Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Художественная программа конструктивизма и новая культура вещи



Традиционно конструктивизм отождествляется с архитектурой Советской эпохи, пережившей расцвет в 1920-30-е гг. Этот стиль объединил передовую технологию и проектирование с прямо коммунистической социальной целью. Хотя этот стиль был разделен на несколько конкурирующих направлений, каждое из которых произвело много пилотных проектов и закончило здания, прежде, чем уйти из моды приблизительно в 1932 году. Влияние этого стиля отмечается и в более поздних направлениях в архитектуре.

Конструктивизм принято считать явлением нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и конструктивизма.

Конструктивизм — направление не только архитектурное, это скорее авангардистский художественный метод, отразившийся также в изобразительном искусстве, фотографии, декоративно-прикладном искусстве.

Как особый стиль конструкивизм имел несколько характерных признаков, прежде всего это строгость, геометризм, лаконичность форм и монолитность внешнего облика.

Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году, однако впервые он был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм». А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры»1.

То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

Источником конструктивизма является общеевропейское направление - функционализм, основные идеи которого советские конструктивисты оригинально переработали в 1920-30-х гг. Однако период развития конструктивизма был недолгим, строительная деятельность велась преимущественно на окраинах города, практически не затронув его исторического центра (корпуса фабрики Красное Знамя; фрагменты в застройке пл. Стачек).

Произведения ленинградских архитекторов второй половины 1930 1950-х гг. были ориентированы на возрождение классического наследия. Возродился ансамблевый подход к застройке, тяга к эффектной монументальности и образной выразительности, постепенно перераставшие во внешнюю парадность. Именно тогда родился термин, определивший застройку этого периода как сталинский ампир, типичным примером которого стали многоквартирные жилые дома на Московском проспекте за парком Победы.

Отказ от сталинского ампира произошел в начале 1960-х гг., ознаменовав возврат к прерванной традиции конструктивизма и приобщение к международному опыту. За последние десятилетия по результатам разработок многочисленных архитектурных мастерских возведены так называемые спальные районы, в том числе Ржевка и озеро Долгое, грандиозный новый комплекс больницы Кировского завода, жилая застройка от станции метро Приморская до начала Морской набережной и многое другое.

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. (Они начали свою карьеру ещё в эпоху Модерн).

Впервые архитекторы-конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург, который был непревзойдённым теоретиком архитектуры первой половины XX века. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни», а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики»2. Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты.

C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал — «Современная архитектура» (или просто «СА)». Выходил журнал на протяжении пяти лет. Оформлением обложек занимался Алексей Ган.

Теоретическую концепцию зрелого конструктивизма определил функциональный метод, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соотвествует функции). На этой волне происходит борьба конструктивистов против стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности. Так, нападкам подвергся архитектор Г. Бархин, создавший известный Дом «Известий».

В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье: автор и сам приезжал в Россию, где плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА.

В среде ОСА выдвигается ряд перспективных архитекторов, таких, как братья Голосовы, И.Леонидов, М. Барщ, В. Владимиров.

Конструктивисты активно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Особой фигурой в истории конструктивизма считается любимый ученик А. Веснина — Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. Его во многом утопические, устремлённые в будущее, проекты не нашли применения в те трудные годы.

Сложно себе представить отечественные шрифты более влиятельные, чем те, что были созданы в 20–30-е годы в эпоху тотального конструктивизма. Тогда на русскую культуру внимательно взирал весь мир, восхищаясь и содрогаясь одновременно. И даже впоследствии конструктивизм оказался востребованным во многих областях: архитектуре, в промышленном и графическом дизайне, даже в музыке (считается, например, что один из самых знаменитых квартетов Д. Шостаковича № 8, создан с учетом идей конструктивистов). Многие влиятельные дизайнеры нашего времени, в частности Невил Броуди, называют художников того времени своими учителями.

Сами по себе рубленые формы не являются открытием русских конструктивистов. Голландское движение «Де Стиль» (De Stijl) уже в 1917 году использовало блочную форму букв в одноименном журнале. Немецкая школа «Баухауз», открывшаяся в 1919 году, также занималась разработкой новых шрифтов. Голландская, немецкая и русская традиции широко взаимодействовали друг с другом. Деятель русского авангарда Эль Лисицкий принимал активное участие в проектах группы «Де Стиль». В 1921 году в Дюссельдорфе прошел Первый Конгресс Прогрессивных Художников, в котором участвовали деятели многих стран. Но именно в России конструктивистские шрифты получили такое развитие и распространение.

Особенностью графики таких шрифтов является предельное упрощение формы, низведенное до простого каркаса. Сущность графем передана самым что ни на есть экономичным языком — прямоугольниками. Лишь иногда мы видим скругления в буквах «О», «В», «Р». Остальное — жесткий каркас.

«Вещи, создаваемые художником, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности, построенные по принципу прямой и геометрической кривой и по принципу экономии средств при максимуме их действия.

Современный инженер создал гениальные вещи: мост, паровоз, аэроплан, кран.

Современный художник должен создать вещи, равные им по силе, напряженности, потенциалу в плане их психофизиологического воздействия на сознание человека как организующего начала» (А. Веснин. «Кредо», цитируется по книге Хан-Магомедова).

Причин активного распространения идей конструктивизма в графическом дизайне того времени несколько. Во-первых, после революции началось агрессивное отрицание буржуазных форм предыдущих шрифтов. Конструктивисты сделали буквы инструментом агитки.

Основным предназначением дизайна стал плакат, призыв, которые должны быть жесткими по стилистике, предельно ясными, грубовато революционными. Вторая причина — это те новые дизайнерские возможности, которые даровал новый шрифт. Стилистика любого рекламного носителя в рамках идеи конструктивистов предполагала жесткую прямоугольную модульную сетку (для упрощения, для ускорения, для единообразия). Имея набор блоков, удобно использовать прямоугольные буквы, вписывая каждое слово в специально отведенное ему место, при этом пропорции букв могут свободно меняться, невзирая на пропорции и жирность остальных блоков. Ни один наборный шрифт, наличествовавший в типографиях того времени, такой свободы не предоставлял.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 855 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...