Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Период. Завершение процесса формирования самостоятельных государств на территории Киевской Руси



(Вторая половина XII – первая половина XIII в.)

Раздел 3. Архитектура Новгорода второй трети – конца XII века

Лекция 9 а. Время княжения Всеволода Мстиславича и владычества архиепископа Нифонта.

Артель Всеволода Мстиславича – работы в Новгороде. Церковь Иоанна на Опоках. Церковь Успения на Торгу.

Работы в Пскове. Собор Преображения в Мирожском монастыре. Собор Ивановского монастыря. Церковь Дмитрия. Троицкий собор (дискуссия о дате строительства первого каменного собора). Работы в Старой Ладоге. Церковь Климента.

Лекция 9 б.

Церковь Успения. Церковь Георгия.

Работы в Новгороде (последней трети XII в.). Церковь Петра и Павла на Синичьей горе. Церковь Благовещения в Аркажах (на Мячине). Церковь Воскресения (Уверения Фомы) на Мячине. Церковь Преображения на Нередице.

Основные темы:

Формирование новгородской архитектурной школы. Особенности типологии, пропорций, техники строительства. Работа греческих мастеров, влияние образцов.

Сложение “сокращенного” типа храма (одноглавого четырехстолпного).

Передвижение артели. Влияние политических событий и изменения личностей и социального статуса заказчиков на характер архитектуры.

Вопросы:

1. Какие существуют варианты датировок собора Мирожского монастыря и на чем они основаны?

2. В чем новизна типологии собора Мирожского монастыря; как она изменялась в процессе строительства и откуда это известно?

3. Какой новгородский храм можно считать образцом собора Ивановского монастыря в Пскове?

4. Чем мотивируется относительная датировка построек артели Всеволода – Нифонта в Пскове?

5. С какими политическими событиями в Северо-Восточных землях связаны движения артели и изменение заказчиков?

6. Какие черты характеризуют постройки второй половины – последней трети XII в. в Новгороде?

7. Какие особенности можно считать присущими новгородской архитектурной школе XII в. и чем можно мотивировать некоторые из них?

Литература обязательная

· Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI в. М, 1993. C. 35-68.

· Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

· Раппопорт П.А. Строительные артели Древней Руси //Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. С. 246–254.

Литература дополнительная

· Алферова Г.В. Собор Спасо-Мирожского монастыря Архитектурное наследство. 1958. М., 1958

· Каргер М.К. Новгород. Л., 1980

· Комеч А.И. Композиция фасадов новгородских церквей XII – XIII вв. // Древнерусское искусство: художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 101-119.

· Мильчик М.И., Штендер Г.М. Западные камеры собора Мирожского монастыря во Пскове // Древнерусское искусство: Художественная культура X - первой половины XIII в. М., 1988

Раздел 3. Живопись и прикладное искусство Новгорода, Киева и западно-русских земель второй половины – конца XII в.

Лекция 10. Период формирования новгородской художественной традиции, появление собственных артелей фрескистов. Изменения в характере построения систем живописного декора храма, усиление значения литургических мотивов и одновременно возрастание роли частного заказа, его влияния на формирование иконографического состава росписей и их стилистическую ориентацию. Росписи церквей Св. Климента, Успения, Св. Георгия в Старой Ладоге, фрески церкви Благовещения на Мячине (“в Аркажах”), росписи Спаса на Нередице и Спаса в Хутынском монастыре. Сведения о работах в Старой Руссе. Иконы: “ Спас Нерукотворный ” (ГТГ), “ Богоматерь Умиление ” (Московский Кремль), “ Ангел Златые власы ” (ГРМ). Особенности “поэтики” новгородской живописи. Личность художника – Олисей Грецин.

Фрески Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке, росписи собора Кириллова монастыря в Киеве. Книжная миниатюра – Добрилово Евангелие.

Ювелирное дело – Крест Евфросинии Полоцкой ( утрачен ).

Основные темы:

Основные особенности стиля живописи последней трети XII в.

Два направления в стиле нередицкой росписи.

Соотношение памятников Южной и Северо-Западной Руси (Киев и Новгород).

Принципы формирования программ храмовых росписей.

“Праздничное” и “повседневное” в живописи Новгорода (церковь Георгия в Старой Ладоге и Нередица).

Вопросы:

1. Назовите известные вам памятники иконописи XII в., связанные с Новгородом, расположите их в хронологической последовательности..

2. Как датируются росписи церкви Георгия в Старой Ладоге, как аргументируется датировка

3. К какому направлению в стиле живописи XII в. вы бы отнесли росписи храма “в Аркажах”.

4. Имеются ли, на ваш взгляд, различия между стилем росписей церкви Георгия в Старой Ладоге и Нередицы.

5. В какой новгородской росписи имеется изображение Христа-священника и каково его символическое значение.

6. Сцены жития какого святого включены в росписи собора Кириллова монастыря в Киеве.

7. Назовите имя мастера, создавшего “Крест Евфросинии Полоцкой”.

Литература.

· Дорофиенко И.П., Редько П.Я. Раскрытие фресок XII в. в Кирилловской церкви Киева //Древнерусское искусство: Монументальная живописи XI–XVII вв. М., 1980. С. 45–51

· Лазарев В.Н. Фрески Старой Ладоги. М., 1960

· Мясоедов В.К., Сычев Н.П. Фрески Спаса-Нередицы. Л., 1925

· Селицкий А.А. Система росписи собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке //Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 177–194

· Царевская Т.Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине (“в Аркажах”). Новгород; СПб., 1999.

Раздел 4. Архитектура Северо-Восточной Руси второй половины XII в.

(Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич.

Галич, Суздаль, Владимир)

Лекция 11. Архитектура Галича первой половины – середины XII в. Церковь Спаса. Успенский собор.

Строительство Юрия Долгорукого. Перенос традиций архитектуры юго-западной Руси (Галич) на почву Залесской земли. Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Церковь Георгия во Владимире.

Строительство Андрея Боголюбского. Успенский собор во Владимире. Церковь Рождества Богоматери и остатки дворца в Боголюбове. Церковь Покрова на Нерли. Золотые ворота и укрепления Владимира. Церковь Спаса во Владимире.

Строительство Всеволода Большое Гнездо. Перестройка Успенского собора. Дмитровский собор. Укрепления детинца. Собор Рождественского монастыря.

Основные темы:

Формирование местных архитектурных школ. Своеобразие архитектуры Северо-Востока (отличие от южно-русской и от европейской романской архитектуры). Галицкие и центрально-европейские аналогии владимирских храмов. Основные тенденции развития владимирской архитектуры. Сложение местной строительной практики.

Символическое и политическое значение владимирских построек (обустройство новой столицы и резиденции владимирских князей).

Вопросы:

1. Охарактеризуйте особенности построек Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.

2. Изложите важнейшие события переноса резиденции Андрея Боголюбского во Владимир.

3. В чем отличия владимирских памятников от их романских аналогий?

4. Какие постройки Боголюбова Вам известны?

5. Опишите реконструкцию церкви Покрова на Нерли Н.Н. Воронина; как она обосновывается?

6. Какова роль скульптуры во владимирских храмах?

7. Какие изменения были внесены в архитектуру Успенского собора во Владимире при кн. Всеволоде и чем была вызвана эта перестройка?

Литература обязательная

· Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII – XV вв. Т.1. М., 1961.

· Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы // Дмитриевский собор. К 800-летию создания. М., 1997.С. 10 – 20

Литература дополнительная

· Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси: XII век. Владимир. Боголюбово. М., 1969

· Дмитриевский собор. К 800-летию создания. М., 1997.

· Иоаннисян О.М. Основные этапы развития галицкого зодчества // Древнерусское искусство: художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 41-58.

· Комеч А.И. Архитектура Владимира 1150-1180-х гг.: художественная природа и генезис “русской романики” // Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 1999. С. 231-254.

· Раппопорт П.А. Очерки по истории военного зодчества Северо-Восточной Руси и Северо-Западной Руси X-XV веков. М.-Л., 1951.

Раздел 5. Живопись и пластикаСеверо-Восточной Руси второй половины XII в.

Лекция 12. Росписи Спасского собора Переславля-Залесского, церкви Бориса и Глеба в Кидекше, Покрова на Нерли, Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире. Новая фаза контактов со столичным искусством Византии. Программность строительно-художественной деятельности владимиро-суздальских князей. Образ идеального властителя и “благословенного царства”, ветхозаветные аллюзии. Иконопись Северо-Восточной Руси (“ Богоматерь Боголюбская ”, оглавный “ Чин с Христом Эммануилом ”).

Скульптурная декорация фасадов храмов Боголюбова, Покрова на Нерли, Успенского и Дмитриевского соборов Владимира – их идейная программа, истоки стилистической традиции. Работы пришлых и местных мастеров.

Основные темы:

Своеобразие стилистики искусства Владимиро-Суздальской Руси. источники формирования местной художественной традиции. Роль княжеского заказа.

Принципы образного осмысления храмового пространства художниками и резчиками по камню.

Романское, византийское и местное во владимиро-суздальской архитектурной пластике. Интерпретация идейных программ фасадной пластики храмов.

Проблема различения рельефов Дмитриевского собора, выполненных в разное время.

Вопросы:

1. Что из себя представляют росписи Спасского собора в Переславле-Залесском и церкви в Кидекше.

2.Какие росписи домонгольского времени сохранились в Успенском соборе Владимира и как они датируются.

3.Какие слова и понятия более всего, по вашему мнению, подходят для характеристики росписи Дмитриевского собора во Владимире

4.Как были украшены постройки Боголюбова. Какова роль скульптуры во владимирских храмах?

5.Как эволюционировал стиль белокаменной пластики от рельефов Боголюбова и церкви Покрова на Нерли до фасадного декора Дмитриевского собора во Владимире.

Литература.

· Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси. XII век. Владимир, Боголюбово. М., 1969

· Дмитриевский собор. К 800-летию создания. М., 1997

· Лифшиц Л.И. “Ангельский чин с Эммануилом” и некоторые черты художественной культуры Владимиро-Суздальской Руси //Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 211–230.

Раздел 6. Архитектура конца XII – первой половины XIII века.

Лекция 13. Гродно, Полоцк, Смоленск, Киев, Чернигов, Новгород, Владимир (Суздаль, Юрьев-Польской)

Гродно. Борисоглебская церковь на Коложе. Нижняя церковь в Детинце. Пречистенская церковь. Церковь в Волковыске.

Полоцк. (Собор Бельчицкого монастыря.) Спасская церковь Ефросиньева монастыря. Источники развития особенностей архитектуры рубежа XII – XIII вв.

Смоленск. Церковь Михаила Архангела (Свирская). Собор Троицкого монастыря на Кловке. Пятницкая церковь. Спасский собор. Церковь на Малой Рачевке. Кирилловская церковь. Церковь на Вознесенской горе. Собор на Протоке. Церковь на Окопном кладбище. Церковь на Краснофлотской ул.

Старая Рязань. Спасская церковь. Церковь в Ольгове городке. Влияние смоленской архитектуры на зодчество других княжеств. Отражение тенденций рубежа XII – XIII вв. в архитектурных школах различных княжеств. Вопрос о значении самостоятельного развития и влияний в сложении и распространении этих тенденций.

Киев. Церковь на Вознесенском спуске. Церковь Апостолов в Белгороде. Церковь Василия в Овруче. Подпорная стена Выдубицкого монастыря. Петр Милонег.

Малый храм в Белгороде. Церковь Гнилецкого монастыря в Киеве.

Чернигов. Церковь Параскевы Пятницы. Археологические остатки храмов в Новгороде-Северском, Путивле, Трубчевске, Вщиже.

Новгород. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу. Троицкий собор в Пскове (вопрос датировки). Церковь Михаила Архангела на Прусской улице. Церковь Рождества Богородицы в Перыни.

Северо-Восток. Рождественский собор в Суздале. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Успенский собор Княгинина монастыря. Собор Спасского монастыря в Ярославле.

Основные темы:

Возникновение общих тенденций в архитектуре разных школ. Последовательность их сложения.

Формирование нового типа храма со ступенчато повышающимся завершением основного объема. Плановые, конструктивные и объемно-пространственные особенности архитектуры нового направления. Новые декоративные приемы.

Пути адаптации новых тенденций в архитектуре северо-западных и северо-восточных земель.

Вопросы:

1. В каких памятниках впервые появляются повышенные (“башнеобразные”) завершения объемов?

2. Какие княжества выступают в роли ведущих при формировании новых тенденций в архитектуре рубежа XII – XIII веков?

3. Назовите конструктивные и плановые особенности, связанные с новыми тенденциями в архитектуре рубежа XII – XIII веков?

4. В каком памятнике рубежа XII – XIII веков использованы повышенные подпружные арки?

5. Какие декоративные элементы характерны для построек с “башнеобразным” завершением?

6. Каковы особенности интерпретации тенденций рубежа веков в архитектуре Новгорода?

7. Каковы особенности интерпретации тенденций рубежа веков в архитектуре Владимиро-Суздальского княжества?

Литература обязательная

· Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII – XV вв. Т.1. М., 1961.

· Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII – XIII вв. М., 1979. С. 163-195, 348-353.

· Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

Литература дополнительная

· Барановский П.Д. Собор Пятницкого монастыря в Чернигове // Памятники искусства, разрушенные немецко-фашистскими захватчиками в СССР. М.-Л., 1948. С. 13-34.

· Булкин В.А. Церковь Михаила Архангела на Прусской улице в Новгороде. К вопросу о развитии башнеобразных композиций в древнерусском зодчестве XI – XIII вв. // Искусство Руси, Византии и Балкан XIII века. СПб., 1994. С. 49-50

· Воронин Н.Н. Древнее Гродно. М., 1954

· Иоаннисян А.И. Строительные артели Всеволода III и его наследников // Дмитриевский собор. К 800-летию создания. М., 1997. С. 21 - 37

· Каргер М.К. Новгород. Л., 1980

· Раппопорт П.А. Русская архитектура на рубеже XII - XIII вв. // Древнерусское искусство: проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 12-29

· Раппопорт П.А., Штендер Г.М. Спасская церковь Евфросиньева монастрыя в Полоцке // Памятники культуры: новые открытия. 1979. М., 1980. С. 459-468

Литература по домонгольской архитектуре в целом:

§ Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII веков. Каталог памятников. Л., 1982.

§ Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

§ Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X – XIII вв. СПб., 1994.

Раздел 7. Живопись, пластика, прикладное искусство конца XII – первой половины XIII века.

Лекция 14. Изменение стилистических принципов, зарождение монументально-пластического стиля. Рельефы Рождественского собора в Суздале и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Героико-эпическое начало в трактовке тем “святости” и “Земли обетованной”.

Росписи храмов Киева и Смоленска (церковь Апостолов в Белгороде; Смоленск, росписи храма “на Протоке”).

Новгород: Иконы: “Никола” из Новодевичьего монастыря, “Успение Десятинное”, “Пантелеймоново Евангелие”.

Влияние искусства юго-западных княжеств: “Хутынский служебник”, “Галицко-Волынское Евангелие”.

Северо-Восток: Рождественский собор в Суздале. “Дмитрий Солунский” из Дмитрова (ГТГ), “ Богоматерь Великая Панагия ” (ГТГ), “ Спас Златые Власы ” (Кремль ), “Деисус оглавный ” (ГТГ), “ Богоматерь Белозерская ” (ГРМ), “Спас Василия и Константина” (Ярославль). Миниатюры: Ростовские рукописи: “Апостол”, Евангелие из собрания из библиотеки МГУ, “Спасское Евангелие”, “Евангелие учительное Константина Болгарского”, “Слово Ипполита о Христе”, “Троицкий кондакарь”.

Западные и южные врата золотой наводки Рождественского собора в Суздале. Техника, стиль, время создания.

Ювелирное искусство: Рязанский клад. Потир Всеволода Юрьевича, шлем Ярослава Всеволодовича. Мелкая пластика.

Основные темы:

Роль патронимического культа в формировании идеального образа святого. “Эстетические” критерии в представлениях о святости и святыни.

Ветхозаветные мотивы в программе декорации фасадов Георгиевского собора Юрьева-Польского.

Орнаментика в искусстве рубежа XII–XIII вв.

Образ “наместной иконы” – “Богоматерь Великая Панагия”, “Богоматерь Белозерская”.

Вопросы:

1. Почему икона “Богоматерь Великая Панагия” (Ярославская Оранта) так называется

2. Назовите основные приметы памятников живописи первой трети XIII в.

3. Что вы знаете о росписях храмов Смоленска рубежа XII–XIII вв.

4. Опишите южные врата Суздальского собора.

5. Опишите северные врата Суздальского собора.

6. Какие иллюминированные рукописи ростовского происхождения вам известны.

7. Какие черты, по вашему мнению, составляют характерные особенности памятников новгородской живописи и живописи центров Северо-Восточной Руси.

Литература.

· Вагнер Г.К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. Рождественский собор. XIII век. М., 1975

· Вагнер Г.К. Мастера древнерусской скульптуры: рельефы Юрьева-Польского. М., 1966

· Вагнер Г.К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси: г. Юрьев-Польской. М., 1964

· Овчинников А.Н. Суздальские златые врата. М., 1978

· Попов Г.В. Из истории древнейшего памятника города Дмитрова // Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 198–216

· Попова О.С. Две русские иконы раннего XIII в. // Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 231–243

· Попова О.С. Галицко-Волынские миниатюры раннего XIII в. //Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 283–315





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 388 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...