Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пояснительная записка. Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества подростков обусловлена необходимостью



Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях. В частности, ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.

Возникшая в ХХ веке и построенная на принципах коммерциализации, тиражирования, стандартизации, упрощения, предельной занимательности массовая культура не без успеха поглощает, перемалывает и выдает за свои высшие образцы культурной деятельности человечества. Происходит постоянная подмена смыслов, низкое выдается за высокое, высокое начинает служить низкому. Чтобы не потеряться в потоке этих трансформаций, от человека требуется постоянное эстетическое самоопределение

У отечественной педагогической теории и практики эстетического воспитания богатые традиции. Сложился ряд оригинальных и глубоких подходов к эстетическому воспитанию: системный, интегративный, диалоговый.

В то же время в массовом эстетическом воспитании господствующее положение продолжает занимать парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов, молчаливо признающая художественную культуру внешней по отношению к воспитаннику. Эта парадигма почти не учитывает внутренние культурные условия и потенции саморазвития современного подростка, сложный социокультурный контекст его существования. Игнорирует она и особенности современного этапа в развитии искусства – такие его черты, как склонность к художественным провокациям, самоиронии, самопародии, размытость эстетических категорий и этических границ.

Реальная альтернатива данной парадигме – воспитание у школьника способности к эстетическому самоопределению. И главным здесь становится художественное творчество подростков. Создавая художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон или отрицание канона, прекрасное или безобразное.

Примерная программа внеурочной деятельности школьников по художественному творчеству для основной ступени общего образования основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.

Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности перед педагогом стоит задача введения юных людей в различные пласты художественной культуры этноса, общества и мира в целом. Необходимо, чтобы художественное творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом, в сфере искусства, в окружающем его мире.

Трактовка принципа коллективности применительно к художественному творчеству предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование художественных ценностей.

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимных понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для старших школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой (в том числе, художественной), природой родного края. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, - главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если ему некто предварительно задал, к чему он должен прийти, и он в этом не может ничего изменить, то для него нет проектирования. Он может программировать свои шаги, может составлять план исполнения – но собственно проектировать он в таком случае ничего не будет.

В логике действия данного принципа в программе предусматриваются художественные, социальные и экзистенциальные проекты подростков.

Художественные проекты школьниковреализуются в обстановке, близкой кмузыкаль­ному или драматическому театру, оркестру, ансамблю, объединениям художников и могут быть поняты благодаря следующим ценностным аспектам: эстетизм, ориентирован­ность на область художественной деятельности людей; приоритет чувственного восприятия окружающего мира; нравственная доминанта – соответствие нравственным началам добра, справедливости, милосердия; креативность, значимость порождения чего-то качественно нового, отлича­ющегося неповторимостью, оригинальностью (своеобразием, незаурядностью) и общественно-исторической уникальностью.

Социальные проекты преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счет реализации социальных инициатив. Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориенти­ров, как:

коммуникабельность – легкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;

предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;

самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;

организационная и управленческая компетентность – знания, опыт по обра­зованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отде­льных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей в процессе решения какой-либо задачи;

конвенциональность – стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;

законность (легальность) - стремление дейс­твовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их.

Экзистенциальные проекты проекты самовоспитания, ценностно-смыслового самоопределения, выбора варианта жизни (В.Н. Дружинин). Для экзистенциальных проектов принципиален опыт мышления относительно смысла жизни отдельного человека и человечества в целом, организованный в рамках стратегии самооценивания и стратегии избирательности и судьбоносности по отношению к внешним событиям.

Принцип диалога культур в программе внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества предполагает:

понимание основных сюжетов культурных текстов как основы для диалога культур про свою судьбу, свою жизнь, о своем счастье в мире людей;

рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох;

рассмотрение самодеятельного коллективного художественного творчества как диалога культур всех участников коллектива;

рассмотрение ситуаций представления зрителям продуктов художественного творчества как полилога между авторами культурных текстов, исполнителями культурных текстов и зрителями, воспринимающими культурные тексты.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в художественном творчестве – процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного эстетического отношения к действительности. Предпосылками формирования способности эстетического самоопределения у подростка служат обостренность (на фоне пубертата) восприятия эстетического и возрастная сензитивность к самоопределению. Приобретение подростком опыта самоопределения происходит в ходе взаимного, открытого друг для друга эстетического восприятия, переживания, понимания, создания художественных текстов и реальности как художественного текста.

Основная идея примерной программы внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена, в первую очередь, на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом – на развитие специальных предметных компетенций художественного творчества (игра на музыкальных инструментах, актерское мастерство, особые инструментальные компетенции рисования, черчения и т.д.). Именно поэтому внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических видов художественного творчества.

Синтетические виды художественного творчества – любительский театр, любительское видеотворчество, дизайн и т.п. – позволяют вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования за счет таких инструментов как сценирование, философия и технология дизайна, режиссура социальных игр.

Любительские театр и видеотворчество, занятия школьников дизайном позволяют осуществить испытания любого предположения при помощи опытной проверки, подтверждающей очевидность фактов. В театре и видеопроектах средством проверки является сценирование или этюд, мыслительный эксперимент или аналогия. Под сценированием в данном случае понимается «сборка круга предлагаемых обстоятельств ситуации, постановка целей и задач ее участников и реализация этих целей в сценическом взаимодействии, определенными средствами, доступными персонажам истории» (А.В. Гребенкин). Старшеклассники, проиграв этюд-эксперимент, могут практически побывать в исследуемой ситуации и проверить на своем жизненно-игровом опыте предположения и варианты поведения и решения проблемы в подобной ситуации.

Еще одним способом управления социокультурным пространством существования человека являются философияи технология современного дизайна. Сегодня дизайн не ограничивается опредмечиванием материальных человеческих потребностей, современный дизайн обеспечивает «овеществление» духовных ценностей, реализует в дизайнерской форме сущностное содержания эпохи.

Третий инструмент управления социокультурным пространством существования человека - режиссура социальных игр. Согласно этой идее существуют базовые игры людей, т.е. фиксированные установки, определяющие их социальное и коммуникативное поведение. Режиссура социальных игр утверждает, что, во-первых, если определить базовые типы людей, участвующих в некотором социальном взаимодействии, это взаимодействие можно существенно оптимизировать. И, во-вторых, что сам индивид способен изменять свою базовую игру, хотя бы в результате прохождения специального тренинга.

Использование этих синтетических видов самодеятельного творчества позволяет обеспечить многофункциональность участия школьников в коллективной деятельности (роли актеров, художников, режиссеров, операторов, осветителей, организаторов).

Цель примерной внеурочной программы художественного творчества подростков – формирование у них в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений способности управления культурным пространством своего существования.

Задачи программы:

- расширение общего и художественного кругозора учащихся подростковых классов, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса;

- формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексивного управления ситуациями межличностного взаимодействия;

- развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей.

Формы и режим занятий. Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседа, лекция), художественные образовательные события.

Репетиционные занятия (от лат. repetitio – повторение) – основная форма подготовки (под руководством или с участием педагога) представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путем многократных повторений (целиком и частями).

Постановочные занятия – творческий процесс создания эстрадного представления, осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером.

Информационное занятие предполагает беседы и лекции. Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Лекция – представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Сущностное назначение лекций состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.

Художественное образовательное событие – акт художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями. Учебный и воспитательный эффект художественного события для автора произведения обусловлен встречей с читателем (зрителем), с отношением последнего к авторскому произведению.

Тематическое планирование и содержание деятельности

Тематический план. Вариант 1. Любительский театр

№ п/п Темы занятий Кол-во часов
Первый год занятий
  Знакомство с особенностями любительских занятий театром  
  Учебные театральные миниатюры  
  Театральный капустник  
  Знакомство с особенностями пьесы - сказки  
  Просмотр профессионального театрального спектакля  
  Репетиции пьесы – сказки  
  Представление пьесы - Новогодней сказки  
  Рождение замысла пьесы. Сверхзадача театрального искусства  
  Чтение пьес и выбор постановочного материала  
  Просмотр профессионального театрального спектакля  
  Репетиция пьесы – современной драмы  
  Премьера пьесы (драматического произведения)  
  Репетиции пьесы – комедии  
  Премьера пьесы комедии  
  ИТОГО за первый год  
Второй год занятий
  Знакомство с особенностями водевиля  
  Репетиции водевиля  
  Просмотр профессионального театрального спектакля  
  Представление водевиля  
  Знакомство с особенностями театрального ярмарочного представления  
  Разработка и репетиции Новогоднего ярмарочного представления  
  Новогоднее ярмарочное представление  
  Рождение замысла пьесы  
  Чтение пьес и выбор постановочного материала  
  Репетиция пьесы – классической драмы  
  Премьера пьесы (классического драматического произведения)  
  Разработка идеи и сценария бенефиса класса  
  Репетиции бенефиса  
  Премьера прощального бенефиса  
  ИТОГО за второй год  
  ВСЕГО  

Содержание деятельности

Любительские занятия театром. Роль театра в культуре, основные вехи развития театрального искусства. Любительский театр как разыгрывание ситуаций, в которых человек существует, взаимодействует с миром, пытаясь управлять окружающим пространством.

Театральная миниатюра. Актерский этюд. Наблюдения актера. Лаборатория актера и режиссера. Учебные театральные миниатюры, скетчи. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Проблемная ситуация персонажа и способы решения. Театральный капустник.

Пьеса – сказка. Просмотр профессионального театрального спектакля. Драматургический замысел. Репетиции пьесы – сказки. Представление пьесы - Новогодней сказки.

Современная драма. Рождение замысла пьесы. Сверхзадача театрального искусства. Чтение пьес и выбор постановочного материала. Просмотр профессионального театрального спектакля. Репетиция пьесы – современной драмы. Премьера пьесы (драматического произведения).

Современная комедия. Жанровые особенности комедия. Разновидности комедии. Природа смешного. Премьера пьесы комедии.

Водевиль. Знакомство с особенностями водевиля. Репетиции водевиля. Просмотр профессионального театрального спектакля. Представление водевиля.

Театральное ярмарочное представление. Разработка и репетиции Новогоднего ярмарочного представления. Новогоднее ярмарочное представление как художественно-эстетическое образовательное событие.

Классическая драма. Рождение замысла пьесы. Чтение пьес и выбор постановочного материала. Репетиция пьесы – классической драмы. Премьера пьесы (классического драматического произведения).

Бенефис. Разработка идеи и сценария бенефиса класса как художественно-эстетического образовательного события. Сверхзадача спектакля. Репетиции бенефиса. Премьера прощального бенефиса.

Тематический план. Вариант 2. Любительское видеотворчество

№ п/п Темы занятий Кол-во часов
Первый год занятий
  Любительское видеотворчество  
  Сценарий как особая форма драматургии  
  Просмотр и обсуждение профессионального авторского видеопроекта, кинофильма  
  Вечер авторского видео «Видеопробы». Показ и обсуждение видеопроектов учащихся.  
  Разработка и реализация авторского проекта «Реклама Новогоднего праздника в школе»  
  Сюжетные компоненты режиссёрского сценария: пролог, завязка, фабула, развязка, эпилог.  
  Разработка и реализация видеопроекта «Сказка для младшего брата»  
  Премьера видеопроекта «Сказка для младшего брата» как художественное образовательное событие  
  Разработка и реализация проекта документального видео об истории школы, города (микрорайона), села  
  Вечер документального видео. Просмотр и обсуждение проектов учащихся.  
  ИТОГО за первый год  
Второй год занятий
  Социальная реклама как жанр современного видеотворчества  
  Разработка и реализация видеопроекта «Наша социальная реклама»  
  Презентация видеопроекта «Наша социальная реклама» (художественно-эстетическое образовательное событие)  
  Выразительные средства видеотворчества  
  Разработка и реализация видеопроектов учащихся «Ни слова о любви»  
  Просмотр и обсуждение профессионального авторского видеопроекта, кинофильма.  
  Премьера видеопроектов учащихся «Ни слова о любви» (художественно-эстетическое образовательное событие)  
  Встреча с профессиональным режиссером, журналистом, актером  
  Разработка и реализация видеопроектов учащихся «Немного о себе»  
  Разработка и реализация авторских видеопроектов учащихся  
  Конкурс видеотворчества «Школьный Оскар», церемония награждения победителей (Последний звонок)  
  ИТОГО за второй год  
  ВСЕГО  

Содержание деятельности

Любительское видеотворчество. Особенности любительского видеотворчества в контексте любительских занятий художественным творчеством. Специфика технических средств в видеотворчестве.

Сценарий как особая форма драматургии. Сценарий и монтаж. Понятие кинокадра. Крупности планов и их смысловое значение в раскрытии драматургии. Монтажная фраза, сцена, эпизод. Понятие движения в фильме. движение в пространстве и во времени. Время и пространство и их условность в кино. Время реальное, замедленное, ускоренное.

Любительский видеопроект как явление самодеятельного художественного творчества. Просмотр и обсуждение профессионального авторского видеопроекта, кинофильма. Вечер авторского видео «Видеопробы». Показ и обсуждение видеопроектов учащихся.

Жанры любительского видео проекта. Оперативные и постановочные съемки. Реклама, художественный и документальный жанры, игровые программы, телефильмы. Разработка и реализация авторского проекта «Реклама Новогоднего праздника в школе». Сюжетные компоненты режиссёрского сценария: пролог, завязка, фабула, развязка, эпилог. Разработка и реализация видеопроекта «Сказка для младшего брата». Премьера видео-проекта «Сказка для младшего брата». Документальное видео. Разработка и реализация проекта документального видео об истории школы, города (микрорайона), села. Вечер документального видео. Просмотр и обсуждение проектов учащихся. Жанр и особенности его монтажа. Комедия. Детектив. Фильм-повесть. Фильм-роман. Мелодрама. Репортаж. Документальная драма. Документальная повесть.

Звук. Изменения, которые принес звук в кинематограф, в его зрительный ряд. Звуковой образ героя. Использование звука за кадром. Пауза как игровой компонент фильма. Шумовая фонограмма. Виды шумов: естественные, имитационные. Образ и драматургия шумов. Музыка в фильме и ее разновидности (авторская, бытово-оправданная, синхронная и т.д.) Роль музыки в монтажном строе эпизода, сцены, фильма в целом.

Социальная реклама как жанр современного видео-творчества. Монтаж клипов и рекламных роликов. Особенности и достижения. Обновление выразительности монтажной формы. Монтаж телепередачи. Принципы, лежащие в его основе: выразительность, разнообразие, зрелищность. Разработка и реализация видеопроекта «Наша социальная реклама». Презентация видеопроекта «Наша социальная реклама».

Художественное видео. Выразительные средства видео творчества. Разработка и реализация видеопроектов учащихся «Ни слова о любви». Просмотр и обсуждение профессионального авторского видеопроекта, кинофильма. Премьера видеопроектов учащихся «Ни слова о любви».

Документальное видео. Разработка и реализация видеопроектов учащихся «Немного о себе». Разработка и реализация авторских видеопроектов учащихся.

Любительское видео как пространство художественного самовыражения. Встреча с профессиональным режиссером, журналистом, актером. Конкурс видеотворчества «Школьный Оскар», церемония награждения победителей.

Тематический план. Вариант 3. Художественное творчество в дизайне

№ п/п Темы занятий Кол-во часов
Первый год занятий
  Знакомство с основами дизайна. Дизайн, основные принципы композиции. Зонирование.  
  Основы организации пространства. Дизайн проекта интерьера «Комната моей мечты»  
  Выставка дизайнерских проектов интерьера «Комната моей мечты» (художественное образовательное событие)  
  Философия Новогоднего праздника. Разработка дизайн - проектов организации пространства праздника (Новогодний праздник)  
  Конкурс дизайн - проектов организации пространства праздника (Новогодний праздник), реализация проекта – победителя конкурса. Презентация оформления школьного зала.  
  Материаловедение.История костюма  
  Разработка и реализация исследовательского проекта «Дизайн исторического костюма»  
  Защита исследовательских проектов «Дизайн исторического костюма» (художественное образовательное событие)  
  Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология  
  Разработка и осуществление дизайнерского проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн)  
  Презентация дизайнерского проекта «Школьная клумба» (художественное образовательное событие)  
  ИТОГО за первый год  
Второй год занятий
  Дизайн интерьеров и архитектурное проектирование  
  Разработка и осуществление дизайнерского проекта интерьера «Дизайн помещения классной комнаты»  
  Выставка дизайнерских проектов интерьера «Дизайн помещения классной комнаты» (художественное образовательное событие)  
  Особенности web-дизайна  
  Разработка и реализация исследовательских проектов «Лучший современный сайт»  
  Научная конференция учащихся «Современные тенденции web-дизайна»  
  Стиль в ландшафтном дизайне.Средства гармонизации композиции  
  Разработка проекта «Сквер родного города (села)»  
  Защита проектов «Сквер родного города (села)» (художественное образовательное событие)  
  Основы фото-дизайна  
  Индивидуальность в дизайне  
  Разработка и осуществление проектов фотодизайна «Фотоальбом «Моя школьная жизнь»  
  Презентация выставки проектов фотодизайна «Фотоальбом «Моя школьная жизнь» (художественное образовательное событие)  
  ИТОГО за второй год  
  ВСЕГО  

Содержание деятельности

Знакомство с основами дизайна. Дизайн, основные принципы композиции. Зонирование.

Основы организации пространства. Разработка и осуществление дизайн-проекта интерьера «Комната моей мечты». Презентация выставки дизайн-проектов интерьера «Комната моей мечты». Философия Новогоднего праздника. Разработка дизайнерских проектов организации пространства праздника (Новогодний праздник). Конкурс дизайн-проектов организации пространства праздника (Новогодний праздник). Реализация проекта – победителя конкурса. Презентация оформления школьного зала.

Дизайн костюма. Материаловедение. История костюма. Разработка и реализация исследовательского проекта «Дизайн исторического костюма». Защита исследовательских проектов «Дизайн исторического костюма».

Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология. Разработка и осуществление дизайн-проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн). Презентация дизайн-проекта «Школьная клумба»

Дизайн интерьеров и архитектурное проектирование. Разработка и осуществление дизайнерского проекта интерьера «Дизайн помещения классной комнаты». Презентация выставки дизайнерских проектов интерьера «Дизайн помещения классной комнаты».

Особенности web-дизайна. Разработка и реализация исследовательских проектов «Лучший современный сайт». Научная конференция учащихся «Современные тенденции web-дизайна».

Стиль в ландшафтном дизайне. Средства гармонизации композиции. Разработка проекта «Сквер родного города (села)». Защита проектов «Сквер родного города (села)».

Основы фотодизайна. Индивидуальность в дизайне. Разработка и осуществление проектов фотодизайна «Фотоальбом «Моя школьная жизнь». Презентация выставки проектов фотодизайна «Фотоальбом «Моя школьная жизнь».

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Воспитательныерезультаты внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, ее структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнера.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеют проведение Новогоднего праздника для сверстников и для младших классов (разработка дизайн-проекта оформления зала для праздника), попытка осознать параметры заказа со стороны сверстников и малышей, разработка художественного замысла под основные параметры заказа. Здесь важную роль может сыграть дизайнерский проект «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн), призванный порадовать представителей школьного сообщества.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия – включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта в сфере художественного творчества. Для этого подросток владеет инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнера, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования). Здесь осваиваются умение представить заказчикам или зрителям, экспертам собственные разработки.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Например, разработка дизайнерского проекта «Сквер родного города (села)», любительский спектакль для жителей округи, открытый общественный показ документальных видеопроектов.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1669 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...