Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

АНТРОПОЛОГИИ 1 страница



АНТРОПОЛОГИИ

1. Философское понимание человека. Антропология в буквальном смысле слова означает «наука о человеке» (образовано от греческих слов «антропос», человек, и «логос», учение). Впервые этот термин употребил Аристотель, но в науку антропология (как научное исследование человечества и человеческих культур) стала развиваться лишь в эпоху Ренессанса: тогда она изучала душу и тело человека. Позже, в эпоху Просвещения, под антропологией понимали уже всю совокупность знаний о человеке: не только о его физической организации, но и о культуре и быте различных народов, их религиозных верованиях и экономических системах. Но научный подход стал использоваться антропологией не сразу. Сегодня антропология представляет собой направление, состоящее из ряда научных дисциплин и изучающее социальные и биологические характеристики человека, их становление и изменение по ходу истории. Итак, антропология – межотраслевая научная дисциплина, исследующая биологическую, социальную и культурную эволюцию человека и человеческого общества.

Философская антропология рассматривает природу человека, ее эволюцию и будущее, экзистенциальные проблемы. Это –дисциплина, исследующая вопросы о природе человека, смысле его существования, отличии от других форм жизни. Философский подход к человеку предполагает, при опоре на известные научные данные о человеке, выявление его сущности, его конкретно-исторической активности, раскрытие социальных форм его бытия, анализ места человека в мире и того, кем он может стать. Философская антропология, объединяя научные данные о человеке, не сводится к ним и имеет собственную сферу исследования, которую наука заменить не может. Прежде всего это относится к рассмотрению и анализу идеалов и убеждений человека, к поиску смысла жизни, к выявлению закономерностей духовной жизни людей. Помогая самопознанию человека, поиску его жизненного пути и нравственных оснований его жизни, философская антропология не стремится навязать людям готовый ответ, а помогает самостоятельно вести духовный поиск, анализируя весь опыт человечества.

Человек, хотя и подчинен законам природы, отличается от остальных живых существ. Человек – часть природы и зависит от ее сил и природных инстинктов; но он в своей предметной и духовной деятельности выходит за рамки природы и даже творит «вторую природу». Человек обладает сознанием и активностью – то есть изменяет мир и себя самого, он создает символы (в том числе язык), способен выносить ценностные суждения и осуществлять моральный выбор. Что же такое человек? Каждый мыслитель, каждое философское направление дает свое определение, но ни одно из них не оказалось всеобъемлющим, ни одно не охватило все отличительные особенности человека. Иногда считают, что проблемы философии можно свести к центральному вопросу: что есть человек и каково его положение в общей целостности мира.

Человек – это разумное духовно-мате-риальное существо, субъект познания, труда и социальных отношений, опирающийся в действиях на разум и свободный менять мир и себя. Его аспекты раскрываются с помощью других понятий. Индивид – человек как носитель свойств, общих для человеческого рода. Индивид – биологический организм, носитель наследственных свойств биологического вида. Он живет только ради вида – чтобы его продолжить, им управляют биологические законы. Индивидуальность – человек как носитель свойств и способностей, выделяющих его из массы других; те особенности наследственных и приобретенных свойств, характера и разума, которые рождают уникальный способ бытия. Индивидуальные различия людей вызваны и генетической наследственностью, и личным опытом. Наследственность допускает широкие рамки для реализации своих свойств, в зависимости от факторов внешней среды. Ограничивает возможности индивидуального развития социальная обусловленность, но она же предоставляет материал для этого. Индивидуальность реализуется только в сообществе других людей: она нужна обществу, которое должно не подавлять уникальные особенности человека, а выступать средством их развития и этим стимулировать собственное развитие. Человек – единство общего и особенного, и уникальное в своей сущности он реализует, лишь включаясь в коллективное. Личность – человек, который оказывает активное воздействие на окружающий мир соответственно своим индивидуальным способностям; ему присущи самосознание и контроль за своими действиями. Если индивид – продукт антропогенеза, а индивидуальность – усвоения общественных норм, то личность – активное существо, сознательно выбирающее неповторимый жизненный путь. Это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся после усвоения общечеловеческого опыта (в том числе общественных форм сознания и поведения). Личность качественно отлична от животных: она единственна и неповторима, несет нравственную ответственность за себя и обладает абсолютной ценностью. Личность способна размышлять о себе и совершенствовать себя, осознавать себя субъектом собственных поступков и общаться. Индивидом рождаются, индивидуальностью воспитываются, личностью становятся. Личность – не только результат общественных отношений, но и источник их; она испытывает социальные воздействия и преобразует их. Одно внешнее воздействие оказывает разное влияние на различных людей. Итак, человек – субъект биологический, социальный (носитель социальных норм и правил) и культурный (самостоятельно и ответственно решает жизненные проблемы на основе общечеловеческих принципов). Над биологически и социально типическим надстраивается уникальная личность – самоорганизующаяся система, объектом которой является не только внешний мир, но и она сама (она способна к самоанализу и саморегуляции). Личность способна преодолеть жизненную ситуацию и создать новую.

Каковы же особенности человеческого рода – сущностные качества человека? Это наличие сознания, трудовой деятельности, развитой речи, логического и рефлексивного мышления, свободы в выборе жизненного пути, в проявлении и углублении индивидуальности. Поведение человека отличается от поведения животных тем, что оно носит сознательный, целенаправленный характер, а не регулируется инстинктами. Инстинкт – жесткая программа деятельности, проявляющаяся в ответ на строго определенный раздражитель. Он является врожденным и не требует обучения, передаваясь генетически. Каждое животное добывает пищу или продолжает род способами, присущими данному виду. Но животное не сознает своей цели: инстинкт лишен рефлексии. Человек также имеет ряд инстинктов, но он способен отложить их реализацию или даже отказаться от их удовлетворения, то есть подавлять инстинкты. Хотя некоторые ученые сводили деятельность человека к одному первичному стремлению (Фрейд – к либидо, Адлер – к воле к власти), но большинство выделяет несколько инстинктов: витальные (стремление к сохранению жизни и продолжению рода) и социальные (стремление к общению и объединению с другими людьми, к уважению, власти). Они имеют разную интенсивность у людей. Все инстинкты могут обуздываться разумом. Умение заставить их служить своему развитию – одно из главных. Человек ставит перед собой сознательные цели и поднимается над инстинктивными действиями. Для человека естественно подчинение инстинктов высшим ценностям. Но противоречие между инстинктом и сознанием может стать причиной неведомого животным невроза, раскола внутреннего мира.

Человек обладает сознанием. Сознание – обобщенное целенаправленное отражение внешнего мира, соединенное с предварительным мысленным построением действий и предвидением их результатов, с регулированием поведения человека. Иногда сознанием называют любые формы психического отражения действительности, но правильнее сохранить это название за высшей из ее форм – способностью субъекта к выделению себя из окружающего мира, к самонаблюдению и самосознанию. Свойство отражения субъектом объективной реальности называется психикой: она включает и бессознательные слои. Сознание позволяет выявлять устойчивые свойства и связи окружающего мира, прогнозировать тенденции будущего, регулировать поведение человека (с учетом его желаний и объективных условий) и анализировать свое поведение со стороны (рефлексия – способность постигать свой внутренний мир). Самосознание – одно из основных свойств сознания, и оно обусловлено формами его социального бытия, которые являются результатами практической деятельности и творческой энергии других людей. Но человек обладает и относительной независимостью своего внутреннего мира от социальных отношений: он способен изменять общество, творить свою жизнь. Сознание – важнейший компонент психики: оно дает возможность вырабатывать обобщенные знания о связях и отношениях внешнего мира, регулировать свои отношения с ним. Под сознанием часто понимают и внутренний мир – совокупность мыслей, чувств, убеждений и т.п., не воспринимаемых органами чувств. Являясь продуктом культуры, сознание формируется в ходе овладения языком. Сознание реализуется в теоретической и практической деятельности. Для него характерно активное отношение к внешнему миру: сознание изучает мир и себя, ищет нужное, целенаправленно собирает одни сведения и игнорирует другие, формирует план действий и осуществляет управление ими. Основные взгляды ученых на него таковы.

1. Физикалистский монизм считает, что мышление осуществляется в мозгу, это – определенные биохимические реакции, возникающие в ответ на внешние стимулы. Человек – это биологическое существо.

2. Эмерджентный материализм утверждает, что мысль возникает в мозгу, но не является физиологической по природе. Материя порождает то, что отлично от нее: признак мозга – духовная активность.

3. Субэнергетический механицизм отождествляет мозг с машиной по переработке информации: человек – тот же компьютер.

4. Интеракционистский дуализм считает сосуществующими три мира: материальный мир, мир внутреннего опыта и мир продуктов человеческого мышления (социальных институтов, научных теорий, культурных норм), которые активны и способны изменять физическую природу через сознание людей. Сознание осуществляет связь между ними.

Философы выделяли в человеке тело, душу и дух. Тело материально, оно – то, что у нас общее с животными. Душа обозначает внутренний мир человека, его психику. Она связана с непосредственными переживаниями и поэтому изменчива. Иногда обладание зачатками души признается за животными, но дух присущ только человеку. Дух – философское понятие, которое иногда понимается как бессмертное ядро личности, но в светском понимании дух – это самые устойчивые основы личности, сфера идеалов, поднимающихся над повседневностью. Дух – высшие способности человека, позволяющие ему быть источником личностного самоопределения осмысленного преображения действительности. Именно наличие духа отличает человека от других живых существ и дает ему возможность дополнять биологическое и общественное бытие моральными и культурными ценностями. В отличие от души, дух относительно независим от эмоциональных переживаний.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 200 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...