Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философские взгляды русских революционных демократов (общая характеристика)



Александр Иванович Герцен - мыслитель-материалист, основоположник народничества. Главное стремление: исходя из высших достижений общественно-философской мысли, создать новую, "реалистическую", научную теорию, которая явилась бы идейным обоснованием грядущего социального переворота. Идеи французского утопического социализма, романтической историографии эпохи Реставрации и немецкой классической философии 19 в. были критически переосмыслены и переработаны Герценом к началу 40-х гг. в оригинальное атеистическое и материалистическое мировоззрение, важной стороной которого явилась попытка материалистически истолковать диалектику Гегеля. Позднее он назвал ее "алгеброй революции". Герцен "вплотную подошел к диалектическому материализму" (Ленин). Основная тема философских исканий Герцена - доказательство единства бытия и мышления, практики и теории, общества и личности. Герцен стремился найти и сформулировать метод познания, адекватный действительности и являющийся единством опыта и умозрения, "эмпирии" и "спекуляции". В области философии истории Герцен уделял большое внимание проблеме общественного закона, который представляется ему, в конечном счете, сочетанием стихийного хода истории (бессознательной жизни народов) и сознательной деятельности индивидов (развития науки). В области социально политической лозунг единства теории и практики ведет Герцена к борьбе за революционное просвещение народных масс, подготавливающее их к социалистическому перевороту. Эта многосложная, но внутренне связанная проблематика по-разному выступает на различных этапах идейного развития Герцена. Значительные коррективы в его социально-философские взгляды внесла революция 1848 - 49, поражение которой явилось основой духовной драмы Герцена. Не видя в западноевропейской действительности совпадения кода истории и развития человеческой мысли, выдвинувшей и разрабатывавшей социалистический идеал, Герцен впадает в пессимистическое и скептическое настроение в отношении возможных перспектив социального переворота на Западе. Попыткой преодоления этого пессимизма была герценовская теория "русского", крестьянского социализма: в крестьянской общине Герцен усмотрел, как ему казалось, реальный зародыш социалистического будущего. Дальнейший ход русской истории мыслился Герценом как освобождение крестьян от всех феодально-самодержавных пут и соединение патриархально-коллективистского быта крестьянства с социалистической теорией. В этой связи Герцен не только требовал радикального решения крестьянского вопроса в России, но и ставил вопрос о возможности миновать капиталистическую фазу развития. Однако события середины 60-х гг. все больше убеждали Герцена, что и Россия заражается "буржуазной оспой". Действительное преодоление духовной драмы Герценом намечается лишь в конце его жизни, когда, разрывая с анархистом Бакуниным, он начинает усматривать гарантию осуществления социализма во вновь поднимавшемся в Западной Европе рабочем движении, руководимом Первым Интернационалом.

Белинский Виссарион Григорьевич - русский революционный демократ, основоположник русской реалистической эстетики. Идейное творчество Белинского относится к периоду, когда передовая русская общественная мысль, осмысливая уроки декабризма, начинала поиски новых путей борьбы с самодержавием и крепостничеством, поиски научной теории общественного развития. Это обусловило чрезвычайно сложный и интенсивный характер идейной эволюции Белинского. Сильно увлекаясь одно время философией Гегеля, Белинский истолковывал его положение "все действительное разумно" в духе политического консерватизма, как идею примирения с действительностью. Но даже и в этот период, закончившийся выдвижением Белинским идеи отрицания, принципа борьбы со всем отживающим, неразумным, главная тенденция его идейных исканий заключалась в стремлении понять, каким законам подчиняется жизнь общества и человека. С начала 40-х гг. Белинский постепенно переходит на позиции материализма. При рассмотрении вопроса о единстве материального и идеального Белинский доказывает, что "духовное" есть "не что иное, как деятельность физического".




Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1347 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...