Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

КЛУЦИС Густав Густавович



Родился в семье рабочего. В 1911–1912 занимался в Валмиерской учительской семинарии. Художественное образование получил в Рижской городской художественной школе.

В 1915 был призван в армию и поступил в Охтенскую пехотную часть в Петрограде. В 1917 вступил добровольцем в команду пулеметчиков Девятого полка Красных латышских стрелков. Посещал рисовальную школу Всероссийского общества поощрения художеств в Петрограде (1915–1918). С 1918 жил преимущественно в Москве. К этому времени относятся первые сохранившиеся рисунки: зарисовки на темы из жизни латышских стрелков, эскизы оформления Кремля к 1 Мая 1918 года, этюд «Красная площадь 1 Мая 1918 года». Эскиз панно «Штурм. Удар по контрреволюции…» (1918) — первое графическое произведение, включающее фотографические изображения. Участвовал в Первой художественной выставке работ Красных латышских стрелков в Кремле (1918).

Художественное образование продолжал в Государственных свободных художественных мастерских (в 1918–1920 у К. А.Коровина, К. С. Малевича и А. А. Певзнера) и Вхутемасе (1920–1921) в Москве. В этот период были созданы такие произведения, как «Красный человек» (1918), «Динамический город» (1919), «Аксонометрическая живопись» (1920), переданная автором в 1930 году в дар Государственной Третьяковской галерее, «картины-вещи» (по терминологии Клуциса), которые делались с использованием различных материалов и способов их обработки, с применением рельефов, контррельефов, а также целый ряд неизобразительных линейных, пространственных и цветовых композиций. В 1920 году принимал участие в «Выставке живописи Натана Певзнера, скульптуры Н. Габо и школы Певзнера. Густав Клуцис» и в выставке «Уновис» (1921).

В 1922, работая в типографии, создал серию конструктивных проектов в техниках литографии и линогравюры, состоявшую из 20 сюжетов и напечатанную небольшим тиражом, а также разработал проекты праздничных установок для оформления Москвы к V годовщине Октября и IV конгрессу Коминтерна («Радиооратор. Рупор революции», «Радиооратор. Речь Ленина», «Экран-трибуна», «Экран-трибуна-киоск», «Вращающаяся информационная праздничная установка» и т. д.). Конструкции Клуциса публиковались в журналах «Пролетарское студенчество», «Леф», «Время». Ряд графических конструкций и проектов оформления экспонировал на международных выставках в Берлине (1922) и в Париже (1925).

В 1922–1924 создавал проекты одежды конструктивистского стиля. В 1927 выполнил витражи для павильона Всесоюзной полиграфической выставки («Ленину —вождю и организатору Октября», «Мы десять лет учимся, строим, побеждаем»). Принимал участие в оформлении советского отдела на Международной выставке прессы в Кельне (1928), а также создавал экспозиционное оборудование для Выставки советского искусства в Брюсселе.

В 1924 был приглашен на должность доцента по цветовой дисциплине во Вхутемас, где шесть лет, вплоть до расформирования Вхутемаса — Вхутеина в 1930, вел практические занятия на графическом, архитектурном, деревоотделочном факультетах, факультете металлообработки и на Основном отделении.

В 1925–1927 был членом редколлегии и художником Клуба Сокольнического вагоностроительного завода. В 1927 вышли в свет фотомонтажные политические плакаты, выполненные совместно с С. Сенькиным и изданные Агитпропом МК ВКП(б). В 1928 участвовал в организации общества «Октябрь», опубликовал серию многоцветных фотомонтажных открыток к Всесоюзной спартакиаде. С 1929 работал в плакатной секции Изогиза. В мае 1930 организовал фотомонтажный отдел на выставке объединения «Октябрь». В этом же году был зачислен на должность доцента Полиграфического института. В июне-июле был призван в армию на переподготовку в качестве слушателя Московских военно-политических курсов им. В. И. Ленина.

В 1930–1935 ежегодно участвовал в оформлении Москвы к массовым революционным праздникам и торжествам (агитационные установки и оформление площадей Москвы к 1 Мая 1932 на тему «ДнепроГЭС — величайшее достижение социалистической индустрии» (1932), фотомонтажное панно для здания гостиницы Моссовета (позже «Москва», 1933) и др.). Работал заместителем председателя Объединения работников революционного плаката (ОРРП), был членом бюро плакатного сектора МОССХа, ревизионной комиссии МОССХа, а также секции научных работников Института литературы, искусства и языка Комакадемии (секция пространственных искусств), где в июне 1931, на дискуссии о плакатно-картинной литературе, выступил с докладом «Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства». Совместно с С. Сенькиным был командирован в города Тифлис, Батуми, Сухуми, Горловка (Донбасс) и др. для фотосъемок, зарисовок, этюдов по темам, отображающим социалистическое строительство (1931). Впервые применил двухцветный фотомонтаж для оформления передовой полосы праздничных номеров газеты «Правда». Работал над рукописью «Право на эксперимент» (1935). В 1936 году занимался станковой живописью и графикой, ездил в творческую командировку по заданию латышского общества «Прометей» в латышские землячества в Харькове, Днепропетровске, Ростове-на-Дону, в латышский колхоз им. Рудзутака (Азово-Черноморский край), где были созданы серии рисунков и живописных работ на темы: «Лучшие люди — латыши-стахановцы», «Жизнь и быт латышского народа». В 1937 году был командирован в Париж в качестве художника-оформителя на Всемирную выставку «Искусство и техника в современной жизни». Готовился к Международной выставке в Нью-Йорке.

В 1938 был осужден по сфабрикованному обвинению в участии в «фашистском заговоре латышских националистов» и расстрелян. По другой версии, умер в среднеазиатском концлагере 16 марта 1944. Посмертно реабилитирован в 1956.

В зрелый период творчества был убежденным приверженцем «производственного искусства», отрицающего станковизм и изобразительность (за исключением фото- и кинообразов). Стал одним из создателей нового вида творчества в своем первом фотомонтаже (Динамический город, 1919 — с земным шаром, покрытым архитектурными фрагментами). Его монтажные плакаты («Под знаменем Ленина» (1930), «СССР — ударная бригада пролетариата всего мира» (1931), «Привет вступившему в работу мировому гиганту Днепрострою» (1932), «Выше знамя Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина!» (1933) и др.) выразили культ вождей, контрасты героев и безликой массы («икры из голов»), наступательную агрессивность, свойственные советской культуре того времени. Активно работал также как дизайнер книг (альбом «Памяти погибших вождей», 1927).





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 431 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...