Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Основные проблемы:
Значение принятия христианства для развития каменного строительства.
Характер традиции, к которой принадлежали византийские мастера, строившие в русских княжествах. Место русских построек в контексте истории византийской архитектуры.
Причины и источники своеобразия первых построек Киевской Руси. Параллели и прообразы их архитектуры.
Историческое, символическое и художественное значение первых каменных храмов, возведенных на Руси. Их осмысление современниками.
Проблема влияния деревянной архитектуры на каменное зодчество Киевской Руси.
Вопросы:
Литература обязательная
· Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII вв. М., 1987.
· Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.
Литература дополнительная
· Асеев Ю.С. Архитектура Древнего Киева. Киев, 1982.
· Булкин В. А. Софийский собор в Полоцке // Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII века. М., 1988. С. 59–64.
· Логвин Г.Н. София Киевская. Киев, 1971 (Альбом).
· Раппопорт П.А. О роли византийского влияния в развитии древнерусской архитектуры // Византийский временник. 1984. Т. 45. С. 185–191.
· Раппопорт П.А. Русская архитектура X - XIII вв.: каталог памятников. Л., 1982.
· Раппопорт П.А. Строительные артели Древней Руси // Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. С. 246–254.
· Штендер Г.М. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни новгородской Софии // Древнерусское искусство: проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 30–54.
· Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры. Л., 1985.
Лекция 4. Стенописный декор Десятинной церкви. Спасский собор в Чернигове.
Ансамбль монументальной живописи Софийского собора в Киеве. Его иконографическая программа, стиль. Проблема датировки. Митрополит Иларион как возможный автор идейного замысла декорации храма. Вопрос о происхождении мастеров и организации их работы (В.Н. Лазарев). “Светские” сюжеты в росписи собора.
Остромирово Евангелие. Где и кем созданы миниатюры рукописи, своеобразие их иконографии и стилистики.
Икона «Апостолы Петр и Павел» XI века из Софийского собора в Новгороде – древнейший дошедший до нас памятник иконописи средневековой Руси.
Литургическая утварь. Ювелирное дело, основные техники – чернь, перегородчатая эмаль, чеканка.
Монументальная пластика – архитектурная резьба. Предметы личного благочестия – мелкая пластика.
Влияние монастырской культуры на духовную жизнь Киева и на стилистику искусства. Изборник Святослава 1073 г.
Основные проблемы:
Место русских памятников в контексте истории византийского искусства, черты своеобразия и факторы, их определявшие.
Принципы формирования программ монументальной живописи, которыми руководствовались создатели мозаик и фресок Софийского собора в Киеве.
Проблема интерпретации содержания и назначения “светских” изображений в Софийском соборе Киева.
Вопросы для текущего контроля:
1. Мнение исследователей о происхождении мастеров, создавших ансамбли древнейших монументальных росписей Киевской Руси.
2. На чем основываются авторы различных датировок живописной декорации Софийского собора в Киеве.
3. Приведите примеры стилистических аналогий мозаикам и фрескам Софийского собора в Киеве.
4. Какие идеи “Слова о законе и благодати” находят параллели в идейной концепции декорации Софии Киевской.
5. Какие из “светских мотивов” росписей Софии Киевской находят аналогии в искусстве Византии и восточных соседей Руси.
6. Кто такой Остромир и что думают исследователи о происхождении миниатюр Остромирова Евангелия.
Темы семинарских и курсовых работ.
1. Влияние заказа на формирование программы живописного декора Софийского собора в Киеве.
2. Место мозаик и фресок киевского Софийского собора в истории византийского искусства.
3. Как соотносятся в живописном декоре Софийского собора в Киеве иконографическая и стилистическая традиция с «тенденциями времени»?
4. «Светские сюжеты» росписи Софии Киевской и методы их интерпретации.
Литература обязательная
· Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской //Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 25–49.
· Бочаров Г.Н. Художественный металл Древней Руси. М., 1984.
· Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. XI–XV вв. М., 1973.
· Логвин Г.Н. Софiя Киïвська. Киïв, 1971.
· Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003.
· Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X–XIII веков. Л.,1970.
Литература дополнительная
· Высоцкий С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. Киев, 1989.
· Грабар А.Н. Светское изобразительное искусство домонгольской Руси и “Слово о полку Игореве” //ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 233–271.
· Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960.
· Салько Н.Б. Живопись Древней Руси XI–XIII века. Мозаики, Фрески. Иконы. Л., 1982.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1135 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!