Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Устное народное творчество



Вероятнее всего, в середине – второй половине XYI века начинает складываться целый цикл устных народных сказаний и исторических песен, связанных с успешной политикой укрепления единого Русского государства и многогранной, но крайне противоречивой, государственной деятельностью царя Ивана Грозного. Наиболее яркими произведениями устного народного творчества этого периода стали:

а) «Сказка о Барме Ярыжке – простом человеке», который добыл в «Вавилонграде» знаки царского достоинства для Ивана Грозного;

б) «Песня о русских пушкарях», которые взорвали непреступные стены Казанского кремля и, по сути, предопределили взятие Казани и покорение ненавистного восточного соседа – Казанского ханства;

в) «Песня о Кострюке», посвященная женитьбе Ивана Грозного на кабардинской княжне Марии Темрюковне Черкасской;

г) «Песня о гневе Ивана Грозного на сына», главным содержанием которой стал протест против государственного сыска беглых крепостных крестьян и осуждение диких зверств Опричнины.

Вместе с тем, в целом ряде народных песен, таких как, «Песня об Иване Грозном и разбойниках», «Песня о встрече казаков с Иваном Грозным» и в «Песне о плаче над гробом Ивана Грозного», явно наблюдается идеализация образа Ивана Грозного и наивная вера русского народа в доброго и справедливого царя.

При этом надо особо отметить, что, по мнению целого ряда ученых (А.М.Сахаров), именно в XYI в., особенно во второй его половине, социальная, а, по сути, антифеодальная тематика становится отличительной особенностью всего устного народного творчества, и, прежде всего, исторических песен. Характерна в этом отношении знаменитая былина «О Вавиле и скоморохах», которые борются против «собаки-царя».

В этот период естественный отклик в устном народном творчестве нашла и тема борьбы русского народа с татарскими ханствами, возникшими в XY в. на обломках Золотой Орды. В этой связи подверглись значительной переработке многие былины Киевского цикла, в которых воедино сливалась борьба наших великих предков с половецкими и татарскими ханами. В частности, в «Сказании о киевских богатырях», которое возникло в конце XYI - начале XYII вв., на смену Калину-царю приходит хан Мамай, а любимые персонажи русских былин - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, - вместе с дворянином Алексеем Залешаниным и другими владимирскими богатырями, “боронят” родную землю от набегов татар.

В этот же период возникает огромное количество разнообразных исторических песен, посвященных взятию Казани, походам Ермака Тимофеевича в Сибирь, героической обороне Пскова против войск Стефана Батория и т.д. Причем интересно отметить тот примечательный факт, что последняя песня, как и предыдущие, была напрямую связана с борьбой русского народа не против поляков, а против татар, поскольку в народном сознании главными врагами все же были Казанское, Крымское и Сибирское ханства, с территории которых постоянно совершались опустошительные набеги на сопредельные русские земли.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 507 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...