Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура: предмет, основные функции



ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Культура (слово, возникшее в римской античности, лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – всё то, что создано человеком в процессе освоения окружающей природы, т.е. материальные и духовные ценности, а также сам процесс их создания.

Понятие культура употребляется также для характеристики отдельных исторических эпох (культура эпохи Возрождения), конкретных исторических обществ, наций (русская культура), для обозначения отдельных сфер жизнедеятельности человека (художественная культура, культура поведения, культура быта). Проблема периодизации культуры до сих пор остается одной из наиболее дискуссионных.

Изначально понятие культура связывалось с возделыванием, обработкой земли, разведением животных и растений. Постепенно понятие расширялось, термин культура в человеческой истории имел множество интерпретаций. Трансформация понятия начала происходить ещё в римской культуре, когда появляется переносное значение слова – воспитанность, просвещенность. В европейские языки слово культура вошло в эпоху Просвещения (XVIII век), русский язык обогатился им в XIX веке. В XVIII веке под культурой понималась образованность, просвещенность, воспитанность человека, т.е. понятие сводилось к духовной сфере.

В XIX веке, в частности в Германии, делались попытки формирования культурологии, но в оформленном виде эта наука появляется лишь в XX веке. Большой вклад в её становление внес Лесли Алвин Уайт (1900-1975) - американский ученый, автор ряда работ по теории культуры: «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973). Л.Уайта называют «отцом культурологии», так как он еще в 1940-х гг. сумел разработать некоторые общетеоретические основы данной отрасли знания. Л.Уайт выступал за четкость определения предмета культурологии, рассматривал культуру как целостную и самонастраивающуюся систему материальных и духовных элементов, выделяя в культуре три подсистемы. Определяющей являлась технологическая подсистема, включающая в себя орудия производства и опосредующая отношения между человеком и природой. Социальная подсистема – политические, экономические, нравственные отношения. Идеологическая подсистема – идеи, верования, мифы и знания.

В настоящее время существует множество концепций теории культуры и культурологии, около 500 определений понятия культуры. Не существует единой, общепризнанной теории, концепции подразделяют на несколько основных видов.

Философия культуры ставит своей задачей осознание, осмысление и объяснение культуры через наиболее существенные, наиболее общие её черты. Предметом рассмотрения становятся структура, функции, роль культуры в жизни общества и отдельного человека. Именно философию культуры определяют как общую теорию культуры.

История культуры стремится дать конкретное знание о той или иной культуре, естественно, затрагивая при этом и философско-теоретические вопросы. История культуры сосредоточивается на описании событий, констатации фактов, выделяя самое главное, выдающееся, будь то автор или произведение искусства. Предметом изучения становится мировая, национальная культура или определенная эпоха (Средневековье).

Реальное функционирование культуры в целом, субкультур, изменений и сдвигов, происходящих в них – предмет исследования социологической культурологии.

Интересы психологии культуры сосредоточиваются на индивидуальных особенностях отношения человека к культуре. На основе проводимых социально-психологических исследований выделяются культурно-исторические типы личности, характерные для данного общества.

Этническая (или этнологическая) культурология изучает обычаи и обряды, мифологию и религиозные воззрения, жизненный уклад в целом традиционных, докапиталистических обществ и «архаических» народов.

Филологическая культурология исследует национальные культуры через изучение языка и литературы конкретного народа. В настоящее время особый интерес в научных кругах вызывают структурно-семиотические концепции культуры, опирающиеся, в частности, на новейшие лингвистические методы.

Принято подразделять культуру на материальную (техника, технология, производственные и жилые здания, транспорт, средства связи, предметы быта) и духовную (религия, философия, искусство, наука). Материальная и духовная культуры имеют много общего, являются результатом человеческой деятельности, имеющим духовное начало в виде идеи, замысла. Любая материальная ценность, созданная человеком, – это одновременно и результат его духовной деятельности (картина, написанная художником, вначале была создана в виде замысла). Условность деления прослеживается на примере таких видов культуры, как политическая, экономическая, экологическая, эстетическая, которые невозможно однозначно отнести к духовной или материальной сфере.

В зависимости от «носителя» выделяют мировую и национальные культуры. Мировая культура – объединение лучших достижений всех национальных культур. Национальная культура – синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Первой культурой, достигшей мирового значения, стала античная культура (культура древних греков и римлян), позже – западноевропейская. В XIX веке русская культура также достигает мирового уровня. Следует подчеркнуть, что под мировой культурой понимают именно часть созданных ценностей (произведений искусства и т.п.), а не полное слияние и взаиморастворение культур разных народов. Одним из важнейших вопросов, особенно обострившихся в наши дни, является вопрос о сосуществовании различных культур. Прослеживается тенденция к усреднению культур, что может привести к потере культурного многообразия и созданию единой универсальной культуры. Существуют две точки зрения на возможность становления и развития единой мировой культуры. Сторонники культурного универсализма говорят не просто о возможности, а о неизбежности становления мировой культуры. Ещё в конце XIX века известный русский философ Владимир Сергеевич Соловьев рассматривал историю человечества как процесс постепенного объединения различных национальных культур в единую общечеловеческую. Противоположной точки зрения придерживаются сторонники культурного релятивизма. Они считают, что национальные культуры равноценны, но слишком закрыты, непроницаемы для других культур, прежде всего, в силу своей самобытности, неповторимости, особого пути развития.

Также в системе культуры выделяют культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, молодежная культура и т.д.), культуру семьи, отдельного человека.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 434 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...