Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Доминирующей в мировоззрении Чаадаева являлась идея тотального единства рода человеческого, преодоление разорванности, разобщенности народов, наций и индивидов. Судьба истории совпадает с потерей человеком изначальной связи с Богом вследствие первородного греха. Человек самостоятельно выбрал путь грехопадения и человечество должно самостоятельно найти пути к спасению через искупление греха.
Человеческий разум воспринимает идеи Высшего Разума в неявной форме. В стремлении познать их человек постоянно испытывает необходимость выбора: подчиниться внутренней или внешней силе. обретение основополагающих истин возможно лишь там, где рассудок осознает свою подчиненность внешней силе, абсолютному разуму. Внутренняя сила является источником наших заблуждений, мирской суеты и низменных страстей.
В связи с этим Чаадаев подвергает острой критике русскую историю, осуждает крепостничество.
Осуждая современное ему состояние российской действительности, в особенности крепостничество, Чаадаев пытался найти объяснение этому, приходил к выводу, что все несчастья и беды русского народа связаны с его историей. В русской истории нет органической связи между ее этапами, отсутствуют прочные социальные и культурные традиции. Россия отказалась от принципов европейской цивилизации и не смогла объединить разнородные национальные культуры. Задача в том, чтобы воссоединить Россию с другими национальными культурами и с человеческим родом в целом. С другой стороны, причины многочисленных негативных явлений российской действительности Чаадаев пытается объяснить особенностями русской души, спецификой характера славянских народов. Славянина характеризуют гипертрофированное стремление спрятаться за авторитет, и чрезмерная терпимость или покорность судьбе.
История человеческого общества - необходимый процесс. Историческую необходимость Чаадаев толковал в единстве со свободой. Свобода, будучи ложно понята, может препятствовать осуществлению необходимости. Концепция необходимости и свободы применима не только к единичному человеку, но и к нации, как некоей нравственной единице. Но нация -лишь часть человечества как целостного организма. Через достижение конкретных национальных целей движется вперед и весь род человеческий.
Исходя из этих идей, Чаадаев строит свою социальную утопию. Будущее общество будет представлять воплощенное единство рода человеческого, гармонии личных и общественных интересов, свободы личности. В качестве средства достижения такого единства предлагается воспитание нравственно совершенного и образованного человека.
В общефилософском плане Чаадаев рассматривал человека как объективное единство физического и духовного миров. все тела существуют в движении. Сообщаемое Богом, оно носит механический характер. религиозное объяснение сознания как неподчиняющегося механическим законам природы.
Оставался верным религиозной идее Чаадаев и при рассмотрении процесса познания. Он делил познание на два вида: опытное и через Откровение. Опытное познание постигает мир «элементов материальных». Оно протекает как в эмпирических, так и в рациональных формах. Но не распространяется на мир духовный. Специфической формой познания последнего является Откровение.
Идеи Чаадаева оставили яркий след в развитии отечественной философской мысли и не потеряли своей актуальности для настоящего времени. Философские взгляды Чаадаева содействовали разделению наиболее передовых представителей русской философской мысли первой половины XIX века на два противоположных философско-политических направления, которые остро и непримиримо полемизировали друг с другом: западников и славянофилов.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 607 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!