Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Трудовая (производственная) деятельность



Под традиционное определение труда как осознанной, энергозатратной, общепризнанной целесообразной деятельности, требующей от человека приложения усилий и осуществления работы, попадает и учебная деятельность. Однако справедливо возвышающий учение принцип «хорошая учеба – это настоящий труд» в последнее время стал использоваться, к сожалению, и как прикрытие исчезновения прочих, неучебных форм трудовой активности детей из школьной жизни. Именно поэтому, говоря о трудовой деятельности школьников, мы вводим уточнение «производственная». То есть ниже пойдет речь о труде, в котором мальчишки и девчонки, по меньшей мере, производят продукт (вещь, услугу, информацию и т.п.), причем значимый не только для них, но и для других людей. Почему «по меньшей мере»? Да потому, что у производственного труда, помимо продуктивности, есть другие свойства, очень важные для развития и воспитания детей. Но об этом – в свое время.

По меткому замечанию Ю.В. Крупнова, в привычности словосочетания «трудовое воспитание» пропадает главное в проблеме труда: какой именно труд, какого уровня, типа и степени совершенства. Воспитывает и образовывает не любой труд, точнее, не любая активность или работа, встроенная в систему социально-экономических отношений. А.С. Макаренко подчеркивал, что в воспитании важен не сам по себе трудовой процесс – то есть не определенная последовательность действий, ведущая к определенному результату (это «труд-работа»), и не овладение необходимыми для работы знаниями и навыками (это «труд-учеба», обучение труду). Воспитывающий труд – это, по словам А.С. Макаренко, «труд-забота» о себе и других, ближних и дальних. Только если труд организован этим особым, «заботливым» образом, если в нем складываются особые, взаимно заинтересованные, сотруднические отношения между работающими, он становится трудом духовно преобразующим.

По нашему мнению, восхождение школы к труду-заботе требует последовательного достижения в трудовой деятельности школьников воспитательных результатов первого, второго и третьего уровней. И каждому уровню результата соответствует свой тип образовательной формы.

Достижение в трудовой деятельности школьников воспитательныхрезультатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) возможно в рамках таких хорошо известных образовательных форм, как кружковые занятия техническим творчеством (авиамоделированием, судомоделированием, радиоделом и т.д.), домашними ремеслами, народными промыслами. Именно здесь закладывается понимание ребенком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растет чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых.

Для современных младших школьников оказываются удивительно интересными и полезными занятия техническим творчеством на конструкторах «Лего». Начиная со свободной игры с конструктором, дети постепенно переходят к индивидуальной и групповой сборке все более сложных моделей по инструкциям, а затем – к групповым творческим техническим проектам. Работа над проектом может разворачиваться в следующей логике:

- школьники продумывают модель, которую они хотели бы создать, обговаривают друг с другом технические характеристики и функции машины;

- группа собирает модель (по ходу сборки может происходить корректировка первоначального замысла);

- группа «оживляет» модель (дети придумывают историю, происходившую с их творением, обдумывают «место жительства» модели, ее социальное, экономическое, техническое окружение);

- школьники изготавливают макет среды, окружающей модель, для представления модели «в жизни» (например, строят макет строительной площадки, где будет работать сконструированный ими экскаватор);

- школьники защищают проект (рассказывают о технических возможностях своих машин, об их назначении и о том, каким образом они могут использоваться в той местности, куда они сами их поместили; отвечают на вопросы слушателей).

На достижение в трудовой деятельности воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) нацелены такие формы, как коллективная трудовая игра, детская производственная бригада под руководством взрослого. Здесь воспитывающим фактором, помимо продуктивности, становится особое производственное общение.

Замечательные коллективные трудовые игры - «Почта» и «Фабрика» - описаны И.П. Ивановым в его книге «Энциклопедия коллективных творческих дел»*.

Участники игры «Почта» предварительно знакомятся с работой почтового отделения (посещение почты, беседы с сотрудниками, наблюдение за их трудом), затем на общем сборе-старте приду­мывают название для своего почтамта, распределяют участки работы (отделы, операции), решают, кого и когда будут обслу­живать, договариваются об оформлении своего учреждения и своих отличительных знаках.

На почтамте могут действовать такие, например, отделы: приема писем и открыток, приема телеграмм, приема бандеро­лей и посылок, доставки корреспонденции (почтальоны).

Поскольку работа такого почтамта заключает в себе много разных видов деятельности (и простых, и более сложных), соз­дается отличная возможность объединения старших и младших ребят, руководимых взрослыми (в качестве инструкторов, кон­сультантов и т.д.). Например, младшие могут быть почтальона­ми, сортировщиками, упаковщиками, помощниками телеграфи­стов, заведующих отделами и других старших сотрудников.

Игра проводится обычно в канун праздника (в течение од­ного или нескольких дней) или во время праздника – в школе, у шефов, в микрорайоне, в летнем лагере и др. В школе, напри­мер, сотрудники почты могут обслуживать младших ребят своей школы и учителей, гостей или весь школьный коллектив.

Приходящие на почту клиенты могут написать и оформить письмо, нарисовать и заполнить открытку, составить телеграм­му, бандеролью отправить свои рисунки или книжку, посылкой – самоделки и т.д. Адресатами ребят-клиентов могут быть их товарищи по классу, по дому, родители, младшие и старшие братья и сестры, учителя, вожатые. Адресатами взрос­лых – их дети, ученики, товарищи по работе.

Сотрудники почты (прежде всего старшие ребята и взрос­лые) учат неопытных клиентов всем «таинствам» почтовых опе­раций: как правильно надписать конверт, составить телеграмму.

В работу почты нужно вносить больше игровых, творче­ских моментов. В частности, можно придумать интересные формы оплаты почтовых услуг: оплата заказного письма - от­вет на загадку, телеграммы – сочинение небольшого рассказа из тех слов, которые содержатся в телеграмме.

Почтальоны (лучше, если они действуют небольшими бри­гадами из 2-3 человек) доставляют корреспонденцию адреса­там в самой школе или по домашнему адресу (в микрорайоне школы), при этом, как положено, телеграммы доставляются в первую очередь.

Игру можно проводить не только в связи с праздниками, но и постоянно. Почтальоны разносят письма и телеграммы, соби­рают письма, открытки с мнениями и предложениями классных коллективов, ребят и учителей, например, после выхода в свет газеты-«молнии» или в период коллективного планирования.

«Фабрика» коллективнаятрудовая игра, участники которой (ребята разного возраста и их старшие друзья), подражая орга­низации настоящего производства, создают разнообраз­ные изделия на пользу и радость своему коллективу, близким и далеким людям.

Возможные виды изделий (продукции):

- наглядные пособия (материал для счета, гербарии, приборы) для первоклассников и старших учащихся своей и других школ;

- сувениры-игрушки из природного материала, модели, макеты, вышивки и др.;

- новогодние украшения и елочные игрушки;

- материал, оборудование для познавательных, подвижных, спортивных игр – в школьную игротеку, детскому саду, детской площадке и другим подшефным;

- экспонаты (диорамы, макеты, витрины) для выставок в школе и в клубе, для памятных залов и музеев;

- кормушки, домики для птиц;

- куклы, бутафория, декорации для кукольного театра;

- оформление для праздников – утренников, вечеров, демонстраций, игр.

Фабрика может выпускать однотипную продукцию, например, новогодние украшения или сувениры, но может иметь и широкий профиль, изготовляя предметы различного назначения, а также производить ремонт наглядных пособий, игрушек для детского сада, переплетать книги для школьной и районной библиотек и т.д. В этом случае фабрика превращается в целый комбинат.

В состав фабрики (комбината) могут входить следующие отделы и цехи: дирекция; конструкторское или проектное бюро; отдел снабжения сырьем и инструментом; отдел приемки про­дукции или отдел технического контроля - ОТК; отдел сбыта (передачи, отправки) продукции; цехи - макетный, модельный, швейный, кукольный, переплетный и другие (в зависимости от профиля фабрики).

Фабрика может действовать в течение одного дня (например, во время игры-праздника «Город мастеров»), нескольких дней или недель, что зависит от характера и объема продукции, желания и возможностей участников.

Участниками трудовой игры могут быть ребята одного воз­раста и их старшие друзья, но лучше, если фабрику создаст союз двух (или нескольких) старших и младших коллективов или сводная группа всех желающих – из разных классов. Тогда станет возможным разделение труда между старшими и млад­шими и объединение их как сотрудников, товарищей в общем жизненно важном деле. Старшие ребята могут быть членами дирекции, сотрудниками конструкторского бюро, начальниками цехов и отделов, мастерами, могут действовать на самых слож­ных производственных участках, составляя или возглавляя бри­гады. Младшие ребята также могут составлять отдельные бригады, действующие на подсобных и менее сложных (хотя не менее ответственных) операциях, могут трудиться в качестве учени­ков, помощников мастеров и т.д. Взрослые являются инструк­торами, советниками директора фабрики, начальников цехов.

Примерные варианты организации фабрики (комбината):

1. Каждый цех полностью изготавливает один или несколь­ко видов продукции (например, в швейном цехе делаются куклы для театра, в столярном – скворечники и т.п.). В цехи и отделы ре­бята записываются по желанию, образуя сводные коллективы. Состав цехов в основном не меняется в течение всего времени работы фабрики, а переход из одного цеха в другой происходит лишь с согласия дирекции.

2. Каждый цех выполняет одну или несколько операций в процессе изготовления общей продукции (например, фабрика создает макеты, а в разных цехах делаются основания этих ма­кетов, домики, фигурки людей; в этом случае в составе фабрики имеется обычно сборочный цех).

3. Постоянный штаб цехов состоит из сравнительно не­большого числа сотрудников - инструкторов, мастеров и т.п. В цехи приходят все желающие и работают под их руково­дством столько времени, сколько хотят. Изготовленную про­дукцию берут с собой (для себя или близких) или оставляют персоналу фабрики для последующей передачи другим (напри­мер, детскому саду).

4. На фабрике трудятся постоянные микроколлективы и их союзы, причем каждый такой коллектив или союз проходит по очереди через все цехи, работая в каждом один определенный период (неделю, две недели и т. п.). Тогда фабрика (комбинат) действует в течение нескольких периодов. При этом какие-то виды продукции могут полностью изготавливаться за один период (допустим, в игрушечном цехе – украшения для елки), а другие могут постепенно создаваться в течение всех периодов, передаваясь, как эстафета, от одного коллектива к другому (к примеру, так может делаться сложный макет в макетном цехе). Достоинством этого варианта является возможность провести каждого участника игры вместе с его постоянным коллективом через различные виды трудовой деятельности.

Создание фабрики начинается с общего сбора-старта уча­стников или по крайней мере тех, кто первым захотел принять участие в этой трудовой игре. Здесь сообща решают, какую продукцию будет выпускать фабрика и для кого, придумывают название фабрики и значок-эмблему. Выбирается вариант орга­низации работы, намечаются отделы и цехи, избираются дирекция, начальники отделов и цехов, определяется время начала работы и продолжительность действия фабрики. Запись желаю­щих по отделам и цехам производится и на самом сборе, и после него.

Дирекция ведет подготовку к открытию, договаривается о помещении, распределяет рабочие места между отделами и це­хами, составляет производственный план, дает задание конст­рукторскому (проектному) бюро и отделу снабжения, разраба­тывает график-календарь работы.

Коллективы цехов собираются на предварительное сове­щание, обсуждают проекты изделий, полученные от конструк­торского бюро, сообща разрабатывают технологический про­цесс, распределяются по участкам, операциям, выбирают мас­теров.

Итак, мы только что познакомились с интереснейшими описаниями двух коллективных трудовых игр. Но не оставляет в покое мысль: игра и труд – а не слишком ли они различны, чтобы объединять их вместе? Думаем, что различия не столь велики, как кажется на первый взгляд. А.С. Макаренко, разрабатывая идею труда-заботы, замечательно увидел, что образцовый, передовой труд всегда несет в себе оттенок экзистенциальной игры (игры с будущим, ибо всё, что соприкасается с будущим, приобретает вероятностность, а значит определенную «игривость»). Он писал об этом: «У нас был завод с первоклассным оборудованием. Делали фотоаппараты «Лейка» с точностью до одного микрона, и все-таки это была игра»*.

Коллективная трудовая игра может стать источником создания детской производственной бригады под руководством взрослого. Опыт таких бригад хорошо известен в нашей стране. Сегодня их, к сожалению, становится все меньше, да и распространены они, главным образом, в сельских школах. Но мы уверены, что они еще вернутся – в виде детско-взрослой дизайнерской группы, отвечающей за эстетику школьных интерьеров и ландшафта; мини-типографии, обслуживающей школьные нужды в области печати; школьной фото-видео-студии, сопровождающей все события и дела коллектива; детско-взрослой службы компьютерной поддержки и т.д.

А от этих форм рукой подать и до полноценного детско-взрослого образовательного производства. Это передовое наукоемкое и прибыльное (рентабельное) производство, в котором детский коллектив в образовательных целях занимает ведущие управленческие и исполнительские должности, что позволяет детям непосредственно участвовать в организации образцового труда и деятельности, а также в их описании, проектировании и перепроектировании. Для выполнения же наиболее сложных и ответственных работ и консультационных функций приглашаются взрослые профессионалы.

Детско-взрослое образовательное производство обязательно выходит на экономический рынок, начинает производить общественное благо. И именно благодаря этому оно является той образовательной формой, которая обеспечивает достижение в трудовой деятельности воспитательных результатов третьего уровня – получение детьми опыта самостоятельного общественного действия.

А.С. Макаренко настаивал, что воспитывать и образовывать может исключительно «образцовый труд», то есть такой, организация и содержание которого являются наивысшими на данный момент времени. Именно образцовость определяет социально-культурный и возвышающий уровень труда, что и делает его образовательным.

Образцовый труд должен быть передовым и самообеспечивающим, то есть отвечающим следующим критериям:

- наукоёмкость;

- высокая рентабельность;

- высокий уровень организации;

- высокая квалификация работников;

- труд, в качестве субъекта имеющий общность (сообщество);

- труд, создающий высокое качество жизни;

- труд, персонально организованный.

Все вышеперечисленное и достигается в условиях детско-взрослого образовательного производства. И превращается фото-видео-студия в школьное фото-видео-ателье, работающее с жителями микрорайона. Школьная мини-типография становится детско-взрослым издательским центром, заказы в который поступают со всего города. А дизайнерская группа перерастает в школьную проектно-дизайнерскую фирму, конкурирующую с заполонившими рынок дизайнерами-одиночками.

Да, детско-взрослое образовательное производство обязательно существует на рынке и зарабатывает деньги. И при этом замечательно воспитывает детей и взрослых. Воспитывает содержанием и характером делового, межличностного, межвозрастного общения в процессе производительного труда. Воспитывает необходимостью субъекту принимать решения и брать на себя ответственность (непосредственно в производстве, в управлении). Воспитывает общественной и личной значимостью и ценностью производимого продукта. Воспитывает необходимостью субъекту проектировать, планировать, сценировать, анализировать, прогнозировать свою деятельность. Воспитывает эстетикой высокоорганизованного и технологичного труда. Воспитывает трудовой дисциплиной, понимаемой как добровольное самоограничение в процессе труда. Воспитывает, наконец, духом соработничества в общем коллективном деле.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 11912 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...