Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Ж. Делеза



Мышление Ж. Делеза, как и многих других, философов его поколения, в значительной мере определено событиями мая 1968 года и связанной с этими событиями проблематикой власти и сексуальной революции. Задача фи­ло­соф­ст­во­ва­ния, по Делезу, заключается прежде всего в нахождении адек­ват­ных понятийных средств для выражения подвижности и силового мно­го­об­ра­зия жизни (см. его совместную с Ф. Гваттари работу «Что такое фи­ло­со­фия?», 1991.). Делез развивает свое понимание философской критики. Кри­ти­ка — это постоянно порождающее дифференциацию повторение мышления дру­го­го. Критика, таким образом, направлена против диалектики как формы сня­тия отрицания в тождестве (отрицания отрицания). Отрицание не сни­ма­ет­ся, как то полагает диалектика, — мышление, развить которое, в про­ти­во­вес диалектике как «мышлению тождества», стремится Делез, есть мыш­ле­ние, которое всегда содержит в себе различие, дифференцию. Опираясь на Ницше, Делез определяет свой проект как «генеалогию», т.е. как лишенное «начал» и «истоков» мышление «посредине», как постоянный процесс пе­ре­оцен­ки и утверждения отрицания, как «плюралистическую интерпретацию». В этом моменте Делез усматривает активный принцип, к которому в даль­ней­шей работе он присоединит другие — бессознательное, желание и аффект. Он понимает эти принципы как неосознаваемые и неотделимые от протекающих в субъективности процессов величины, с помощью которых Делез раз­ра­ба­ты­ва­ет философию утверждения исполненных мощи жизненных сил и не­пер­со­наль­но­го становления, в котором индивид освобождается от насилия субъ­ек­ти­ва­ции. К данному модусу относится и развиваемая Делезом концепция пред­шест­вую­ще­го субъекту «поля неопределенности», в котором раз­во­ра­чи­ва­ют­ся доиндивидуальные и имперсональные сингулярности, или события, всту­паю­щие между собой в отношения повторения и дифференции, об­ра­зую­щие серии и дифференцирующиеся далее в ходе последующего гетерогенеза. Над этим полем, как некое облако, «парит» принцип, который Делез оп­ре­де­ля­ет, как «чистый порядок времени», или, как «влечение к смерти». Со­от­вет­ст­во­вать этому доиндивидуальному полю индивид может лишь благодаря «противоосуществлению», а значит, либо произведя над уровнем этого поля второй, языковой уровень, на котором каждое предшествовавшее событие приводится к выражению, т.е. подвергается ограничению.

Согласно концепции, выдвинутой Делезом и, все жизнеконституирующие процессы суть процессы дифференциации, ведущей к многообразию. «По­вто­ре­ние, заявляет Делез — явным образом в полемике с психоанализом, — не­из­беж­но, ибо оно конститутивно для жизни: процессы повторения раз­во­ра­чи­ва­ют­ся во всяком живом существе по ту сторону сознания; это процессы «пас­сив­но­го синтеза», образующие «микроединства» и задающие образцы при­вы­чек и памяти. Они конституируют бессознательное как «итеративное» и диф­фе­рен­ци­рую­щее. «Мы повторяем не по­то­му, что вытесняем, а вытесняем потому, что повторяем», заявляет Делез в противовес Фрейду. Этический им­пе­ра­тив Делеза гласит поэтому: «То, что ты хочешь, в тебе хочется потому, что ты в нем хочешь вечного возвращения». Утверждение, означает при этом не простое повторение, а процесс возгонки, в котором высвобождается ин­тен­сив­ность n-ной степени и осуществляется отбор среди имперсональных аф­фек­тов. В ряде произведений исследуемых Делезом с помощью определенных текстовых процедур, происходит десубъективация автора и тем самым вы­сво­бож­де­ние процессов имперсонального становления, в них инсценируется «Ста­нов­ле­ние» самого себя Делез называет этот процесс гетерогенезом: мно­го­об­раз­ные знаковые ряды и знаковые миры посредством «трансверсальной ма­ши­не­рии» становятся открытой самовоспроизводящейся системой, са­мо­стоя­тель­но творящей свои собственные различия.

Наиболее явную формулировку того, что есть становление, дает на­пи­сан­ная совместно с Гваттари работа «Тысяча поверхностей. Капитализм и ши­зо­фре­ния», 2-й т. Здесь невидимое и не доступное восприятию становление опи­сы­ва­ет­ся как последовательное прохождение различных стадий ста­нов­ле­ния жен­щи­ной, животным, частичным объектом, безличным Man.

Своего рода маркером данного хода мысли стал «Анти-Эдип. Ка­пи­та­лизм и шизофрения», первый текст Делеза, написанный вместе с Ф. Гват­та­ри. Его неакадемическая интонация, а также предмет, раздвигавший границы фи­ло­со­фии (включая в ее область психоанализ, социологию и эт­но­ло­гию), были непосредственным отражением умонастроения мая 1968 года. Параллельный анализ капитализма и шизофрении служит полемике, ве­ду­щей­ся од­но­вре­мен­но с определенной Фрейдом психологией и определенной Марк­сом со­цио­ло­ги­ей. В противовес обеим претендующим на господство тео­ри­ям авторы вы­чле­ня­ют особую область феноменов, характеризующихся такими чертами, как управляемость желанием, продуктивность и «де­тер­ри­то­риа­ли­за­ция». Бла­го­да­ря этим своим чертам данные феномены наделены спо­об­нос­тью разрывать косные взаимосвязи и сцепления как индивидуального, так и социального бы­тия. Так, в шизофрении заложен потенциал разрыва эди­по­ва комплекса, не­пра­во­мер­но фиксирующего бессознательное на во­об­ра­жае­мых родителях; равным образом порождаемые капитализмом маргиналы несут в себе по­тен­ци­ал новой индивидуальности и новой дикости. Оба про­цес­са — и ка­пи­та­лизм, и шизофрения — производят продуктивно ин­ди­ви­ду­аль­ное и об­щест­вен­ное бессознательное, в силу чего на место фрейдовского мифического те­ат­ра и его системы репрезентаций должна встать «фабрика реального». Даже со стороны своей формы текст понимается его авторами как не­по­сред­ст­вен­ное участие в запуске «машин желания»: описания по­то­ков, надрезов, вы­емок, изъятий и настаивание на продуктивном характере бес­со­зна­тель­но­го при­об­ре­та­ют в книге ритуальный характер.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 659 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...