Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Ж. Бодрийяра



К числу постмодернистов обычно относят также Ж. Бодрийяра, Ж.-Ф. Лио­та­ра, К. Касториадиса, Ю. Кристеву.

В своих теоретических построениях Ж. Бодрийяр очень большое зна­че­ние придает «симуляции» и вводит термин «симулякр». Весь современный мир состоит из «симулякров», которые не имеют основания ни в какой ре­аль­нос­ти, кроме их собственной, это мир самоотносимых знаков. В современном мире реальность порождается симуляцией, которая смешивает реальное и во­об­ра­жае­мое. В применении к искусству эта теория ведет к выводу об его исчерпанности, связанной с разрушением реальности в «китчевом мире бес­ко­неч­ной симуляции».

В концептуальном плане постмодернизму присуще отрицание проекта Про­све­ще­ния как такового. Сомнению подвергаются неограниченные воз­мож­нос­ти рациональности, стремление к познанию истины. Постмодернизм настаивает на «смерти субъекта», на принципиальной невозможности по­зна­ния скрытой реальности. Это связано с тем, что в эпоху постмодерна и гло­ба­ли­за­ции мы живем в мире без глубины, лишь в мире видимости. В этой связи особенно важен акцент постмодернизма на возрастающей роли в со­вре­мен­ной жизни имиджа, СМК и PR. Радикальный разрыв с утверждением о прин­ци­пи­аль­ной различимости реальности и индивидуального сознания был сде­лан французским философом постмодерна Ж. Бодрийяром. Использование рас­ту­щих возможностей СМК, связанных как с расширением приемов мон­та­жа образов, так и с феноменом пространственно-временного сжатия привело к формированию качественно нового состояния культуры. С точки зрения Бодрийяра, культура теперь определяется некоторыми симуляциями — объ­ек­та­ми дискурса, не имеющими изначально четкого референта. При этом зна­че­ние формируется не за счет соотнесения с независимой реальностью а за счет соотнесения с другими знаками.

Эволюция репрезентации проходит через четыре этапа: репрезентация 1) как образ (зеркало) отражает окружающую реальность, 2) искажает ее, 3) маскирует отсутствие реальности и 4) становится симулякром — копией без оригинала, которая существует сама по себе, без всякого отношения к ре­аль­нос­ти.

Симулякр — это полностью обособившаяся превращенная форма ис­ход­ной реальности, объективная видимость, дошедшая до самости, ма­рио­нет­ка, заявляющая, что кукловода нет и что она полностью автономна. Но поскольку в отличие от абсолютного субъекта мнений марионеток (особенно если их специально конструировать) может быть сколь угодно много, то тем самым реализуется мир принципиальной множественности, отрицающей вся­кое единство. Однако с точки зрения постклассической рациональности всег­да, хоть скрытно и пунктирно, присутствует в этом мире собственность, власть, право, знание, действие, общение и т.д. А их существование возможно только при наличии центров субъективности (хотя бы как вменяемости) — по­э­то­му постмодернистская перспектива (и симулякр Ж. Бодрийяра в част­нос­ти) не единственная из возможных.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 345 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...