум, став на определенном этапе эволюции участником космологических процессов, спасет Вселенную от необратимого распада из-за роста энтропии). Раскрывая уникальное место человека во Вселенной (антропный принцип, Универсальная история) и совершенствуя методы анализа нелинейных самоорганизующихся систем (к которым относятся и системы социальные), современное естествознание преодолевает характерное для ее предшествующих ступеней сведение человеческого к неживому. Но человеческая личность во всей своей свободе и уникальности остается вне пределов научного знания.\

Противоречивость философских представлений о человеке достигает предела. Кто он – губитель биосферы или строитель ноосферы? Является ли он свободной личностью или уже управляется средствами массовой информации? Ждет ли человечество счастливое общество или скорая гибель? Любой из вариантов ответа уже высказан и обоснован философами; были предложены взаимоисключающие программы действий и даны противоположные оценки каждому явлению.

6. Человек как свободная личность. Свобода – одна из основополагающих категорий европейской культуры, поэтому это понятие имеет много смыслов. Рассмотрим их.

В бытовом языке свобода означает отсутствие принуждения, возможность для человека поступать, как ему самому хочется. Но человек, как существо природное, подчинен необходимости. Это – законы (физические, химические, биологические); время и место рождения, унаследованные физические и психические характеристики человека, это общество, в котором он рождается, и место в нем (насколько это зависит от рождения), степень развития производительных сил и науки… Ограничения свободы есть не только в объективном мире, но и внутри общества (политическое и правовое насилие), и внутри самого человека (незнание, страх перед свободой, чувственные аффекты). Что же остается на долю свободы? Свободным человек называет себя, когда он может сделать то, что желает. Но само желание может оказаться несвободным, вызываясь внешними влияниями или врожденными свойствами человека.

Свобода может пониматься как политико-правовая автономия гражданина. Она заключается в свободе от опеки и диктата извне: в действии на основании принципов, которые сами люди признают отвечающими их представлению о благе, и в возможности влиять на формирования правовых норм, действие которых гарантируется государственными институтами. Воля становится свободной, обуздав своеволие с помощью права (подчиняя личную волю общей) и морали (сообразуя волю с долгом). Свобода человека в обществе ограничена свободой других людей. Она – не высшая ценность, так как подчинена общему благу: следует не причинять другим несправедливости и содействовать их благу. Свобода связана с самообладанием, с умением достигать частных целей, оставаясь в рамках закона. Человек должен уважать свободу других и он будет уверен, что и другие признают его свободу. Можно говорить об экономической свободе, то есть о свободе от эксплуатации, свободе заниматься любимым делом в нормальных условиях и получать за это адекватную плату. Кроме того, человек должен иметь право решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее, в каком месте он хочет трудиться. Крайне важна политическая свобода, то есть набор гражданских прав, обеспечивающий нормальную жизнь. Цивилизованное общество немыслимо без всеобщего избирательного права, права выбора местожительства и т.п. Необходима и духовная свобода – свобода людей выбирать свое мировоззрение и пропагандировать его, познавать мир. Поскольку человек живет среди себе подобных, он должен, реализуя свою свободу, не ущемлять прав других людей. Проблема обеспечения гражданских свобод неразрывно связана не только со снятием социального гнета, но и с установлением общественной дисциплины, в рамках которой государственные институты гарантируют свободу граждан, а сами граждане гарантируют исполнение своих обязанностей. Формальная свобода вне социально-правового порядка может привести к анархии и к «бегству от свободы». Наконец, свободу человека ограничивают те высшие принципы, которые он добровольно признает стоящими над своими непосредственными интересами. Особая грань свободы личности – умение и желание пользоваться этой свободой. Для этого нужен определенный уровень культуры человека и общества.

Для философии свободным является действие, совершенное со знанием объективных ограничений, по собственному решению, в условиях выбора возможностей и в результате правильного решения. Свобода – такое отношение человека к своим поступкам, при котором он является их причиной (они не обусловлены внешними факторами – природными, социальными и др.). Древние представления о свободе были неразрывно связаны с идеей противостояния желаний человека воле богов или слепой судьбе – непостижимой предопределенности событий в жизни человека. В отличие от божественного предопределения, судьба справедлива, но непознаваема – не имеет ни причин, ни целей, растворяя частное бытие в общем. Поэтому рано возникла философская концепция, отрицающая свободу человека. В античности моральный и космический порядок объясняют друг друга: судьба – закон космического воздаяния, автоматически возмещающая нанесенный космическому порядку ущерб. Для Платона свобода – способность к добру: произвол человека в решениях ограничен знанием должного, и добродетельность действия совпадает в его разумностью – никто не грешит добровольно. Человек свободен стать причастным высшему благу, считал Платон: его душа выбирает свою судьбу и несет за нее ответственность. Аристотель исследовал соотношение свободы с произволом: он сделал вывод, что несвободны действия непроизвольные (совершаемые под воздействием стихии или внешней власти), но и произвольные действия, которые зависят от нас, не всегда свободны (так, преднамеренные действия совершаются по сознательному выбору, но без желания). По Аристотелю, свобода – в должном произволении, направленном на внешнее благо. Разум человека – источник особой причинности, отличной от необходимости, случая, привычки: причина свободного действия – в индивиде, он и отвечает за него. Человек свободно склоняется к добру, возвышаясь от произвола к творчеству. Для стоиков все в мире предопределено: единственное, что зависит от человека, – нравственное решение.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 229 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...