Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Периодизация лит. процесса



Такая периодизация в некоторых учебниках отвергается, однако этого достаточно для того, чтобы представить себе ход литературного процесса.

1890-ые - 1ый период – попытка выйти из кризиса, в который ввело литературу предыдущее литературное развитие – и о кризисе свидетельствуют авторы-современники; в литературу приходит и постепенно начинает играть ведущую роль поколение новых писателей реалистического направления (хотя представители прошлого поколения продолжали публиковаться); это историческая встреча старых и новых представлений, реалистических и модернистических методов творчества; в это время в литературу приходят Бунин, Горький, Мережковский, Сологуб. Но среди книг признанных мастеров бытописания молодые авторы были почти незаметны – среди первых Петр Дмитриевич Боборыкин (один из первых золаистов; журналист, редактор «Отечественных записок» в один период; писал романы и повести – в т.ч. роман «Китай-город: московская буржуазия», роман «Василий Тёркин»), Игнатий Николаевич Потапенко (представитель сентиментально-мелодраматической линии в русском натурализме), Вас. И. Немирович-Данченко (беллетрист, печатавшийся в газетах, журналах – с произведениями на историческую и военную тему), Николай Николаевич Златовратский (писатель-народник, автор романа «Устои»). Кроме того, Казимир Станиславович Баранцевич, М.Н. Альбов – авторы небольших произведений, входившие вместе с Потапенко и Чеховым в виртуальную «артель 80-ников».

Литературную репутацию – создавали критики, среди которых по-прежнему самым авторитетным оставался Михайловский («властитель дум того времени», яркий критик, народник), Скобичевский, Протопопов (также народники, писавшие часто догматически со своих позиций) – статьи их задавал тон критике. Но Михайловский одним из первых в «Русском отражении французского символизма» поднял тему символизма в критике.

Первые русские символисты/модерниста могли печататься в толстом журнале «Северный вестник»; печатались далеко не все (например, Брюсов говорил, что только в СВ можно напечататься символистам признанным, умеренным; дикие символисты там не могли появиться), а, с разрешения Акима Волынского - Гиппиус, Бальмонт, стихи Сологуба, первый исторический роман Мережковского «Отверженный».

Одно из важнейших свойств модернистской поэзии – цикличность; но в СВ модернисты печатались урывками. К тому же, масса текущей литературы задавливала небольшое сравнительно число публикаций модернистов.

Волынский с 1893 по 1895 публиковал в СВ цикл статей «Русские критики», которые позднее вышли отдельной книгой. Это была первая попытка дать переоценку деятельности критиков-утилитаристов с позиции философии идеализма: Белинского, Писарева и друг. Критика «священных коров» освобождал пространство для модернистов.

Отсутствие общественных причин в то время читали основной причиной наступившего упадка литературы; другая причина – «дефицит крупных литературных талантов». Эстетические аспекты критики традиционно оставались на заднем плане. В это время впервые начинают говорить о том, что эстетическая функция литературы должна быть на первом плане.

Принципами нового искусства, по мнению Мережковского, которое он описал в статье «Причины упадка…», должно стать мистическое содержание (а в современной литературе всё мистическое было закрыто от писателей), и особенно это касается поэзии. Символы и символизация – второе условие, считал Мережковский, ввода нового содержания, перерождения литературы в новом течении; расширение художественного восприятия, впечатлительности, активизация творческой способности писателя – это третье важное условие возникновения нового течения.

В середине 1890-ых годов Брюсов заявил о новом движении, издав сборник: «Русские символисты», основным автором которого стал сам Брюсов под разными псевдонимами, со своим предисловием. Всего позже вышло 3 сборника «Русских символистов», невысокими тиражами (1-е издание 200 экз., 2-ой выпуск – 400 экз., 3-й – 200 экз.). Но в те времена смелости в провозглашении новых форм было сравнительно мало – по сравнению с будущими футуристами. Брюсов сожалел, что слишком толст слой старых вкусов. Он пробудил некоторый интерес к символистам в русском обществе; но в ответ на это тогда поднялись только статьи о психических заболеваниях декадентов – написанных по немецкой книге.

Брюсов говорил в сборниках о том, что новые поэта ценят самоценное творчество, далёкое от политики и религии; символ не является непременным признаком современной поэмы, однако задачи поэзии – сделать так, чтобы читатель испытал художественное внушение и заражение.

Позднее появляются персональные сборники Брюсова, в т.ч. «Шедевры», а также сборник несимволистских произведений; но в пос

ледние годы десятилетия издаёт «Me eum esse» (Это – я), которая содержала только символистские стихи. В последнем сборнике есть стихотворение «Юному поэту» - написанное под впечатлением от одного гимназиста, поборника Надсона и старой поэзии, которые пришёл к Брюсову и стал того упрекать: «Юноша бледный со взором горящим…», далее даются принципы поэзии по-символистски – «только грядущее» важно для поэта; «не люби, не сочувствуй, сам же себя обожай беспредельно»; «поклоняйся искусству, только ему, безраздумно и бесцельно». В конце: «Юноша бледный со взором смущённым – если ты примешь мои три завета», то автор (Брюсов) с гордостью умрёт, что оставил в мире поэта.

Брюсов: «Я не вижу действительности», «Родину я ненавижу», «я не вижу идеал человека» - эти строки идут вразрез с популярными в этот и прошлые периоды проповедями о человечности и любви к Родине.

Кстати, Толстой и многие другие классики оставались в тот период в литературе, активно творили; в частности, Толстой тогда публикует «Что такое искусство?»; также пишут Мамин-Сибиряк, Короленко, Чехов; Вересаев, Сергей Иванович Гусев-Оренбургский, В.В. Муйжель.

Успешно тогда развивались документально-художественные жанры: литературный дневник, зарисовка с натуры, очерк, путевые заметки – реалистического направления.

Основные события конца 1890-ых:

В конец 90-ых годов, когда русская интеллигенция бурно пережевала наступление нового века. В это время - в 1898-99 гг. – публикуются «Повести и рассказы» Горького, который враз становится знаменитым писателем.

О Бунине же, Андрееве в то время никто не слышал.

В конце 1890-ых годов в России рождается новый театр – Московский Художественный (Чеховский) театр, который отражал в себе все новейшие тенденции, ставил произведения Чехова, Горького и проч.

С 1898 по 1904 издаётся организованный Дягилевым, Бенуа и другими первыми модернистский журнал – журнал художников и художественных критиков «Мир Искусства»; некоторые символисты смогли публиковаться в МИ в 1904-ом году.

В 1899-ом году праздновался официальный праздник – столетие с рождения Пушкина, что обозначало, что в России начали задумываться о своих классиках.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 419 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...