Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общая характеристика литературного процесса конца 19-го – начала 20-го веков



Хронологические границы изучаемого периода. События, опорные даты

Основные направления и течения рубежа веков

Периодизация литературного процесса

Краткая характеристика периодов

Выход трёхтомника Горького в 1898-1899 гг. считался началом нового периода довольно долгое время; но в нашем случае мы говорим о Розанове как о зачинатели периода. Следующим будет Ремизов, поэт-модернист. Закончится курс традиционной прозой – Горьким, Буниным и проч.

На этом курсе заканчивается курс классической русской литературы. Это завершающая стадия того художественного направления, у истоков которого стояли романтики и Пушкин. И вопросы, которые стояли перед писателями рубежа веков, возникали и перед писателями первой трети 19-го века. В это время основным литературным направлением был «классические» реализм. Стремление русских писателей рубежа веков к освобождению от канонов и стереотипов, ненависть к государственному урегулированию литературы, жажды свободы творчество – вот основные желания, которыми жили авторы периода.

Опирались писатели рубежа веков на творчество Толстого, Короленко и Чехова; творческое наследие Пушкина – наоборот, отталкивалось, как устаревшее; и в ряде манифестов их предлагалось скинуть с пантеона литературы.

Этот период – литература последнего этапа императорского правления, завершает более чем 200-летнее развития такой русской литературы.

Нижняя граница периода – начало 90-ых годов 19-го века. Какого-либо яркого события в этот период не произошло, но ряд фактов позволяет говорить, что в это время начинается новая эпоха литературного развития. В частности, лекция Д.С.Мережковского, прочитанная в Петербурге – «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» – молодой поэт и критик ниспровергал писателей, которые ещё были живы, но он говорил и о новых течениях, которых ещё не было – призывал к появлению символизма.

Другой полюс – в 90-ые годы выходит первый стихотворный сборник Бунина, неважный, стихотворения за 4 года – выходит в Орле. Позднее, сам Бунин называл эту книгу своим позором. Тогда же появился рассказ «Макар Чудра», в Тифлисе, в газете «Кавказ» (октябрь 1892 г.) – подписанный псевдонимом М. Горький.

Большая часть населения была неграмотна, но часть всё-таки могла прочитать обзор зарубежной литературы – например, бодлеровские «Цветы зла» (1857-го года), которые в аналогичный период не могли появиться в России – тогда царствовали Достоевский, Тургенев, Некрасов. Именно поэтому многие утверждали, что российская литература отстаёт от европейской. В 90-ые годы во Франции возникали уже постсимволистские течения, а в России тогда только зарождались первые редкие символисты. И в начале 90-ых годов только начали появляться первые обзоры западной литературы Венгеровой.

Упадком называли особенно упадок поэзии – повальное увлечение молодых поэтов стихами Надсона. Однако в тот период Мережковский и Бунин (люди, относившиеся к противоположным полюсам литературы) – даже они ощущали на себе влияние поэзии Надсона, унылой поэзии.

Подобные процессы – требование обновления литературы (хотя в случае реалистической литературы вопрос стоял немного по-другому) – были характерны и для представителей других видов искусства. В 90-ые годы начинает развиваться характерная для российской культуры беда – литературоцентризм. Так вот на рубеже веков литература не только параллельно, но сильно взаимосвязано менялась вместе с другими видами искусства – музыка, живопись, театр и проч.

Верхняя граница периода – 1917-ый год, граница условная, т.к. событие не одномоментное, а ряд их – смена монархии, смена власти, закрытие «буржуазных» изданий, чистки и проч. Две культуры и две литературы после 1917-го года – это историческая реальность (эмигранты и советская); обе они имеют одинаковые источник – русская классическая литература. Первый поток – лит-ра советской России, а второй – зарубежная лит-ра на русском языке. Кроме того, на протяжение следующих после 1917-го года 17 лет – до 1934-го года – советская власть искала писателей, которые бы поддерживали власть. На обломках литературных организаций, которые были близки к коммунизму, образовался в 1934-ом году Союз Советских Писателей, исключение из которого означало конец творческой жизни писателя.

Эмигранты писали о другом – о прошлой России. Шмелёв, популярный эмигрант: «Писатели за границей работают, работают о России, ткань их уже давно сформировалась», Гиппиус: «Мы в послании, а не в изгнании».

Ни о каких ударниках, гражданской войне и комсомольской литературе в эмигрантской литературе не писалось. Для писателей, которые остались в России – всё также изменилось с Октябрём – Маяковский, Горький: до и после Революции это будто разные писатели. Поэтому произведения эмигрантов входят в этот период, а послереволюционные этапы творчества Маяковского, Горького и других – относятся уже к другому периоду.

Поэтому 17-ый год всё-таки можно считать рубежом. Развитие после Революции было обусловлено иными закономерностями, а межа замечается у любого писателя, который начинал до Революции – что у эмигрировавших, что оставшихся.

Литература – это ансамбль, без которого не может наступить ни Золотого, ни Серебряного века; и ансамбль прошлый после Революции не сохранился.

Поэтому 1917-ый год следует считать границей этого периода русской литературы.

Для период характерна ускоренная, быстрая смена литературных школ и течений. Ускоренное развитие русской литературы.

Исторические события: в начале 90-ых годов, в отношение политики, это была одна из самых консервативных империй Европы, с императором Александра III во главе. В октябре 1893-го года император умирает; царствование его было сравнительно спокойным, человек он был - по характеристике Витте, умного и острого человека – ниже среднего ума и ниже среднего образования. Газет Александр III не читал, литературы русской любил не много. Особой надежды на реформы Александр III не давал, и никакой надежды на конституцию – которую так давно хотели в Россию продвинутые люди – быть не могло. 1891-92-ые гг. – очень тяжёлые для России годы, голод и болезни осложняли жизнь губерний России, которые разбредались по стране в поисках работы и хлеба (в этот период Горький много странствовал, и потом переносит это в свои произведения; Чехов и Толстой старались помогать спасать людей от голода, лечили его) – и этот период дал сильный толчок народу по направлению к демократизации. Власти упирались и стремились не допустить никакого ограничения царской власти; и мыслящие люди понимали, что ограничить власть можно только инициативой снизу; обострился рабочий вопрос; начал стремительно развиваться капитализм – и с началом века 20-го. Публикуется масса произведений и статей по теме.

4 ноября 1894-го года народ присягал новому – и последнему – русскому императору, Николаю II.

Другое важное событие – война с Японией, к счастью, относительно благоприятно законченная. Влияние войны на общество было примерно равно влиянию на общество в своё время Крымской кампании – общество снова увидело слабость экономики и армии России.

Первая русская революция 1905-го года стала ещё одной важной датой – эту революцию ждали, наверное, все – кроме консерваторов и монархистов. Вся демократически-либеральная творческая интеллигенция России ожидала перемен – например, Конституции, максимум – установления Республики. Итоги революции были скромными, хотя они были: 17 октября 1905-го года под давлением снизу – крестьянских и городских волнений – был принят «высочайший манифест»: император Николая II изъявил свою волю. Он гарантировал населению фактически конституционные права – свободу совести, слова, собрания и союзов - гражданские права. Также полагалось для Думы привлечь к выборам все классы населения – особенно те, что прежде были лишены этого права; законы могли быть приняты только с одобрения ГосДумы; также Дума осуществляла контроль поставленных императором властей.

Последствиями манифеста стало появление огромного количества периодических изданий, которые не могли в период цензуры появляться; книгоиздание стало также свободным от предварительной цензуры; начала складываться многопартийная система (до 1905-ого года существовало 2 нелегальные партии – социал-демократическая и партия социал-революционеров; также польская социалистическая партия; армянская и еврейская партии).

27 апреля 1906-го года начинает работу орган, какого прежде в России не было – Государственная дума, хотя дальнейшая её история была странной.

На рубеже 1910-ых годов правительство, прежде жестоко подавившее восстания, стало заниматься аграрной реформой, которая так до конца и не была доведена, а её автор – Столыпин – был убит.

В 1913-ом году широко отмечалось 300-летие правление дома Романовых. В этот период Бальмонт, Горький и другие писатели получили амнистию – по случаю праздника – и вернулись в Россию.

В 1914-ом году, 1 августа, Германия объявляет войну России, которая отказалась останавливать мобилизацию. Начавшаяся война оказала сильнейшее влияние на русскую литературу.

1917-ый год – Февральская революция, которая привела к сотрудничеству советов народных и солдатских депутатов и Временного правительства, а потом Октябрь – определивший следующие десятилетия России.

Это было время смелых утопий (напр., соборное творчество Вяч. Иванова), социальных пророчеств, больших надежд. Едва ли в какой-то другой европейской стране можно было найти столь причудливое переплетение идей, построений и мотивов поведений. Диапазон был очень широким – от ожиданий близкого апокалипсиса до реализации утопий. При этом Россия оставалась в то время «страной деревень». Вековой уклад был лишь слегка растревожен, большинство людей жили правилами и заветами своих дедов и прадедов.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2493 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...