Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философское учение К.Маркса и Ф.Энгельса



Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Мыслители стремились создать совершенно иную философию, которая позволила бы научно обосновывать развивающуюся систему взглядов на мир, общество и человека и формулировать принципиально новые законы диалектико-материалистического мышления.

Суть марксистской философии состоит не только в разработке новых принципов материалистической диалектики, но и в принципиально ином подходе к роли философии в общечеловеческой культуре. Она, по утверждению ее создателей, должна была нацеливать творческую часть человечества на радикальное преобразование мира и общества. Маркс, впервые излагая свое философское кредо в «Тезисах о Фейербахе», заявил, что «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Вышесказанное ни в коей мере не означает, что все философы до Маркса лишь пассивно созерцали мир и не стремились качественно изменить его, улучшить общество и человека. Этот тезис указывает на принципиальное отличие новой философии от прежних философских систем ее ориентацией на качественное изменение жизни людей в соответствии с принципами социальной справедливости. В философии Маркса-Энгельса в центре внимания находится осмысление роли и значения сознательной преобразовательной деятельности человечества. Новая философия, как и прежде, исследует и объясняет мир, но ее главный замысел - это поиск практических путей качественного преобразования общества.

По Марксу, разумное человечество должно жить разумно. Оно должно наконец выйти из-под контроля природных сил. К. Маркс решительным образом отвергает философско-мистическую парадигму Гегеля о примирении истории общества с якобы ставшей разумной действительностью. Для марксистской философии характерна совершенно иная идея, а именно: разумен только человек, и его борьба против неразумной действительности должна стать прежде всего борьбой со всеми общественными системами, с государственными структурами и учреждениями, которые реально противодействуют интересам большинства населения. Именно поэтому К. Маркс рассматривает свою философию как «философию действия», призванную не столько удовлетворять человеческую любознательность, сколько содействовать разумному переустройству мира. Он приходит к выводу, что развитие самой философии неизбежно должно привести к превращению человеческой мысли в практическое действие по преобразованию сознания людей и их общественного бытия

Философия является наукой, направленной не просто на объяснение мира, а на его практическое изменение.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса представляет собой диалектический материализм, включающий в себя материалистическое понимание истории, человека, общества. Фундаментальным принципом марксистской философской системы становится принцип практики, которая подразумевает всю совокупную деятельность человечества по преобразованию природы и общества и в процессе которой происходит познание мира. Наибольшее влияние на формирование философских взглядов Маркса и Энгельса оказали работы Гегеля и Фейербаха.

Ф-я марксизма наз. диалектич. и ист.мат-зм.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

материя находится в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Диалект. мат-зм исходит из признания первич-ти материи и вторич-ти созн-я. Если предшест. мат-зм искал некий первокирпичик мироздания, то М. отказался от физ.хара-к материи и пришёл к заключению, что единств.св-вом материи явл.св-во быть объектив. реальностью.

МиЭ выдвигают принцип-но новый подход к истории. Марксист. ф-я исходит из признания первич-ти обществ. бытия и вторич-ти обществ.созн-я. Осн.смысл св. понимания истории М формулирует след.образом: «люди вступают в необх.производств.отн-я, кот.соответствуют опр.ступени разв-я их мат.производит. сил. Совокуп-ть этих производств.отн-й сост.эк.стр-ру об-ва, над этим возвыш.юрид. и полит.надстройка». => М в св. ист.мат-зме обосновывает идею о том, что разв-е об-ва носит ест-ист. хар-р, те, совершается необходимо, закономерно, обусл.причинами, не зависящими от воли и созн-я людей.

Центр.место в фил. творч-ве МиЭ отводилось разработке диалектики. Марксист.ф-я различает диалектику объективную и субъективную. Об.д-ка сущ.и проявляется в самих вещах. Суб.д-ка не представляет собой нечто отдельное. Она лишь введение к наукознанию, она рекомендует осн.принципы, кот-ми следует руководствоваться в позн-и и практ.деят-ти. Д-ка определяется как целостное учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и человеческого мышления.

25.. Сущность материалистического понимания истории.

История рассматривается Марксом как процесс взаимодействия человека и природы. Субстанцией исторических изменений выступает способ производства материальных благ, а в качестве ведущей тенденции истории выступает поступательное развитие — общественный прогресс. По сути, общественный прогресс это движение к свободе, которое предполагает нарастание духовного и материального богатства жизни, ее многообразия и в то же время целостности, гармоничности, увеличение возможностей выбора различных способов жизни. Основа этого прогресса, по Марксу,— развитие материального производства: осваивая силы природы, человек освобождает время и средства для духовного развития, для более творческого го характера труда. Развитие потребностей человека идет в соответствии с производительными силами общества, в том числе и развитие их духовных запросов. Таким образом, материальный фактор оказывается в конечном счете определяющим фактором развития социальной системы.

Важной чертой философии истории Маркса является принцип знание закономерного характера развития истории. Специфика общественных законов проявляется, по Марксу, в следующем. Во-первых, в том, что в них с наибольшей силой выражена статистическая природа. Они прослеживаются на больших количествах людей и в больших временных интервалах. Во-вторых, общественные законы складываются на основе сознательной деятельности людей (сознательная деятельность людей включена в механизм действия этих законов). Условия удовлетворения потребностей определяют мотивы деятельности людей, типизируя их. Столкновение воль порождает независимый от воли результат как равнодействующую всех воль. Необходимость возникает из самой деятельности людей и господствует над ними. Поэтому социальные законы выступают как закономерные тенденции.

Марксова идея о смене общественно-экономических формаций как естественно-историческом процессе возникает на основе пересечения двух интеллектуальных традиций XIX - гегельянской идеи закономерного характера исторического процесса и позитивизма О. Конта, обосновавшего необходимость построения такой науки об обществе, которая исследовала бы регулярности общества по образцу естественно- научного знания — изучая эмпирические факты и их соотношения

Материалистическое понимание истории устанавливает зависимость между различными типами человеческой деятельности и различными типами общественных отношений. К основным идеям исторического материализма относятся: утверждение примата общественного бытия общественным сознанием, закона об определяющей роли материального производства в развитии общества, зависимости всех системобщества (политической, правовой, идеологической — надстройки) от конкретно-исторической совокупности производственныхотношений (базиса), в единстве с которым они образуют органическую целостность (общественно-экономическую формацию). Вследствие действия закона соответствия производственных отношений (связанных с собственностью на средства производства, с присвоением и распределением произведенного продукта) уровню и характеру развития производительных сил (в состав которых прежде всего входят средства производства и сами производители с их профессиональными навыками и умением) происходит смена одного способа производства другим.

В то же время принцип практики, положенный Марксом в основу своего учения, требовал учета действия субъективного фактора в истории — реальной расстановки и революционной активности больших социальных групп, связанных со старым и идущим ему на смену новым способами производства. Поэтому важное место в марксизме отводится учению о классах и классовой борьбе.

В учении К. Маркса о классах принципиально новыми были положения об исторически преходящем существовании классов и о том, что путь к уничтожению классов лежит через установление диктатуры пролетариата, которая сама является лишь переходом к бесклассовому обществу. Важным для социально-философской теории Маркса является учение о превращении пролетариата из пассивного объекта эксплуатации в социальную силу, объединенную общей идеологией, организованную в политическую партию, выступающую за завоевание государственной власти.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 12939 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...