Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема IV. Эпоха возвышения Москвы



(Вторая половина XIV – середина XV в.)

Раздел 1. Архитектура Новгорода и Пскова второй половины XIV– первой трети XV вв.

Лекция 17. Новгород. Период расцвета новгородской архитектурной школы. Церковь Федора Стратилата на Ручье. Церковь Спаса на Ильине. Церковь Рождества на Михалице. Церковь Рождества на Кладбище. Церковь Иоанна Богослова на Витке. Церковь Ильи на Славне.
Интерпретации типа храма, сложившегося в 1360-е – 1370-е гг., в начале XV в. Церковь Петра и Павла в Кожевниках. Церковь Власия на Волосовой улице. Церковь Иоанна Милостивого на Мячине.

Псков. Троицкий собор (перестройка сер. XIV в. и 1420-х гг.). Памятники Довмонтова города. Церковь Кирилла. Церковь Тимофея (Довмонта). Вопросы датировки памятников Довмонтова города. Вероятная связь характерных приемов построения плана в псковской архитектуре второй половины XIV в. с новгородской традицией (церковь Троицы на Редятине).

Основные темы

Сложение и развитие типологии и особенностей декоративного убранства. Особенности художественной выразительности новгородской архитектуры.

Значение новгородского влияния для сложения псковской школы. Художественные и типологические особенности псковской школы.

Дискуссионные вопросы:

Проблема происхождения повышенных подпружных арок.

Вопрос о характере и значении перестройки Троицкого собора в Пскове в 1420 г.

Вопросы:

1. Чем отличается церковь Федора Стратилата на Ручье от построек первой половины XIV в.?

2. Опишите обстоятельства строительства церкви Спаса на Ильине.

3. Перечислите элементы декоративного убранства церкви Спаса на Ильине, вошедшие в “арсенал” новгородской архитектуры конца XIV – начала XV в.

4. Назовите особенности решения алтарной части в псковских храмах второй половины XIV – начала XV в.

5. Какой новгородский храм имеет решение алтарной части, подобное храмам Довмонтова города (церкви Тимофея (Довмонта))?

6. Какие вопросы связываются с историей перестройки Троицкого собора в середине XIV и в начале XV вв.? По каким источникам мы можем судить об облике, плане и конструкции Троицкого собора? Насколько определенны эти сведения?

7. Какой строительный материал используется в Пскове?

Литература обязательная

· Седов Вл.В. Об иконографии внутреннего пространства новгородских храмов XIII - начала XVI веков. Иконография архитектуры. М., 1990. С.102-127

· Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI в. М, 1993. С. 105-125

Литература дополнительная

· Гладенко Т.В., Красноречьев Л.Е., Штендер Г.М., Шуляк Л.М. Архитектура Новгорода в свете последних исследований // Новгород: к 1100-летию города. М., 1964. С. 220-232.

· Каргер М.К. Новгород. Л., 1980.

· Каргер М.К. Новгородское зодчество // История русского искусства. Т.2. М., 1954. С. 55-58.

· Максимов П.Н. Новгородская архитектура XI – XV вв. в свете новых исследований. Автореферат на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1969

· Максимов П.Н. Творческие методы древнерусских зодчих. М., 1976

· Романов К.К. Псков, Новгород и Москва в их культурно-художественных взаимоотношениях // Известия Российской академии истории материальной культуры. Т. IV. Л., 1925

· Седов Вл.В. Псковская архитектура XIV–XV веков М., 1992.

· Седов Вл.В. Церковь Благовещения на Городище: XIV век // Великий Новгород в истории средневековой Европы. К 70-летию Валентина Лаврентьевича Янина. М., 1999 391-404

· Седов Вл.В. Церковь Спаса-Преображения на Ковалеве // Новгородские древности. В. V. М., 2000. С. 47-80

· Седов Вл.В. Церковь Федора Стратилата в Новгороде // Архив архитектуры. В. IX. М., 1997

· Спегальский Ю. П. Псков. Л., 1978.

Раздел 2. Живопись Новгорода и Пскова второй половины XIV – первой трети XV вв.

Лекция 19. Эпоха владыки Алексея, время наивысшего расцвета Новгородской феодальной республики. Монументальная живопись Новгорода 1360-х – 1400-х гг. Фрески второго слоя росписи церкви Успения на Волотовом поле. Феофан Грек в Новгороде, его миссия здесь. Сведения о художнике, его работа над росписью церкви Спаса на Ильине улице. Соотношение местной традиции с новой волной влияния византийского искусства, захватившего все крупные центры культуры Руси. Фрески Ковалева – второе (более традиционное) направление в русском искусстве, заявившее о себе одновременно с творчеством Феофана Грека. Росписи церкви Федора Стратилата – развитие традиции Волотова и интерпретация идей Феофана Грека. Фрески церкви Рождества на кладбище и церкви Архангела Михаила “на Сковородке” – “промосковское” направление в местном искусстве. Книжная миниатюра: “Псалтирь Грозного” (РНБ), Сильвестровский сборник (РГАДА) – иллюстрации жития Бориса и Глеба. Иконопись: “ Борис и Глеб на конях ”. “ Покров Богоматери ”, “ Благовещение с Федором Тироном ” (все в Новгородском муз.). “Архангел Михаил” из чина (ГТГ), “Св. Николай” из Порхова (Новгород), “Сошествие Св. Духа” (Новгород).

Псков. Иконы: “Богоявление” (Г.Эрм.), “Борис и Глеб” (ГТГ), “Св. Николай” из Кожского монастыря (ГТГ). Росписи храмов Довмонтова города, их атрибуция и датировка. Евангелие 1409 г. (ГИМ). Иконы “академического” и экспрессивного направления – “Рождество Богоматери”, “Варвара, Параскева, Ульяна”, “Собор Богоматери” (все в ГТГ).

Основные темы:

Основные принципы живописной системы Волотовскй росписи.

Феофан Грек – воплощение исихастского идеала святости. Активизация личностного начала.

Образная интерпретация архитектурного пространства художниками-стенописцами.

Особенности новгородского иконописания рубежа XIV–XV вв.

Проблемы датировки памятников псковской живописи XIV–XV вв.

Вопросы для дискуссий: Проблема датировки второго слоя Волотовской росписи.

Как соотносятся друг с другом росписи церкви Успения на Волотовом поле и церкви Федора Стратилата.

Вопросы:

1. Чем отличается роспись церкви Спаса на Ильине от второго слоя росписи церкви на Волотовом поле.

2. Кто был заказчиком росписи церкви Спаса на Ильине.

3. Кого из святых Феофан Грек представил в росписи барабана главы церкви Спаса на Ильине.

4. Какая мысль объединяет изображения столпников со сценой “Гостелюбие Авраама” (Ветхозаветная Троица) в росписи Феофана Грека.

5. Где работал Феофан Грек до приезда в Новгород.

6. В каком году была создана роспись церкви Спаса на Ковалеве и из какого источника взята эта дата.

7. Почему на западной стене хор церкви Федора Стратилата изображена сцена “Покров Богоматери”.

8. В какой части росписи церкви Федора Стратилата расположен “Страстной цикл”.

9. Назовите наиболее характерные приметы псковской школы живописи.

Раздел 3. Архитектура Москвы второй половины XIV – середины XV вв.

Лекция 20. “Раннемосковское зодчество”.

Дмитрий Иоаннович, Василий I, Василий II

Стены Московского Кремля. Собор и трапезная Чудова монастыря. Собор Симонова монастыря.

Строительство конца XIV в. в Коломне и Серпухове. Успенский собор в Коломне. Церковь Иоанна Предтечи на Городище. Воскресенская церковь. Богоявленская церковь Голутвина монастыря. Рождественская церковь в Бобреневе монастыре. Трапезная церковь Высоцкого монастыря в Серпухове.

Старо-Никольский собор в Можайске. Церковь Иоакима и Анны в Можайске.

Церковь Николая в Каменском. Благовещенская церковь (собор) в Кремле. Церковь Рождества Богородицы (Воскрешения Лазаря) в Московском Кремле. Церковь Успения на Городке в Звенигороде. Собор Вознесенского монастыря.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 281 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...