Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Необходимо отметить, что граница между структурализмом и постмодернизмом весьма условна. Вопрос об их соотношении нельзя решать однозначно по причине их неоднородного, зачастую амбивалентного содержания. Тем не менее, исследователи пытаются сформулировать основные корреляции между ними. Так, американский исследователь И. Хасан составил таблицу, в которой суммировал, на основании ряда работ, различия между структурализмом и постмодернизма.
Структурализм | Постмодернизм |
Закрытая, замкнутая форма | Открытая, разомкнутая антиформа |
Замысел | Случай |
Иерархия | Анархия |
Творчество | Деконструкция |
Центрирование | Рассеивание |
Жанр | Текст |
Корни/глубина | Ризома/поверхность |
Означаемое | Означающее |
Определенность | Неопределенность |
Цель | Игра |
Может показаться, что сам принцип бинарных оппозиций, по которому выстроена таблица, не может быть применен к терминам постмодернизма, который не приемлет бинарные оппозиции как таковые. Но в терминологических рядах И. Хасана, при внешнем сходстве с обычным рядом антиномий, полярные категории не отменяют друг друга, не стянуты в напряженное динамическое равновесие. Таким образом, мы видим здесь новый тип организации научного сознания, который оперирует не отдельными самостоятельными единицами, а отношениями, пучками различий, что вполне актуально в современной духовной и интеллектуальной ситуации, когда доверие к традиционным «центрирующим мифологемам» утрачено. Таблица также дает основные понятия постструктурализма, использованные в работах его многочисленных сторонников. Эти понятия выходят за рамки теоретических построений и находят воплощение практически во всех сферах культурно-духовной жизни общества и индивида. Плюрализм, отсутствие универсального связывающего авторитета, интерпретативная поливалентность пришли на место структуралистского видения знаково-символической, языковой деятельности человека как фундамента всего духовного производства, опирающегося не эмпирически обоснованное позитивное значение. Несмотря на отрицание структурированности и упорядоченности авторами-постструктуралистами, мы можем выделить некоторые характерные черты, присущие, в целом, этому направлению современной мысли.
Постмодернизм, отрицая синхронический метод, на котором основана методология структурализма, заменяет стремление к упорядоченному структурированию своим пониманием роста или развития, образно выраженном в термине «ризома».
Постмодернистская стадия отличается повышенным вниманием к анализу проблем текстологического плана. Мир рассматривается исключительно с точки зрения его осознания, как феномен письменной культуры. Самосознание личности уподобляется сумме текстов в общей массе различных текстов, которые и составляют мир культуры. Поскольку, как утверждает Деррида, «ничего не существует вне текста», индивид также находится внутри текста, т.е. определенного исторического сознания, что и определяет особенности различных критических интерпретаций. Весь мир воспринимается как бесконечный, безграничный текст.
К началу 80-х годов разработанные в рамках структурного подхода фигуры метафоры и метонимии уступили место новому типу моделирования интеллектуального поля, выраженного в фигура аллегории. Именно она стала преобладающим кодом для объяснения феноменов западной культуры.
Для постмодернизма характерно своеобразное понимание человека, субъекта, противоположное метафизическому антропологизму и гуманизму. В европейской метафизической традиции «человек» понимался исключительно как субъект. Человек естественный конечен, субъект бесконечен. Метафизика никогда не могла помыслить «человека», хотя и выступала под знаменем гуманизма. Критика «автономного я прозрачного субъекта» является частью метода деконструкции. На место индивидуального субъекта экзистенциализма и структуралистского субъекта постмодернизма вводит коллективное «Я», малую группу единомышленников.
Теория Постмодернизма выработала новый подход к значению, выразившийся в термине «деконструкция», направленном на разрушение мнения о том, что текст обладает значением. Таким образом, разрывается связь между текстом и значением, текст подрывает свое собственное значение.
Постмодернизм разрушив понятие центра, являвшегося средоточием и символом власти. Децентрация ведет к исчезновению понятий господствующей, доминантной, «высокой» культур, к утере смысла теории «двух культур», наступает эпоха сосуществования всех форм и стилей.
Для постмодернизма и постструктурализма характерно отрицание и стирание пространственных и временных границ. Впитывая в себя как прошлое, так и настоящее, постмодернизм постоянно соотносится с предшествующим опытом. Постмодернистское сознание является по своей природе мозаично-цитатным, интертекстуальным. Оно не может функционировать без ссылки на какой-либо авторитет или предшествующий опыт. Мир человека представляется постмодернистским мыслителям плюралистический, абсолютно не сводимым ни к какому объединяющему принципу, множественностью единиц и авторитетов, не объединенных ни синхронически, ни диахронически.
Авторы, причисляемые к постмодернизму, практически во всех работах в той или иной форме обращаются к проблемам власти. Эта проблема получает совершенно новую трактовку — она перемещается с традиционного макроуровня (социальные институты, классы, государство, персонификации в лице монарха или вождя) на микроуровень (уровень повседневности — бытовые и семейные отношения, реклама, правила движения и т.д.). Необходимость критики логики власти и господства, являющаяся одним из главнейших положений учения Фуко, превратилась в своего рода «негативный императив», оказавший больше влияние на широкие круги западной интеллигенции.
Еще совсем недавно новаторским направлением казался структурализм, он представлялся необыкновенно сложной теорией, но сейчас он выглядит не только устаревшим, но и ясным и прозрачным по сравнение о ускользающими «следами следов» деконструкции. Сам постмодернизм не претендует на создание глубинной теории, его мир — это мир «поверхностей», игры частностями. Постмодернистская эпоха началась тогда, когда стало ясно, что многое в мире не является тем, за что себя выдает, когда человек увидел, что созданная с помощью СМИ иллюзия реальности может оказаться убедительней самой реальности.
Мировоззрение постструктурализма — фиксация ситуации, в которой выбор бессмысленен или невозможен. Не имея собственной культурной доминанты, постмодернизм перебирает, как бы играя, культурные варианты предшествующих эпох. Наступает время идеологии конца субъекта как «атомарного индивида», размывание репрессивных границ и рамок между видами, формами, родами культурной деятельности, когда спонтанно и эклектически соединяются наука и искусство, философия и религия.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 996 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!