Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема III. Искусство эпохи татаро-монгольского владычества



(XIII – первая половина XIV вв.)

Раздел 1. Архитектура второй половины XIII – первой половины XIV вв.

(Юго-Западные земли, Новгород, Псков, Тверь, Москва)

Лекция 15. Галицкая земля. Церковь Николая в Львове. Собор и башня Спасского монастыря близ Старого Самбора. Башня в г. Холм. Башня в Стопье. Башня в Белавине. Замок во Львове.

Волынь. Церковь Михайловского монастыря во Владимире-Волынском. Георгиевская церковь в Любомле. Васильевская церковь во Владимире-Волынском.

“Черная Русь”. Церковь в детинце в Новогрудке. Башня в г. Каменец. Башня в Черторыйске. Башня в Берестье. Башня в Новогрудке. Замок в Луцке.

Новгород, Псков. Церковь Николы на Липне. Церковь Федора. Церковь Воскресения. Церковь Преображения. Церковь Михаила на Торгу. Стены новгородского детинца. Церковь Успения в Колмове. Рождественский собор Снетогорского монастыря. Церковь Николы Белого. Церковь Михаила на Городце. Церковь Николы в Изборске. Церковь Покрова (Псков; проблема датировки). Церковь Благовещения на Городище. Церковь Спаса на Ковалеве. Церковь Успения на Волотове. Церковь Михаила в Сковородском монастыре. Крепости: Кром. Довмонтов город. Изборск. Орешек. Окольный город.

Тверь. Спасский собор. Церковь Федора.

Северо-Восток. Церковь Бориса и Глеба в Ростове. Ремонты и реконструкции: церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Успенский собор во Владимире.

Нижний Новгород. Спасский собор в Нижнем Новгороде. Собор Архангела Михаила. Церковь Благовещения.

Москва. Строительство Ивана Калиты. Успенский собор. Церковь Иоанна Лествичника. Церковь Спаса на Бору. Церковь Архангела Михаила. Церковь Богоявленского монастыря.

Основные темы:

Восстановление строительной деятельности и архитектурной традиции после “Батыева разорения”.

Особенности храмового и крепостного строительства в западно-русских княжествах.

Развитие новгородской школы: поиск архитектурной типологии. Значение строительства по образцу; влияние североевропейской архитектуры.

Переосмысление северо-восточной и северо-западной традиции в архитектуре тверского княжества.

Интерпретации традиции владимиро-суздальского зодчества в архитектуре московского княжества. Символическое значение строительства Ивана Калиты в Московском Кремле; программа посвящений храмов.

Дискуссионные вопросы:

Значение новгородских влияний для становления псковской архитектурной школы и отличия художественной образности псковской архитектуры

Вопросы:

1. Назовите особенности архитектуры XIII в. в Западно-русских землях. Чем они обусловлены?

2. Приведите известные Вам новгородские и северо-европейские аналогии архитектуры церкви Николы на Липне.

3. По образцу какого храма построен собор Снетогорского монастыря и в чем отличия его архитектуры?

4. Назовите первый датированный памятник с восьмискатным покрытием четверика.

5. Что необычного в сводчатом покрытии церкви Благовещения на Городище было обнаружено реставраторами?

6. В какой архитектурной школе впервые были применены повешенные подпружные арки? Какие существуют мнения на этот счет и с какими памятниками связан этот спор?

7. Какой архитектурной школе наследует московская архитектура, в чем их сходства и различия?

8. Назовите постройки Ивана Калиты в Кремле. Как объясняются посвящения храмов Ивана Калиты?

9. Где находилась церковь Иоанна Лествичника, построенная при Иване Калите?

Литература обязательная

· Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII – XV вв. Т.2. М., 1961.

· Каргер М. К. Новгородское зодчество // ИРИ. М., 1954. Т.2. С. 46-50

· Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI в. М, 1993.

Литература дополнительная

· Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV – XV веков. М., 1986.

· Гладенко Т.В., Красноречьев Л.Е., Штендер Г.М., Шуляк Л.М. Архитектура Новгорода в свете последних исследований // Новгород: к 1100-летию города. М., 1964. С. 220-232.

· Иоаннисян О.М. О возобновлении монументального строительства на Руси после монгольского нашествия // Древний Псков: исследования средневекового города. СПб., 1994. С.80-82

· Иоаннисян О.М. Основные тенденции развития древнерусского зодчества в XIII в. // Искусство Руси, Византии и Балкан XIII в. С. 21-24

· Каргер М. К. Новгород. Л., 1980

· Кирпичников А. Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984

· Косточкин В.В. Русское оборонное зодчество конца XIII – начала XVI вв. М., 1962

· Максимов П.Н. Зарубежные связи в архитектуре Новгорода и Пскова XI – начала XVI вв. // АН. 1960. № 12.

· Максимов П.Н. К характеристике памятников московского зодчества XIII – XV вв. // Материалы и исследования по истории Москвы. Т.2.

· Максимов П.Н. Церковь Николы на Липне близ Новгорода // АН. 1952. № 2.

· Седов Вл.В. Об иконографии внутреннего пространства новгородских храмов XIII - начала XVI веков. Иконография архитектуры. М., 1990.102-127

· Седов Вл.В. Псковская архитектура XIV - XV веков М., 1992.

· Седов Вл. В. Церковь Николы на Липне и новгородская архитектура XIII в. // Древнерусское искусство: Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб., 1997. С. 393-412.

Раздел 2. Живопись и прикладное искусство второй половины XIII – первой половины XIV вв.

Лекция 16. Основные художественные центры, факторы, влияющие на формирование стиля. Митрополия: “Богоматерь Свенская”, “Богоматерь Максимовская”, “Спас Оплечный”.

Новгород: Росписи церкви Николы на Липне. Иконы: “Никола” из Духова монастыря (ГРМ), “ Никола Липненский ” (Новгород), краснофонные иконы, “Никола” из Любони, “Никола” из Озерева (ГРМ). “Сошествие во ад” из Тихвина (Новгород). Книжная миниатюра: “Симоново Евангелие” (РГБ), “Уваровская Кормчая”, “ Хлудовская Псалтирь ” (ГИМ).

Новые стилистические веяния, работы балканских мастеров. “Васильевские врата” золотой наводки, праздничные иконы иконостаса Софийского собора в Новгороде.

Монументальня пластика – крест из Боровичей, “ Людогощенский крест ” (Новгород).

Первая роспись церкви Успения на Волотовом поле и памятники близкие к ней: “Тверские врата” Александровой слободы, Евангелие (ГИМ, Хлуд 30), икона “Рождество Богоматери” (ГТГ), “Богоматерь с Христом на троне” (Новгород), миниатюры “Сказания об Аврааме” (РГАДА).

Формирование новых художественных традиций:

Памятники Ростовской земли. Данные о росписях. Иконы: “ Богоматерь Умиление ” (из Калязина), “Спас Пантократор” (МиАР), “Богоматерь Толгская” (большая), “ Собор Архангела Михаила ” из Великого Устюга (ГРМ), “ Богоматерь Толгская ” (малая), “ Архангел Михаил ”, “ Спас Нерукотворный ” (ГТГ), “ Сошествие во ад ” из Чухченемы (ГТГ), “ Богоматерь Кубенская ” (Вологда).

Рукописи: “ Федоровское евангелие ” (Ярославль), “ Оршанское Евангелие ” (Киев).

Тверь: Данные о росписях Спасского собора. Иконопись: “Борис и Глеб” (Киевский музей). Рукописи: “Хроника Георгия Амартола” (РГБ).

Псков: Росписи собора Снетогорского монастыря; иконы: “ Илья Пророк в пустыни ” (ГТГ), “Богоматерь Одигитрия” (ГТГ), “Успение” (ГТГ), “Богоматерь Одигитрия” (Псков), “Никола в житии” из Виделебья (ГРМ).

Памятники Западно-Русских земел ь: рукопись “Слова Григория Двоеслова”, известия о художественной деятельности князя Василия Волынского.

Москва: Работа в Москве византийских художников, приглашенных митрополитом Феогностом. Росписи храмов Кремля. “ Сийское Евангелие ” (БАН, ГРМ); иконы “ Борис и Глеб”, “Спас Ярое Око”.

Мелкая пластика, ювелирное дело.

Основные темы:

Архаическое и новое в памятниках живописи конца XIII – первой половины XIV в.

Росписи церкви Николы на Липне и собора Снетогорского монастыря во Пскове – два варианта развития местных художественных традиций.

Стилистическая характеристика иконы “Богоматерь Свенская” (ГТГ).

Икона “Богоматерь Максимовская” и византийская живопись ранне-палеологовского времени.

Иконы “Спас Оплечный” и “Спас Ярое Око”: два варианта стиля одного и того же времени или памятники разных стилистических этапов?

Основные особенности живописи центров Северо-Восточной Руси.

Вопрос для дискуссии:

Истоки и пути формирования псковской художественной образности псковской традиции.

Вопросы:

1. Когда созданы росписи собора Снетогорского монастыря, с какой стилистической традицией они связаны.

2. Назовите наиболее характерные памятники новгородской живописи рубежа XIII–XIV вв.

3. Назовите и опишите наиболее характерные памятники псковской живописи второй половины XIII – первой половины XIV в.

4. Приведите примеры памятников новгородской живописи, созданных под прямым влиянием византийского искусства палеологовского времени.

5. Какие черты памятников живописи, принадлежащих к консервативному направлению, указывают на время их создания.

6. Какие росписи были созданы в Москве византийскими художниками и их русскими учениками.

7. Приведите стилистические аналогии для иконы “Спас Оплечный” из Московского Кремля.

8. Приведите стилистические аналогии для иконы “Спас Ярое Око” из Московского Кремля.

9. Где находятся “Васильевские врата”.

Литература.

· Алпатов М.В., Родникова И.С. Псковская икона XIII–XVI веков. Л., 1990

· Лазарев В.Н., Мнева Н.Е. Памятник новгородской деревянной резбьы XIV в. (Людогощенский крест) //Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978. С. 181–195

· Лифшиц Л.И. О стиле росписи Снетогорского монастыря // Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI–XVII вв. М., 1980. С. 93–114

· Лихачев Д., Лаурина В., Пушкарев В. Новгородская икона XII–XVII веков. Л., 1980

· Попов Г.В. Тверская икона XIII–XVI веков. СПб., 1993

· Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века. Его связи с Византией. М, 1980

· Рындина А.В. Оклад Евангелия Симеона Гордого //Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1972. С. 172–188.

· Рындина А.В. Складень мастера Лукиана //Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М.. 1973. С. 310–323

· Рындина А.В. Шиферная икона Бориса и Глеба из Солотчи //Древнерусское искусство: Зарубежные связи. М., 1975. С. 106–118

· Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976

· Смирнова Э.С. Московская икона XIII–XVI веков. Л., 1988.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 456 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...