Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности и тенденции современной западной философии, ее основные течения



Философия в конце XIX начале XXI века пережила процесс «переоценки ценностей», свойственный всей духовной жизни общества этого времени. Это выразилось в критике рационализма, «романтизма», метафизики, а также «позитивного» гуманизма. Под рационализмом понималось специфическое толкование разума как движущей силы природы, истории и человеческой деятельности. Под «романтизмом» - оптимизм философии Нового вр., основанный на убеждении в разумной закономерности развития природы и общества к высшей «разумной цели». «Метафизикой» современные критики окрестили классическую философию за стремление к системному, строгому, безупречно логичному изложению. Наконец, «позитивный гуманизм» означал подход к человеку как носителю неизменных и незыблемых «разумных начал».

Используя термин современная западная философия, мы подразумеваем философскую мысль Западной Европы и Америки конца Х1Х – начала ХХ1 века. Развитие классической философской традиции можно обозначить, начиная с Античности и заканчивая серединой 19 ст. Классическое философствование характеризуется ясностью, рациональностью, системностью, вниманием к онтологической и гносеологической проблематике, а так же некоторой универсальностью и стремлением к научности понятийного аппарата философии.

С середины 19 века начинается новый этап развития философской мысли, который включает в себя как неоклассические, так и постклассические направления. Причинами возникновения новой философии становится кризис рационалистического мировоззрения, симптомы которого хорошо видны уже в иррационалистической традиции 19 века (Шопенгауэр, философия жизни), и существенная фрагментация проблемного поля философии, что явилось следствием переосмысления сущности философских проблем и невозможности системно охватить все вопросы человеческого и природного бытия. Главная особенность неклассического философствования – так называемый антропологический поворот, т.е. осмысление всех философских проблем, прежде всего как проблем человеческого бытия. Нео- и постклассическое философствование отличается плюрализмом, предъявляет серьезные претензии к разуму, акцентирует интерес к человеку в мире (в «жизненном мире» и мире культуры), в числе главных задач ставит проблему анализа языка, языковой реальности, текстов культуры, а так же отличается, как правило, особым понятийным аппаратом, использующим художественные сравнения, метафоры, иносказания и пр

Преобладающая антиклассическая ориентация современной философии отнюдь не исключает связи современных направлений с классикой. Основная закономерность развития культуры - преемственность, поэтому даже самое новаторское философствование органично связано с развитием философии.

На первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выделение и локализация отдельных философских проблем, которые оформляются в самостоятельные направления. В науках господствует принцип относительности, наука перестает восприниматься как нечто, имеющее общую цель с др. способами духовного постижения мира, проникновение науки во все сферы жизни человека. Впервые в истории сам человек стал проблемой. Наряду с радикальной переоценкой ценностей, свойственной наиболее распространенным влиятельным направлениям (ф-я жизни, аналитич.ф-я и др), в современной философии есть и школы традиционные: неокантианство, неогегельянство, неотомизм.

Прагматизм (Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж. Дьюи)

Философы – прагматики представляли философию как практическую науку, которая призвана рассматривать утилитарные проблемы человеческого бытия. Согласно У. Джеймсу истинными являются лишь те положения, которые наиболее приспособлены к практической деятельности человека и человечества. По мнению другого яркого представителя прагматизма Д, Дьюи для успешных познавательных действий человеку свойственно использовать множество методов. Следовательно, делает вывод автор, любая истина носит условный, договорный характер и определяется как полезность, живучесть идеи.

Прагматизм отвергает абстракции, спорные положения и неизменные принципы. Философия должна быть нацелена на удовлетворение потребностей и интересов реального человека. Различные виды деятельности должны рассматриваться в зеркале адаптации (приспособления) индивида к сложившимся условиям жизни. Как утверждает Дьюи, функция интеллекта состоит в том, чтобы устанавливать путь, каким могут быть созданы в будущем эффективные и выгодные отношения с объектами окружающего мира. Таким образом, стираются грани между практикой и теорией, верой и знанием; в итоге все сводится к приспособительному поведению. Именно в нем заключается основная функция интеллекта, который призван преобразовать неопределенную ситуацию в определенную.

Любые проблемы прагматизм решает с позиций утилитаризма: допустимо все то, что приносит пользу человеку. Естественно признаются определенные моральные рамки. Какие? На этот простой вопрос прагматизм чаще всего затрудняется ответить, поскольку по его установке любая моральная ситуация неповторима и каждый раз требует индивидуального подхода. Универсальной этики не существует, все этические проблемы носят открытый (т.е. – дискуссионный) характер.

Утилитарный подход прагматизм распространяет и на науку, понятия и категории которой отождествляются с инструментами действия, используемыми в зависимости от ситуации.

Неофрейдизм, критикуя ортодоксальные взгляды своего учителя, стремится преодолеть идеи пансексуальности, отказывается от учения о либидо, сублимации, вводит понятие коллективного бессознательного (К.Г.Юнг). У Э.Фромма центральным понятием стал «социальный характер», в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека. Одни из них обусловлены биологически, другие – детерминированы социальной средой. Социальный характер складывается под воздействием общества, но изменение общества начинается с изменения социального характера (если социальный характер в новых условиях остается старым, то люди, обладающие им, будут стремиться воспроизвести прежнюю социальную структуру). Основным мотивом поведения человека Фромм считал страсти. Страсти носят иррациональный характер, укротить их может только разум.

Современный неофрейдизм (В.Рейх, К.Хорни, Г.Салливен) развивает идеи принципиальной необъяснимости человеческой деятельности, мистической сущности сексуальной свободы и негативного разума человечества, исключающего рациональность; общество неофрейдизм рассматривает как источник «всеобщего отчуждения», которое враждебно развитию личности. Так, по мнению К. Хорни основа мотивации поведения человека – «коренная тревога», которая возникает у ребенка из-за изолированности и беспомощности в потенциально враждебном мире. Эта тревога усиливается при недостатке любви и внимания со стороны родителей и окружающих людей. Чтобы подавить возникающие вследствие этого невротические конфликты человек использует защитные механизмы в виде определенных стратегий поведения (движение «к людям», «от людей», «против людей»).

Неопозитивизм: знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении. Философский анализ должен ограничиваться непосредственным опытом или языком. Наиболее влиятельной разновидностью явился логический позитивизм. Провозгласил своей основной задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом. Исходными предпосылками познания считали события и факты.

Феноменология: установка на поиск истины о чел-ке, строилась на позитивизме. Гуссерель: чтобы понять чел-ка надо исторически исследовать науку. Сознание всегда направлено на предмет, оно интенционально. Оперируя феноменами фил-ф имеет дело не только с внешним, но и с внутренним миром чел-ка. Основной объект фил-и научное знание и познание. Цель – построить науку о науке. Основная идея вопрос о данности мира, о мире как он есть через феномены сознания. Феномен – это структура сознания. Внешний мир дан субъекту в потоке феноменов.

Экзистенциализм - (философия существования). Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Марсель, Камю. Центральное понятие – существование. Опред как промежут-е бытие, наличие человека здесь и теперь. Сущест-е предполагает свободу. Свобода – образ действий, в котором нельзя упрекнуть. Суть Э- чел-к д.б. единственным творцом всего того, что с ним происходит, творцом своей свободы. Атеистический Э (Сартр) – свидетельство того, что Бога нет. Религиозный (Марсель) – свобода предполагает существование Бога. Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт философии экзистенциализма - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для экзистенциалиста имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию. Экзистенциализм объявляет предметом философии - бытие. Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой логический анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него. Есть 1 вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Среди всех способов бытия существования экзистенциалисты ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. В конечном счете это страх перед смертью.

Для Сартра все вещи, кроме человека есть ”бытие в себе”, а человеческая сущность есть “бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возникает из бытия и не может превратится в ничто, то для человеческого существования, понимаемого как переживание, не может найтись такого бытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие человека есть ничто. Осознавая свое ничтожество человек испытывает страх “человек есть его страх”.

Неотомизм – восходит к идейным принципам Ф.Аквинского, выдвинувшего принцип "гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Пытался использовать достижения наук для доказательства существования Бога. Неотомизм — религиозно-философское учение, получившее в 1879 году официальное признание Ватикана. (Маритена,Жильсона, Й. Бохенского). Неотомизм различает два источника познания — естественный разум (науку) и божественное откровение (религию). С помощью естественного разума можно проникнуть в тайны природы и окружающего мира, можно также доказать некоторые части вероучения — существование бога, бессмертие души, — и эти доказательства соответствуют религиозным канонам, тем не менее свету разума не доступны глубокие тайны божественного существа. Эти сокровенные истины постигаются только через веру. Согласно неотомистской концепции, философия должна определяться теологией. Высшая цель философского исследования — обоснование христианского вероучения.

Экзистенциализм - (философия существования). Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Марсель, Камю. Центральное понятие – существование. Опред как промежут-е бытие, наличие человека здесь и теперь. Сущест-е предполагает свободу. Свобода – образ действий, в котором нельзя упрекнуть. Суть Э- чел-к д.б. единственным творцом всего того, что с ним происходит, творцом своей свободы. Атеистический Э (Сартр) – свидетельство того, что Бога нет. Религиозный (Марсель) – свобода предполагает существование Бога. Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт философии экзистенциализма - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для экзистенциалиста имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию. Экзистенциализм объявляет предметом философии - бытие. Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой логический анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него. Есть 1 вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Среди всех способов бытия существования экзистенциалисты ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. В конечном счете это страх перед смертью.

Для Сартра все вещи, кроме человека есть ”бытие в себе”, а человеческая сущность есть “бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возникает из бытия и не может превратится в ничто, то для человеческого существования, понимаемого как переживание, не может найтись такого бытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие человека есть ничто. Осознавая свое ничтожество человек испытывает страх “человек есть его страх”.

Герменевтика - наука о понимании, истолковании текстов. Г.Г. Гадамер, П.Рикер. Искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (грамматические значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с задачами научного исследования и издания классических текстов и развивается далее в рамках толкования “Священного писания”. В 19в начинается развитие так называемой свободной Герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. Хайдеггер: язык – это данность бытия, а не просто способность отдельного человека. Язык – обиталище человека. Философия должна заниматься языком, поскольку ее интересует человек, а человек – это язык. Человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится.

Постструктурализм стремится преодолеть неисторизм ряда философских школ, выявить и проанализировать противоречия, возникающие в ходе познания человека и общества, с помощью языковых структур. Так, Р.Барт рассматривает проблемы анализа языка как «бытия смыслов», текста как пространства, в котором спорят разные (враждебные) виды письма и языка. М. Фуко говорит о свободе человека как понимании и использовании языка (довлеющей структуры). В европейской истории он вычленяет 3 эпистемы, основывающиеся на соотношении «слов» и «вещей» и перипетий языка в культуре. Ж. Лакан анализирует культуру через призму бессознательного, развивая мысль о сходстве или аналогии между структурами языка и механизмами действия бессознательного. Основными понятиями постструктурализма становятся «децентрация» (выявление и разоблачение основных оппозиций в разных областях социальной жизни: например, центр – периферия, власть – подчинение), «детерриторизация» (ориентация на поиск свободных социальных пространств, находящихся вне контроля власти, т.е. материальных зон бытия человека и культуры), а так же «деконструкция» (интеллектуальная стратегия, позволяющая обнаружить репрессивную логику государства и власти в любых социокультурных феноменах, представленных как текст).

Постструктурализм в своей проблематике и внимании к анализу языковой и текстовой реальности сближается с философствованием постмодернизма.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 3455 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...