Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Начало книгопечатания



Однако, несмотря на значительный рост производства рукописных книг, они уже не могли полностью удовлетворить растущих потребностей государства и Церкви. Понимая это, Иван Грозный обратился к митрополиту Макарию с предложением об организации в России книгопечатания, и предстоятель Русской Православной Церкви, как гласит летопись, «зело возрадовался» и принял самое активное участие в организации печатного дела в стране.

В настоящее время благодаря трудам многих советских историков и, прежде всего, работам академика М.Н.Тихомирова (ст. «Начало книгопечатания в России» в книге «У истоков русского книгопечатания» 1959) точно установлено, что начальной датой русского книгопечатания является не 1564 год, как утверждалось ранее, а 1553 год, когда была создана первая печатная книга «Триодь Постная». Затем в течение десяти лет было напечатано еще 8 книг, которые, однако, как и первая, были анонимны, т.е. в них отсутствовали сведения об авторах, дате и месте издания. (Косвенные подтверждения данного обстоятельства содержатся в так называемом «Богемском летописце».)

Новый этап в развитии книгопечатания наступил в 1563 г., когда на средства царской казны в Москве была построена новая типография на Никольской улице близ Кремля. Во главе этой типографии стали Иван Федоров (1510-1583) и его ученик Петр Мстиславец.

В 1532-1534 гг. Иван Федоров учился на богословском факультете знаменитого Краковского университета. Затем по возвращению на Русь, в 50-60-х гг. XYI в., он был дьяконом кремлевской церкви Святого Николая чудотворца Гостунского. Именно в этом качестве он и занялся организацией печатного дела в России.

1 марта 1564 года из Никольской типографии вышла первая, точно датированная, русская печатная книга – «Деяния двенадцати Апостолов» или «Апостол», а затем, в 1565 г.,была напечатана еще одна книга - «Часословец» или «Часовник». На этом просветительская деятельность Ивана Федорова и его помощника Петра Мстиславца в Москве вероятнее всего и завершилась. По крайней мере, в настоящее время других книг, созданных в Никольской типографии, не обнаружено.

В 1568 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец переехали из Москвы в Заблудов – родовое владение гетмана А.Ходкевича, где возобновили свою просветительскую деятельность. Причины их переезда в Литву до сих пор вызывают споры среди историков. Большинство из них склоны объяснять это бегство из Москвы острым конфликтом первопечатников с новым митрополитом Афанасием и его ортодоксальным окружением. Однако академик М.Тихомиров предложил иной взгляд на эти события. По его мнению, Иван Федоров и Петр Мстиславец переехали в Литву не только по просьбе гетмана А.Ходкевича, но и с согласия самого Ивана Грозного, который был крайне заинтересован в усилении влияния Русской Православной Церкви на территории Литвы. Дело в том, что территория Русско-Литовского государства в тот период являла собой не только поле битвы двух враждебных армий, но и была ареной острейшей политической и идеологической борьбы Москвы и Вильно, особенно в исконно русских (православных) землях.

В Заблудове первопечатники издали всего одну книгу – «Учительское Евангелие» (1569), а затем, после заключения Люблинской унии и образования единого Польско-Литовского государства (Речи Посполитой), в 1572 г. они переехали во Львов, где основали новую типографию. В Львовской типографии Иван Федоров, который одно время был еще и управляющим Дерманского монастыря (1575-1576), издал целый ряд книг, в том числе «Псалтырь с Часословцем» (1570) и знаменитую «Азбуку» (1574 и 1578).

В 1578 г. первопечатники вновь совершили переезд, на сей раз во владения князя К.Острожского. Здесь в Остроге, прожив около трех лет, они издали еще несколько книг, в том числе «Хронологию Андрея Рымши» (1581) и «Острожскую библию» (1580-1581). Последние два года своей жизни (1581-1583) Иван Федоров вновь провел во Львове, где тихо скончался и был похоронен в Онуфриевом монастыре.

В это же время в Москве, несмотря на отъезд Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Литву, традиции книгопечатания были продолжены, но судя по всему (исходя из анализа шрифтов), в другой (новой) типографии. Руководителями этой типографии, по всей видимости, были Невежа Тимофеев и Никифор Тарасиев. В 1568 или 1569 году здесь была напечатана еще одна церковная книга – «Псалтырь». Однако затем, вероятнее всего, после набега крымского хана Девлет-Гирея на Москву, эта типография также сгорела (1571).

Спустя несколько лет, по указанию Ивана Грозного, в великокняжеском охотничьем селе - Александровой Слободе, была основана новая типография (1576), руководителем которой, по мнению академика М.Тихомирова, стал либо Невежа Тимофеев, либо его сын Андроник Тимофеев. В этой типографии увидел свет новый «Псалтырь», который был опубликован в 1577 году.

Затем в течение многих лет, по не вполне выясненным причинам, книгопечатание в стране вновь прекратилось, и только в 1597 году в типографии Андроника Тимофеева был напечатан новый «Апостол» тиражом 1,5 тысячи экземпляров.

Безусловно, организация книгопечатания в России явилось событием огромного культурного значения, и русские первопечатники по праву относятся к самым выдающимся представителям мировой средневековой культуры.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 2083 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...