Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

АНТРОПОЛОГИИ 3 страница



Космисты считали, что нынешнее негармоническое состояние мира и человека делает необходимым их совершенствование. Человек – ступень космической эволюции, активность – необходимый признак человеческой природы. Смысл этой активности – преображение мира, достижение природой совершенства и единства с человечеством. Завершение эволюции космоса потребует объединения людей и развития человека: «организатор Вселенной» должен превратиться из Homo sapiens, «человека разумного» в Homo explorans («человека исследующего», по Н.А.Умову), Homo creator («человека творящего», по В.Н.Муравьеву), Homo faber («человека умелого», по В.И.Вернадскому). Это – цель будущего. Чтобы исполнить возвышенную миссию дальнейшей эволюции Вселенной, люди должны измениться: в своем современном состоянии, когда материальные блага важнее духовных, о создании механизмов управления биосферой не может быть и речи. Но космизм выражает веру в то, что человечество преодолеет свою раздробленность и сможет стать настоящим разумом природы: в результате биосфера перейдет в ноосферу.

К середине ХХ века философия расстается с классической концепцией личности как свободной, самосознающей, самоуправляющейся инстанции. В лучшем случае, ее сведению к информационным или нейробиологическим процессам пытаются противопоставить социальный субъект. Но, оценивая сознание как порождение коммуникации или иных форм социальной практики, философы лишают почвы понимание личностного выбора. Утверждается, что живой человек стал инструментом, деталью в машине индустриального общества. Его образ жизни и мышления создается машиной «культурной индустрии»: навязанные потребности и единообразные модели поведения блокируют его инициативу. Итак, научно-технический прогресс, который столетиями считался источником всяческих благ для человечества, переоценивают в качестве источника его бедствий. Подозрение падает на все наукообразное и техническое. Все больше раскрывается философией мера обусловленности человека окружающим миром, в том числе – языком и социумом. Исследуется процесс превращения мыслящих субъектов в покорную и бессмысленную толпу. Мир природы постепенно выпускает человека из своей зависимости, но на смену ей приходит другая зависимость – от «второй природы», от созданной другими людьми реальности: технической, социальной. Все чаще философы говорят о том, что человек теряет человеческий облик, из творца становясь послушной марионеткой, винтиком «общества потребления». Традиционные европейские понятия личности, субъекта, воли и т.п. переосмысливаются и удаляются из философского рассуждения. Личность теряет позиции и в современной философии, и в реальности.

Постмодернизм провозглашает отказ от «презумпции субъекта», детерминированного определенной культурой и вместе с этой культурой исчезающего. Характерный для европейской цивилизации взгляд на человека как активного творца заменяется его пониманием как производной объективных структур. Новый взгляд основан на феномене «кризиса идентификации», который заключается в разрушении целостного восприятия человеком себя как личности, носителя морального выбора, а своей жизни – как единого целого. Несоизмеримость потоков коммуникаций, в которые втянут человек, дошла до предела: сознание теряет возможность интегрировать их в виде личности. Субъект понимается как уходящая ступень существования человека. Ранее личность присутствовала (выражая особенности жизни в условиях определенных культур), но современные социокультурные условия привели к ее исчезновению. Потоки коммуникации, в которые втянут современный человек, многочисленны, разнородны, несоизмеримы; индивидуальное сознание потеряло возможность интегрировать их в единый внутренний мир. Исчезновение «Я» понимается как результат коммуникативных взаимодействий. Все традиции и иерархии ценностей утратили свой авторитет: основанное на них понятие «Я» (индивид, обладающий определенными правами и обязанностями и ответственный за свои поступки) потеряло смысл. Сознание современного человека «перенасыщено» и «фрагментировано». Человек не может считаться автором своих поступков, так как реагирует в соответствии с теми системами коммуникации, в которые он втянут.

Большинство современных исследователей признает, что научно-техническая революция, начавшаяся во второй половине ХХ века, привела к глубоким переменам в остальных областях человеческой жизни. Формирующийся тип общества (к которому начинают переходить наиболее развитые технологически страны, а по мере технологического развития приближаются остальные регионы) называют постиндустриальным. Но взгляды на социокультурные последствия технологического роста расходятся. Новый тип общественного развития оценивается то как очередная ступень социального прогресса, то как последний шаг человечества по старому, техногенному пути к пропасти. Среди проблем – кризис города-мегаполиса и вымирающего села, деградация культуры и морали, маргинализация значительных слоев населения и их биологическое вырождение, изменение ценностей, идеалов, потребностей современного человека… Все чаще философы говорят о наступлении антропологического кризиса.

3. Человек как социоприродное сущеество. Откуда взялся человек? Проблема происхождения человека впервые была поставлена в древнейшие времена и решена в виде мифов. Иногда в них люди возникают «естественным путем» (например, из ила – как у Анаксимандра) или в них превращаются животные и даже неодушевленные предметы (тотемы). В монотеистических религиях (иудаизме, христианстве, исламе) сотворение человека происходит из «праха земного и дыхания Божьего»: человек, как «образ Бога», призван владеть землей, но в результате грехопадения теряет многие дары и приближается к животным. Религия, отрицавшая возможность развития человека из более примитивных существ, подчеркивала уникальность человека по сравнению с остальными обитателями Земли. Но в ХVIII – ХIХ веках вопрос о происхождении человека – антропогенезе – перешел в сферу действия науки и получил возможность теоретического решения.

В настоящее время наукой и религией предложены многочисленные гипотезы:

1. Креационистские – учат о сотворении жизни и человека Богом. Основан на том, что механизм появления жизни неизвестен.

2. Эволюционные – объясняют упорядоченность и поступательное движение биологической эволюции действием слепых сил, производящих человека случайно. Эволюция понимается как продукт взаимодействия случайных мутаций и естественного отбора, который выбраковывает вредные мутации и благоприятствует полезным, что ведет к значительным изменениям живых существ: в течение долгих геологических периодов формируются новые свойства, новые виды существ.

3. Финалистские – считают невозможным, чтобы слепые генетические мутации привели к столь сложному процессу, как усложнение сознания, и считают эволюцию направляемой неким высшим разумом, который поставил цель и вписал в материю некую программу. Процесс эволюции, выполняя ее, действовал в определенном направлении – формирования и развития нервной системы. В настоящее время это направление становится все популярнее: вероятность случайного совпадения множества мутаций, ведущих к возникновению живой клетки и высокоорганизованных видов, близка нулю. Поэтому многие ученые полагают, что эволюция имела цель.

В результате археологических и палеонтологических раскопок были открыты останки промежуточных форм между человеком и животным, а также следы их деятельности. Идея эволюции организмов в биологии была применена к человеку: в 1871 г. появился труд Ч.Дарвина «Происхождение человека», в котором на базе большого фактического материала утверждалось, что человек произошел от животных и его непосредственными предками были вымершие формы обезьян. Биологический вид человека относится к царству животных, типу хордовых, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид. У современных обезьян много признаков, общих с человеком: 7 шейных позвонков, две пары конечностей рычажного типа, замкнутая кровеносная система, четырехкамерное сердце, постоянная температура тела, безъядерные эритроциты и т.д. Еще больше сходства показывает микробиология: у человека и шимпанзе одинаковы 99% генов, и гемоглобин (цепочка из 141 аминокислоты) человека и шимпанзе одинаков. Неудивительно, что это сходство со времен Дарвина понимается как общность происхождения. Это происхождение осуществлялось через естественный отбор. По данным молекулярной генетики, разделение линий человека и обезьяны произошло около 6 млн. лет назад. Доводы в пользу гипотезы таковы: сходство между животным и человеческим организмом (строение, наличие рудиментарных органов и т.п. – всего насчитывается 700 общих признаков у человека и приматов: так, лучевая и локтевая кости предплечья не срастаются между собой, что дает большую подвижность кисти; концы пальцев расширены и имеют голые участки кожи с повышенной чувствительностью и тактильными узорами; налицо усиленное развитие органов зрения и упадок обоняния, что сопровождается уменьшением носового отдела черепа); единство генетического кода всех живых существ; большое количество открытых палеонтологами вымерших промежуточных форм между человеком и обезьяной; эмбрион человека в некоторые периоды развития имеет хвост, жабры и другие животные особенности; бессознательный слой есть в нашей психике. Тем не менее, хотя гипотеза о происхождении человека от животного стала общепринятой, сохраняются многочисленные пробелы. Существуют физические отличия человека от животных: высокая степень развития мозга (у человека мозг имеет массу 1360 г (лучше развита кора мозга и его лобные доли), у шимпанзе – 345 г), прямохождение (чему способствует изогнутость позвоночника и изменение формы костей тазового пояса), способность членораздельной речи (обезьяны не способны к этому из-за строения гортани), лишенная волосяного покрова кожа, маленькие зубы, наличие подбородка и выступающего носа, хорошо развитая рука, сильно развитые ягодичная и икроножная мускулатура (стопа обладает высоким сводом, в отличие от плоской стопы обезьян).

Единый человеческий род представлен в виде разных этносов. С образованием современного человека начинается этногенез: процесс образования этносов, при котором происходит изменение духовной и материальной культуры, социальной структуры, языка. Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, на основе которых имеется сознание своего единства и отличия от других народов (этнической идентичности). В истории известны слияние этносов с образованием нового, выделение одного этноса из другого или растворение в нем. Между некоторыми этносами имеются общие черты; они образуют суперэтнос, как правило, в результате пребывания в одном государстве. Предложены разные типы классификации этносов: на основе биологических типов, географического проживания, языкового сходства, хозяйственного и культурного сходства (различие есть лишь у традиционных культур). Они пытаются дать представление об этнической истории, выявив происхождение народов. Языковая принадлежность и этническая различны: отдельные языки распространились за пределы создавшего их этноса. Используется термин этничность как совокупность культурных черт этнической группы: это – форма социальной организации культурных различий. Члены данного этноса отличают себя от других по ряду признаков: физическому облику, религии, языку, особенностям хозяйства и быта. Выделяются разные исторические типы национальных общностей, определяющих культуру, традиции, менталитет, психологический облик людей. Каждая общность обладает неповторимым своеобразием: это – совокупность людей, объединяемых исторически сложившимися устойчивыми связями и отношениями. Она возникает независимо от воли и сознания людей, меняется по ходу истории.

1. Род и племя – данные общности характерны для ранних стадиях развития, они невелики и обеспечивают совместное противостояние внешним природным силам. Род – первичная форма социальной организации, основанная на кровнородственной связи, носитель всей совокупности общественных отношений (производственных, бытовых, идеологических, религиозных и т.д.) Для рода характерны общий труд, общее имущество, уравнительное распределение. Несколько родов объединялись в племя, имевшее общность языка, религии, обычаев, самосознания.

2. Народность – общность людей, имеющая единые территорию, язык, культуру, религию. Ни экономическая, ни политическая общность для народности не обязательны. Возникает она в классовом обществе.

3. Нация – общность людей, характерная для современности. Ее признаки – общность экономической жизни (хозяйственная специализация различных районов и прочные торговые связи между ними), общность политическая, языковая, культурная, территориальная (включая свободу перемещения людей по территории) и единое национальное самосознание (основанное на национальной идее).

Различия в культуре этноса выражаются в существовании национального характера – исторически сложившейся совокупности устойчивых психологических черт представителей этноса, определяющего привычную манеру их поведения, типичный образ действий, отношение к своей и другим этническим общностям. Человек не рождается с национальным характером, а в ходе воспитания в национальной среде становится представителем данной этнической общности. Он – элемент национальной психологии, отражающей то общее, что есть в мировосприятии представителей этноса: их черты психологического облика, стереотипы поведения. К национальной психологии относятсятакже национальные чувства и настроения (эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности и другим народам: может иметь положительную окраску – патриотизм – и отрицательную – шовинизм), национальные интересы (мотивационные приоритеты представителей этнической общности, отражающие ее единство и целостность), национальные традиции (сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни правила, нормы, стереотипы поведения и общения), национальное самосознание (осознание людьми принадлежности к определенной этнической общности, понимание ее взаимоотношений с другими общностями). Все эти особенности устойчивы и не зависят непосредственно от текущих событий; они определяют национальную специфику деятельности людей, морального климата, качеств людей. Итак, национальный характер определяет представления о пороках и добродетелях, личностном самоопределении и т.д. Он заменяет инстинктивное поведение, направлен на этническое воспроизводство. Используется также понятие менталитет: это глубинный уровень сознания, совокупность предрасположенностей людей мыслить и действовать определенным образом. Менталитет лежит в основе человеческих представлений о мире.

В философии давно идет спор о взаимодействии биологического и социального в человеке, унаследованного и приобретенного, природы и культуры. Под природным понимаются генотип человека, его инстинкты, физиологические процессы; под социальным – все те способности и умения, которые приобретаются через механизм социализации и приобщение к культуре. Чем определяются мотивы действий человека, каково воздействие природных инстинктов и социальных норм?

Человек детерминирован как генетической наследственностью, так и культурной (передаваемой благодаря воспитанию). Вопрос: от чего зависит, какие идеалы поставит перед собой человек, какие ценности объявит своими, – от воспитания в данном обществе, или биологической наследственности? При решении данной проблемы возможны крайности – биологизаторство, то есть придание решающего значения только природным инстинктам, и социологизаторство, то есть признание, что человек рождается «чистым листом» и все зависит от воспитания. Ближе к истине признание роли обоих факторов. Несомненно, биологические особенности как самого человека, так и человеческого рода оказывают влияние на его жизнь. Но объявление их непреодолимыми исключает из рассмотрения самого человека, его разум и волю: он признается марионеткой природных сил. Видимо, в данном случае человек есть сложный синтез обеих стихий – природной и социальной, но при этом решающий выбор всегда принадлежит свободной воле человека.

Социальная сущность человека проявляется в том, что только в обществе формируется человек в полном смысле слова, и особенности его определены структурой общественных отношений. Полная реализация наследственной программы человека возможна только в социальной среде, в ходе общения, воспитания, обучения. Человеческие качества (прямохождение, речь, трудовая деятельность, логическое мышление) формируются у детей в процессе усвоения общечеловеческого опыта на основе общения. В асоциальных условиях они не формируются. Человек – биосоциальное существо: в процессе социализации ребенка развиваются психика и язык, реализуются его родовые качества.

Человек рождается менее подготовленным к жизни, чем животное: у него отсутствуют волосяной покров (как естественная защита от холода), телесные приспособления для нападения или бегства. Человек уступает большинству животных в остроте чувств; состояние беспомощного детства у него гораздо дольше. Но именно человек подчинил природу. Именно потому, что он рождается как существо незавершенное, ему необходимо постоянно прибегать к саморазвитию, развивать сознание и программы деятельности. У него нет генетически определенного набора качеств и программ поведения: эта неспециализированность человека стала его сущностным качеством. Расширение человеческой индивидуальности – компенсация этого недостатка. Человек активно создает себя: по мере истории растут индивидуализация и культура.

Что такое культура? Много определений дано ей (более трех сотен), но все единодушно подчеркивают, что именно она делает биологического индивида человеком в полном смысле этого слова. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов создавать их, использовать и передавать от поколения к поколению; способ организации и развития человеческой жизни, представленный в системе социальных норм и ориентиров взаимодействия людей друг с другом и миром. Культура – человеческий способ бытия (в отличие от биологического бытия животных), средство самореализации человека, мера овладения миром, реализация человеческой свободы и творчества. Культура – система надбиологических программ жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство общества. Это – исторически накопленный социальный опыт. Культура предлагает человеку программы деятельности и общения, в результате чего действие биологических инстинктов осуществляется у него в формах, предписанных данной культурой. Культура, возникает в качестве надприродного способа жизнедеятельности антропоидов, преобразуя их животное бытие в социальное состояние. Культура – это человеческая деятельность по преобразованию природы» и господство над природой – внешней, окружающей человека и внутренней, составляющей его тело. Она существует вопреки и благодаря природе. Культура означает развитие сущностных сил человека и их воплощение в материальных, социальных и духовных процессах и структурах общества. Культура отражает степень самореализации и развития человека, его родовых сущностных качеств на основе освоения им внешней социальной или природной реальности; это – способ организации деятельности субъектов при воспроизводстве общественной жизни. Культура есть форма человеческой деятельности, охватывающая: сверхприродные качества человека (воссоздаваемые в процессе социализации); многообразие материальных, духовных и художественных объектов, творимых человеком, способы создания которых передаются из поколения в поколение; становление и общение людей как продуктов культуры. Культура хранит социальный опыт, передает его из поколения в поколение и этим обеспечивает воспроизводство определенного образа социальной жизни и определенных типов личности.

Главные характеристики человека – способность к знаково-символической и предметно-преобразовательной, творческой деятельности, а культура – главный путь к обретению и развитию этой способности. Она включает исторически-конкретную совокупность знаково-символических систем, аккумулирующих опыт бытия в виде способов восприятия, мышления, познания, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, способов и критериев оценки, нормативов, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной деятельности. Наконец, это технология всех форм взаимодействия и общения.

После биологического и социального созревания перед человеком встает задача личностной самореализации. Деятельность личности зависит не от внешних стимулов и вызванных ими эмоциональных реакций, она строится на основе длительной жизненной перспективы. Личность самостоятельно определяет свои ценности и поступки (разумеется, это не значит, что личные ценности всегда должны противоречить общепринятым: просто их принятие будет происходить не путем подражания или подчинения, а по личному выбору человека). Количество личностей в обществе зависит от того, ценится ли в нем самостоятельность людей и их независимость, доступны ли для широких масс творческие формы деятельности. При увеличении числа личностей возникают проблемы с поддержанием структуры общества, поэтому далеко не всякое государство на самом деле стремится к распространению образования и личностной самореализации людей. Противоположностью самореализации является конформизм – пассивное принятие господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, некритическое следование рекомендуемым образцам. Философы ставят следующие вопросы: является ли самореализация человека обязательной для него? Что делать с людьми, которые не хотят становиться личностями?

Насколько мешает личностной самореализации соблюдение социальных норм – общепризнанных правил, которые обеспечивают упорядоченное взаимодействие людей в группе? Основные взгляды на взаимоотношение личности и общества таковы: человек и общество – в непримиримой вражде, развивающаяся личность неминуемо должна порвать с обществом, чтобы не быть им подавленной и реализоваться; личность – часть общества, и ее долг – служение целому, а ее таланты лишь тогда имеют смысл, когда они востребованы обществом (идеал человека – послушание); общество богаче, чем личность, но именно личность – главное богатство общества, поэтому нужно согласование их интересов (это наиболее привлекательная концепция, но и самая трудная для реализации).

4. Взаимоотношения человека и природы. В истории человечества огромную роль играет техника – созданные людьми средства для обслуживания потребностей общества. Ее развитие знало как периоды плавного развития, так и технические революции – смены способа производства. Отношение человека к технике также менялось – от безоговорочного одобрения до пессимистических взглядов, согласно которым техника выходит из-под контроля человечества и погубит его. История показала, что технический прогресс имеет социальные, политические, экологические последствия, влияет на духовную жизнь человека. Он же, оторванный от гуманистических ценностей, может породить разрушительные последствия. Поэтому оптимальный по технико-экономическим показателям проект порою должен быть отвергнут из-за экологических или культурных последствий. Наряду с позитивными последствиями технического прогресса на жизнь человечества появилась негативные, результатом которых стала технофобия: восприятия мира техники как угрозы бытию человека, боязнь утраты духовных ценностей. Только в 60-е годы ХХ века приобрела черты особой философской дисциплины философия техники, цель которой – анализ технического развития как фактора развития человека и общества. Перед философией техники стоят проблемы поиска соразмерности технических систем и человеческой среды обитания, определения пределов технического развития. Понятие «техника» до сих пор не имеет общепринятого смысла. Не только в обыденном языке, но и в философских исследованиях под техникой понимают различные объекты. Понятие «техника» образовано от греческого «технэ». Это слово переводится как «мастерство», «искусство», «умение», «ловкость». Оно стало употребляться в античную эпоху, область его определения включала ремесло и искусство. Только в эпоху Возрождения понимание техники окончательно оформилось: ее рассматривали в качестве искусственных предметов, служащих для посредничества между природным материалом и человеческой деятельностью. Поскольку в течение многих тысяч лет техника представляла собой ручные орудия труда, ее место в общей картине человеческой жизни считалось очевидным – в качестве дополнения органов человеческого тела. Основоположники философии техники рассматривали ее в широком контексте человеческой деятельности – как совокупность создаваемых людьми средств, которые позволяют им использовать естественные материалы и процессы для удовлетворения своих потребностей. Постепенно предметная область, охватываемая категорией «техника», становилась все шире. Уже в начале ХХ века технику стали понимать расширительно – как нематериальный, глубинный аспект культуры. Сейчас все чаще говорят о музыкальной, мыслительной, спортивной технике, о технике мышления и запоминания, о психотехнике… Предложенные до сих пор определения техники сводятся в два: узкое (техника – совокупность материальных устройств, использующих и преобразующих силы и энергии природы и целенаправленно созданных человечеством, чтобы удовлетворять его потребности) и широкое (техника – глубинный аспект культуры, способ существования человека и его отношения к миру, заключающийся в использовании и преобразовании элементов естественной среды).

Можно выделить два направления философии техники. Инженерная философия техники (Э.Капп, П.К.Энгельмайер, М.Бунге, Ф.Дессауэр и др.) обращает внимание в основном на причины формирования искусственного мира (возможности технической деятельности человека, ее закономерности и т.п.), при этом подчеркивает искусственную сущность технических объектов как результатов целенаправленной активности людей (и, следовательно, показывает расширение возможностей человечества по ходу технического прогресса). Гуманитарная философия техники (Х.Ортега-и-Гассет, Н.А.Бердяев, Л.Мэмфорд, М.Хайдеггер и др.) обращает внимание на значимость техногенных факторов в человеческой жизни (воздействие технического развития на социальные структуры и культурные процессы), исследует технические объекты во многом как естественные (то есть не управляемые человеком и требующие своего освоения – теоретического осмысления и даже практического приспособления), и показывает, что по мере технического роста происходит не освобождение людей от внешней зависимости, а смена одних ее форм другими. Оба направления философии техники основаны на тенденциях технологического развития, их различие отражает противоречивый, естественно-искусственный характер среды. Они согласны с тем, что технологическое развитие ведет к переходу совокупности технических средств в принципиально новое качество. Усложнение технологических процессов и увеличение масштабов взаимодействия техногенных объектов с природой позволяет говорить о существовании на Земле искусственной среды технического происхождения – техносферы, в рамках которой реализуются потребности человека.

Для развития техники характерен технический прогресс – ее поступательное развитие. Техника проходит ряд этапов – ручных орудий, машин и автоматов. На первом этапе техника выступает как ручные орудия – прямое продолжение человеческих органов, прежде всего его руки и мозга; оперирует с природным материалом. Человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Многие тысячи лет производство медленно эволюционировало за счет накопления опыта, так же медленно накапливались и научные знания. В конце ХVIII века возникло машинное производство и начался союз науки и техники, приведший к их бурному развитию. Второй этап технического прогресса характеризуется тем, что техника действует как система машин, заменяющих физическую силу человека и животных на энергетику нечеловеческого происхождения (энергия воды и ветра, двигатели внутреннего сгорания), с одной стороны, а с другой – осуществляет технологические операции под непосредственным пооперационным управлением человека. В середине ХХ века научно-технический прогресс привел к научно-технической революции – коренному преобразованию производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства. Она изменила все стороны жизни человека – от общественного разделения труда до быта и общественной психологии. Научно-техническая революция не сводится к сумме открытий, это – перестройка всего технического базиса, предпосылка для слияния науки, производства и управления в единую систему.

П редпосылки НТР: научно-технические – коренной переворот в естествознании, применение электричества, внедрение кибернетики и т.п., и социальные – согласование взаимодействия науки и промышленности, рост уровня образования и демократизации общества. Третий крупный этап в развитии техники вызван промышленным использованием электричества, химизацией производства, применением двигателей внутреннего сгорания, механизацией основных типов промышленного и сельскохозяйственного труда, созданием электроники, а также современной вычислительной техники и средств связи. Это этап характеризуется максимальной автоматизацией всех процессов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, быте. Управление технологическими процессами переходит к технике: человек уже не способен действовать в рамках ее масштабов и скоростей. Переставая быть непосредственным звеном технологической цепи, человек получает свободу и условия для творческой деятельности. Основные черты современного этапа НТР: качественное преобразование производительных сил (создание новых материалов и источников энергии); применение технологий, составленных на основе новейших достижений науки, и превращение технологии в товар; возникновение новых отраслей производства и исчезновение старых; повышение значения хранения и обработки информации для контроля производства; глобализация производственной деятельности в масштабе планеты; усиление взаимодействия между наукой и производством, появление специальных звеньев научной деятельности, призванных доводить научную идею до воплощения; усиление требований к культурному и моральному уровню трудящихся; изменение характера труда, возрастание в нем творческих элементов, начало преодоления различия между умственным и физическим трудом; проблема повышения квалификации работников, необходимость их периодической переподготовки; компьютеризация и ее воздействие не только на производство и управление, но и на стиль человеческой жизни и общения; проблема предвидения последствий этих изменений для общественной жизни; рост неприязненного отношения к технике ввиду неконтролируемых последствий ее развития. К концу ХХ – началу ХХI века в наиболее развитых технически странах можно говорить о формировании замкнутой технологической системы, опосредующей все сферы жизни человека. Она не только реализует все материальные потребности и растущую долю социальных и информационных, но и в значительной мере формирует их через средства массовой информации. Техногенная среда вытесняет природную и ведет к технологизации жизни людей: все более широкая сфера практики понимается как подлежащая технологическому управлению. Единственным критерием для оценки технологии считается эффективность – возможность достижения назначенной цели с максимальным успехом. Поэтому особую важность приобрел сейчас философский анализ отношения человека и созданной им техники к природной среде.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 225 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...