Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Период. Эпоха борьбы за киевский престол



( Первая половина – середина XII в. )

Распри между представителями разных княжеских домов, среди которых первенствующую роль играют потомки Олега Святославича Черниговского и Владимира Мономаха. Роль киевской митрополии и крупных монастырей как центров, противодействующих политическому распаду Руси, формирующих сознание духовной, культурной и национальной идентичности у людей, проживающих на территориях разных феодальных государств. Деятельность митрополита Клима Смолятича, новгородского архиепископа Нифонта.

Раздел 1. Архитектура первой половины – середины XII в. в южно-русских и западно-русских землях.

Лекция 7. Формирование собственных артелей зодчих в крупных центрах Руси (Киев, Чернигов, Владимир-Волынский, Смоленск. Полоцк, Галич). Собор Федоровского монастыря в Киеве, церковь Успения на Подоле (Богородица Пирогоща).

Строительство Всеволода Ольговича в Чернигове. Местный вариант храма с позакомарным завершением. Успенский собор Елецкого монастыря, Борисоглебский собор (элементы романского влияния). Ильинская церковь.

Работы черниговских мастеров в Старой Рязани (Успенский собор, Борисоглебский собор).

Работы черниговских мастеров в Киеве: Кирилловская церковь. Церковь Георгия в Каневе.

Работы киево-черниговской артели во Владимире Волынском. Успенский собор.

Работы киево-черниговских мастеров в Смоленске. Собор Бориса и Глеба Смядынского монастыря. Церковь Петра и Павла.

Галич. Работа мастеров, владеющих техникой белокаменного строительства. Церковь Иоанна Крестителя в Перемышле. Церковь в Звенигороде. Церковь Спаса. Успенский собор.

Полоцк. Формирование местной традиции, ее особенности. Храм-усыпальница в Евфросиниевом монастыре, Бельчицы, Спасский собор Евфросиниева монастыря. Витебск. Церковь Благовещения. Церковь Бориса и Глеба в Новогрудке.

Основные темы:

Сложение сокращенного (четырехстолпного одноглавого) типа храма.

Адаптация романских влияний в архитектуре “киевской” школы: изменение строительной техники, изменение приемов декорации фасадов.

Вопросы:

1. В чем отличие строительной техники, которую использовала артель, отправленная ок. 1130 из Киева в Полоцк, от техники, примененной в памятниках Чернигова и Киева после 1130-х гг.?

2. Назовите элементы, позволяющие говорить о романском влиянии в памятниках первой половины XII в.

3. Охарактеризуйте передвижение артелей в первой половине XII в. в южно-русских землях.

4. Какой тип храма можно назвать преобладающим в первой половине XII в.?

Литература обязательная

· Раппопорт П.А. Строительные артели Древней Руси // Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. С. 246-254

· Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII – XIII вв. М., 1979. С. 37-39,62, 64-76, 87, 88-90, 91, 93, 103, 116, 133-139, 140 – 141, 145-150.

Литература дополнительная

· Асеев Ю.С. Архитектура Древнего Киева. Киев, 1982

· Каргер М.К. Древний Киев. Л., 1961

· Логвин Г.Н. Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль. М., 1980

· Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

Раздел 2. Живопись, пластика первой половины – середины XII в.

(Новгород, Полоцк, Киев, Псков)

Лекция 8. Роль митрополии и монастырской культуры как факторов, противодействующих центробежным тенденциям в политике. Роль Киева как художественного центра Руси. Книгописание и переводческая деятельность. Митрополит Клим Смолятич. Сохраняющаяся синхронность в развитии стиля византийского и русского искусства. Усиление аскетических начал в искусстве. Сложение нового условного изобразительного языка и повсеместное распространение абстрактно-орнаментального стиля. Распространение практики частного заказа храмовых росписей. Игумен Антоний - заказчик росписи собора Антониева монастыря в Новгороде; ее состав, иконографические и стилистические особенности.

Параллельно развивающееся направление – роспись Георгиевского собора Юрьева монастыря (стадия развитого комниновского стиля).

Иконопись и книжная миниатюра – “ Благовещение Устюжское ” (ГТГ), “ Св. Георгий ” из Юрьева монастыря (ГТГ), “ Богоматерь Знамение ” (Новгород, Софийский собор); декор Юрьевского Евангелия (ГИМ).

Киев – фрески крещальни Софийского собора; Полоцк – Бельчицы.

Архиепископ Нифонт – заказчик и составитель программы росписи собора Мирожского монастыря во Пскове, росписи папертей Софийского собора в Новгороде, фрески церкви Св. Климента в Старой Ладоге.

Ювелирное дело: оклад иконы “ Богоматерь Одигитрия ” (Новгород), эмали оклада Мстиславова Евангелия (ГИМ).

Основные темы:

Проблема интерпретации семантики линейно-орнаментального стиля.

Вопрос происхождения мастеров, создавших роспись собора Антониева монастыря.

Место иконы “Благовещение Устюжское” в контексте истории византийской живописи XII в.

Влияние заказа на иконографические программы росписей (Антониев, Мирож).

Вопросы:

1. Как оценивал В.Н.Лазарев стиль росписи собора Антониева монастыря.

2. С какими памятниками византийской живописи можно сопоставить роспись собора Мирожского монастыря

3. Как датируется исследователями роспись собора Мирожского монастыря. как эти датировки обосновываются.

4. Какие иконографические циклы входят в состав росписи собора Мирожского монастыря

5. Что из себя представляет роспись Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде.

6. Что из себя представляет роспись башни Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде.

Литература обязательная

· Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл. XI–XV века. М., 1996.

Литература дополнительная

· Сарабьянов В.Д. Церковь Георгия в Старой

· Соболева М.Н. Стенопись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове // Древнерусское искусство: Художественная культура Пскова. М., 1968. С. 7–50

· Штендер Г.М. “Деисус” Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде // Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI–XVII вв. М., 1980. С. 77–92.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 319 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...