Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия « русского космизма». Учение В.И.Вернадского о ноосфере



Наряду с доминирующей в России в XIX - XX веках религиозной философией, получает развитие и еще не менее влиятельная философская концепция, именуемая русским космизмом.

Русский космизм- это комплекс идей, основанием которого является восприятие_ мира в его целостности, духовной и материальной коэволюции (совместной эволюции), гармонии мира и космоса, а также соответствующая система ценностей и целей. Учитывая всеобщность космизации мировоззрения (как элемента философствования от языческой вплоть до современности), проблема единства космоса-общества—человека так или иначе просматривается в рассуждениях большинства отечественных мыслителей.

Главенствующая идея русского космизма - органическое единство человека и космоса. космизм возникает в глубокой древности. Возрождение его в западноевропейской философии совпадает по времени с бурным развитием научного знания и техники, их вторжением в человеческую культуру.

Научно-техническая революция увеличила пропасть между человекам и природой. В Европе возникла обеспокоенность увеличивающимся разрывом между жизнью и разумом, человеком и космосом. многие из мыслителей предпринимают попытки создавать положительные программы, направленные на преодоление утраченного понимания цельности бытия. Космизм в русской философии возникает несколько позже, но тем не менее является течением своеобразным и оригинальным.

Одной из наиболее ярких отличительных черт русского космизма является то, что он выступает своеобразным синтезом тех направлений космизма, которые ранее сложились в европейской философской мысли и критической переработкой различных точек зрения во взглядах на мир. Согласно одной из таких точек зрения, мир понимается как космос, в котором события и явления происходят в виде круговорота, и это не оставляет человеку надежды на созидание чего-то принципиально нового в будущем. Согласно другой точке зрения, мир понимается как историческое развитие, и в нем далеко не все еще реализовано и проявлено. При таком подходе человеку предоставляется реальная возможность преобразовывать природу и полностью или частично определять свое будущее.

Общим моментом, позволяющим объединить основные идеи западноевропейского и русского космизма, является то, что человек понимается как земное существо. Но человек все более теряет связь с космическим миром и связывает свою судьбу со случайностями прогресса. В противовес естественному космическому бытию, человек для своих нужд создает искусственную цивилизацию. При этом нарушается понимание целостности мира и тем самым человек невольно разрушает свою собственную целостность.

имеется возможность обратить этот процесс вспять. Для этого необходимо преобразовать сознание человека. В русском космизме получили наибольшую известность религиозно-философское и естественнонаучное направления.

Эволюция космистского мировоззрения прошла несколько этапов; ее основными направлениями следует считать естественнонаучное и религиозно-философское.

К естественно-научному крылу космизма обычно относ К. Э. Циолковского, Умова, А. А. Чижевского, В. И. Вернадского. Общим источником размышлений для них явилась идея о том, что «естественные_прдложения» природы недостаточны для жизни человечества и следует создавать новую природу на основе разума, науки. В. И. Вернадский рассматривал эволюцию биосферы как единство космического, геологического, биогенного и антропогенного процессов. Человечество становится мощной геологической силой. В этих условиях перед ним ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Новое состояние, к которому, не замечая того, приближается человечество, охарактеризовано Вернадским как «ноосфера». В ноосфере(сфере разума) природные и социальные законы составляют неразрывное единство. Центральной идеей является осознание потребности в разработке новой картины мира, отражающей принцип единства мира. Так Вернадский считал необходимым ввести жизнь в атомы. Жизнь на Земле возникает одновременно с возникновением планеты. Высшим этапам в развитии биосферы является возникновение ноосферы, которая выступает сферой человеческого разума, на основе которого происходит взаимодействие человечества и природы. Зародившись на Земле, ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению, к выходу в космос. В концепции ноосферы Вернадского особое место занимает развитие науки. мы являемся свидетелями крупных изменений в самой науке. И изменения эти связаны не только с достижениями в естествознании, но и с науками о человеке. В сущности, речь идет о сближении наук о природе с науками о человеке.

Религиозное крыло русского космизма связано с идеей яства духовного, космического и человеческого, космическо-нравственного. Основанием такой формы космизма явились две методологические идеи, взятые в их соединении – эволюционная и теологическая. Один из вариантов религиозного космизмапредставлен В. С. Соловьевым в рамках философии всеединства: его суть — софийность мироздания, преображение хаоса вследствие преображения человечества в Богочеловечество, этичность мироздания.

Преддверие экспансии в космос и его завоевание с помощью науки и техники породило уникальную в своем роде религиозно-утопическую философию «общего дела» Н. Ф. Федорова. Речь в ней идет о регуляции природы, выходе за пределы Земли и овладении космосом. «Солнечная система должна быть обращена в хозяйственную силу». Космизация земной жизни является необходимым условием всеобщего воскрешения предков (бессмертия). Воскрешение мыслится Федоровым как «общее дело» человечества, ведущее к преодолению всякой вражды — между учеными и неучеными, богатыми и бедными, городом и деревней.

Вечная жизнь возможна, и ее достижение интерпретируется Федоровым в терминах активной эсхатологии, суть которой заключается в отрицании фатального конца мира согласно христианской идее свободы. Если человечество соединяется для всеобщего воскресения и победы над смертью, то оно может избежать конца мира и Страшного суда.

Социальный утопизм Федорова (Дело всеобщего спасения) консервативен: он покоится на идеализации патриархально-родственных отношений, альтернативных «небратскому» состоянию цивилизации и порожденной ею индивидуализированной личности.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1343 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...