Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Задания для самостоятельной работы и формы отчетности по темам № 10-15



Для овладения знаниями:

1. Изучить лекционный материал по темам № 10-15: работа с конспектом лекции (доработка текста на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы)

Форма отчетности: предъявить преподавателю конспекты лекций перед началом семинара по темам № 10-15

2. Законспектировать на выбор первоисточник любого философа по интересующей проблематике, используя следующую литературу библиотеки МГОУ:

· Хрестоматия по западной философии ХУ11-ХУ111 веков/Яковлева Л.И., ред. – М: Фаир-Пресс, 2003. - 784с. 1Ф/Х91

· Хрестоматия по философии: Учебн. пособие для вузов/Кохановский В.П., ред. - 2-е изд. доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 576с. 1/Х91

· Хрестоматия по философии: Учеб. пособ. для вузов/ Алексеев П.В., сост. - 2е изд. доп. – М: Проспект, 2004. - 576с. 1/Х91

Форма отчетности: предъявить преподавателю конспект первоисточника перед началом семинара по темам № 10-15

3. В отдельную тетрадь выписать определения основных категорий по темам № 10-15. Для этого необходимо работать со словарями: Философский словарь/Шишкофф Г., ред. - 22-е изд. – М: Республика, 2003. - 575с.; Современная западная философия: Словарь. М., 1991.; Современный философский словарь. Под ред. В.Е. Кемерова. М., 1996.; Новая философская энциклопедия: В 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.- научн. фонд; научно-ред. совет: предс. В.С. Степин, зам. пред.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2000 – Т. 1 – 4.

Форма отчетности: предъявить преподавателю рабочий глоссарий (словарь терминов) перед началом семинара по темам № 10-15.

4. Ответить на контрольные вопросы:

· Основателем даосизма в Китае был: а) Мо-Цзы; б) Лао-Цзы; в) Конфуций; г) Чжуан-Цзы.

· Среди принципов учения Конфуция нет следующего: а) слушаться старших по возрасту и званию; б) сдерживать себя, избегать крайностей; в) формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления; г) быть гуманным.

· Карма в древнеиндийской философии — это: а) закон вечного круговорота бытия; б) понятие долга и предназначения; в) закон воздаяния; г) выход за пределы круга перевоплощений.

· Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является: а) вода; б) огонь; в) земля; г) дерево.

· Кто из данных философов произнес: «Знание — высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости». а) Пиррон; б) Сократ; в) Диоген; г) Хрисипп.

· Согласно стоикам, злорадство относится к такому виду страстей, как: а) удовольствие; б) вожделение; в) страх; г) печаль.

· Поскольку нет никакого основания предпочитать один порядок устройства государства другому, следует подчиняться обычаям той страны, в которой живешь, — так считал: а) Клеанф; б) Пиррон; в) Аристотель; г) Платон.

· Для Платона мир нереальный и недействительный — это мир: а) первоматерии; б) эйдосов; в) множества конкретных предметов и вещей; г) представлений.

· Основополагающей категорией Аристотель считал: а) сущность; б) обладание; в) положение; г) время.

· Продолжите фразу Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но...» а) знать все и невозможно; б) знания увеличивают скорбь; в) знать что-то вовсе и не нужно; г) другие не знают и этого.

· Термин «майевтика» по Сократу — это: а) ироничное подтрунивание; б) форма назидания; в) легкая беседа «ни о чем»; г) общение с собеседником с целью обретения им истины.

· «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», — говорил: а) Фалес; б) Анаксимандр; в) Гераклит; г) Левкипп.

· С точки зрения Аврелия Августина, время — это только: а) прошлое; б) будущее; в) настоящее; г) вечность.

· Фома Аквинский, развивая теорию отдельных душевных сил, считал, что: а) разумная душа находится в зависимости от сенситивной, возвышаясь над вегетативной; б) вегетативная душа определяет сенситивную и разумную душу; в) разумная душа возвышается над вегетативной и сенситивной;

· Термин «реформация» имеет отношение к критике: а) католической церкви; б) английской буржуазии; в) французских рантье; г) немецкого бюргерства.

· Н. Макиавелли рассматривал политику как: а) божественную волю, реализуемую через поступки людей; б) своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки; в) автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии; г) систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства.

· Основной метод Ф. Бэкона — это: а) анализ; б) синтез; в) дедукция; г) индукция.

· Основным методом получения истинных фактов Р.Декарт считал: а) созерцательный анализ; б) эмпирическую индукцию; в) рациональную дедукцию; г) спекулятивный синтез.

· По мнению Дж. Локка, свобода человека: а) абсолютна и никем не контролируема; б) относительна, зависит от конкретных условий жизни человека; в) ограничена свободой других людей; г) ограничена силой государства.

· Д.Беркли отрицал существование: а) материи; б) Бога; в) ощущений; г) сознания.

· Для Ф.Вольтера равенство людей — это, прежде всего, равенство: а) природное; б) имущественное; в) политическое; г) сословное.

· Согласно Ж.Ж.Руссо, посредством общественного договора человек обретает: а) собственную свободу; б) неограниченное право; в) гражданское право; г) естественное право.

· По И.Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть: а) вещь в себе; б) феномен; в) ноумен; г) интеллектуальный синтез.

· По Г.Фихте, целью истории человечества является: а) побуждение идентичности; б) устремление к субординации; в) установление координации; г) определение диспозиции.

· По Шеллингу, история может быть определена, как: а) воплощение абсолютной свободы; б) постепенная реализация правового закона; в) проявление необходимости; г) воплощение божественного замысла.

· Г.Гегель полагал, что развитое общество — это: а) нравственная реальность; б) общество всеобщего благоденствия; в) царство божие; г) правовое государство.

· Л.Фейербах называл способ иллюзорного, мнимого удовлетворения человеком своих потребностей: а) политикой; б) философией; в) наукой; г) религией.

· По К.Марксу, в основе развития общества лежит развитие: а) сознания; б) производительных сил; в) мирового исторического процесса; г) взаимодействия бога и природы.

· А.Шопенгауэр считал, что жизнь людей — это: а) удел радостей и прогресса; б) цепь тревог, разочарований и мучений; в) подобие маятнику — от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот; г) серая и безликая «жизнь насекомых».

· Г. Спенсер сформулировал закон о том, что непрерывное перераспределение существующих телесных частиц и их движений — это: а) эволюция; б) революция; в) стагнация; г) трансформация.

· Основатель марбургской школы неокантианства Г. Коген полагал, что предметом познания является: а) вещь в себе; б) комплекс ощущений; в) понятие о вещи; г) акт категориального синтеза.

· В философии Ф. Ницше основным понятием является: а) безосновная воля; б) воля к жизни; в) воля к власти; г) воля как «жизненный порыв».

· Согласно Ж. П. Сартру, свобода для человека: а) завоевание цивилизации; б) великое счастье; в) неизбежное тяжкое бремя; г) недостижимая мечта.

· Способность к творчеству у человека, по мысли А.Бергсона, связана с: а) деятельностью рассудка; б) общественной потребностью; в) иррациональной интуицией; г) врожденной необходимостью.

· Какое утверждение прагматизма, по Ч. Пирсу, верно: а) истина - то, что доказано; б) истина - то, что полезно; в) истина - то, что привычно; г) истина - то, что непостижимо.

· В герменевтике основная задача философии, по Г.Гадамеру, — это: а) исследование философских письменных памятников; б) современная интерпретация древних идей; в) толкование и осмысление текста; г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.

· Согласно психоаналитическому учению 3. Фрейда, большинство поступков человека определяется: а) мышлением; б) бессознательным; в) разумом; г) рассудком.

· В психоанализе среди скрытых основ души человека нет инстинкта: а) агрессии; б) смерти; в) либидо; г) социальности.

Форма отчетности: быть готовым дать письменный ответ в ходе семинара по темам № 10-15:

5. Составить аннотацию статей из журналов при подготовке к темам №10-15:

· Электронное научное издание (журнал) «Современные проблемы науки и образования». http://www.science-education.ru

· Вопросы философии. http://vphil.ru/

· Философские науки. http://www.academyrh.info/

· Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. http://istina.imec.msu.ru/journals/94025/

· Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». http://vestnik-mgou.ru/web/index.php/ru/filosofskie-nauki

· Электронный научный журнал Вестник МГОУ. Философия. http://evestnik-mgou.ru/razdeli/filosofiya.html

· Логос. Философско-литературный журнал. http://anthropology.rinet.ru/

· ХОРА. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. http://jkhora.narod.ru Форма отчетности: предъявить преподавателю аннотированный список статей перед началом семинара по темам № 10-15

6. Выполнить схему (опорный сигнал) по проблеме: «Основные направления в истории философии»

Форма отчетности: предъявить преподавателю схему (опорный сигнал) перед началом семинара по темам № 10-15

7. Решить задачи и упражнения к темам № 10-15 для самоконтроля:

· Что означают слова Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»?

· Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского «Верю, чтобы понимать» и мысли Пьера Абеляра «Понимаю, чтобы верить».

· Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, существую». Это утверждение имеет, как минимум, два различных смысла. Какие они?

· Кант утверждал: «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий». — Что он имел в виду?

· Гегель говорил: «Ложно лишь то, что абсолютизируется». — Что он имел в виду? Прокомментируйте.

· З. Фрейд говорил: «Каждый человек — психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом». — Дайте свою оценку высказыванию З. Фрейда.

· Прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека».

· Кто, по Вашему мнению, прав?: а) Умный видит неизмеримую область возможного (Д. Дидро). б) Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями (Гегель).

· Как Вы оцениваете эти взаимоисключающие высказывания: а) Гегель: «... все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы». б) Р. Майер (биолог): «Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа»

· Распространенной является ошибка, когда следствие принимается за причину, а причина за следствие. Приведите примеры этой ошибки.

· Кто, по Вашему мнению, прав и почему? а) «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). б) «Не надо мерить температуру общества, ставя градусник себе под мышки» — Прокомментируйте.

· Все ли в жизни зависит от нас? Если нет, то в какой степени наша жизнь зависит от нас? - Дайте развернутый ответ.

· Рассудите кто прав: а) И. Г. Песталоцци, основоположник теории начального обучения: «Человека образуют обстоятельства». б) Марк Аврелий: «Если не можешь изменить обстоятельства — измени отношение к ним». в) Л. Е. Балашов: «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств».

· На вопрос «иметь или быть?» Э. Фромм, автор книги с таким названием, ответил: «Быть!». А как бы Вы ответили на этот вопрос?

· Кто, по Вашему мнению, прав и почему? а) «Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны» (Сократ). б) «Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой» (Лао-цзы).

Для формирования умений:

8. Принять участие в Семинаре №4. по теме: «История развития теорий философии»

Форма отчетности: быть готовым к обсуждению на семинаре следующих проблем:

1) Периодизация развития мировой философской мысли.

2) Основные идеи школ древнекитайской философии: конфуцианство, моизм, даосизм, легизм.

3) Древнеиндийские философские школы, их характеристика.

4) Характерные черты античной философии: этический рационализм Сократа; философия Платона; философия Аристотеля; стоицизм, эпикуреизм, скептицизм о проблеме человека.

5) Основные идеи и характерные черты средневековой философии: патристика; расцвет схоластики в творчестве Ф.Аквинского; антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения.

6) Главные идеи философии Нового времени: наукоцентризм XVII века; эпоха Просвещения; немецкая классическая философия в лице И.Канта, Г.Гегеля, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Л.Фейербаха; философия К.Маркса и Ф.Энгельса; позитивистская традиция в Х1Х веке О.Конта и Г.Спенсера.

7) Современная зарубежная философия: главные течения, представители.

8) Основные этапы развития и характерные черты русской философии: русский космизм; русский марксизм и советская философия; философия «русского зарубежья» XX века; постсоветсткая философская мысль.

9. Быть готовым, используя свой рабочий словарь (глоссарий), дать определения основным философским категориям по темам № 10-15

Форма отчетности: устный опросв начале семинаразнания основных философских категорий по темам № 10-15

10. Подготовитьк семинару реферативное научное сообщение: «История философии и ее функции»

Форма отчетности: сообщение на 5-7 минут делает в начале семинара один из студентов учебной группы

11. Быть готовым в устной форме дать сравнительную характеристику философских взглядов своему любимому современному герою и философу прошлого. Что у них общего и чему можно поучиться?

Форма отчетности: участвовать в полемике по теме «Мой любимый философ прошлого самый умный из всех ныне здравствующих».

12. Изучить для подготовки к семинару №4. учебную литературу:





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 549 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...