Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема № 4 Древнеиндийская философия



1. Веды

2. Общие мотивы философии древней Индии

3. Философские системы древней Индии

а) ортодоксальные школы

б) неортодоксальные школы

Литература:

1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова И.Т.- М.,

1989.

2. Ильин В.В. История философии.

3. Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные

ответы для студентов вузов.- СПб.: Питер, 2004.- С. 5-9 (Серия «Завтра

экзамен»)

4. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-

Дону, 1999.

_____________

Философская мысль в древней Индии зарождается примерно в начале 1 тысячелетия до н.э. К этому времени в Индии сложилась жесткая кастовая структура: люди разделились на брахманов (жрецы, мудрецы), кшатриев (правители, военная аристократия), вайшьев (люди, занятые в торговле), шудр (работники).

1. Древнеиндийская идеология (мифологически–религиозные представления и зачатки философских идей) содержится в Ведах. Веды – первый, дошедший до нас, литературный памятник. В Ведах ("веда" – знание) содержатся религиозные гимны, сведения о ритуале, мифах, социальных отношениях, быте древних индийцев. В ведийском мировоззрении утверждается, что тело человека смертно, душа вечна. Душа переселяется из одного тела в другое (это переселение называлось самсара), в том числе может переселиться в тело животного или растения. Переселение ее в то или иное тело зависит от поведения человека до его телесной смерти (закон кармы). Мудрые, отдавая свою жизнь служению богу, освобождаются от цепей кармы и круговорота рождения и смерти.

В Ведах намечается переход к единому безличному Абсолюту – Брахману. В Ведах имеются и материалистические, натурфилософские идеи.

В середине 1 тысячелетия до н.э. в Индии происходят заметные изменения: происходит отделение ремесла от сельского хозяйства, развиваются товарно–денежные отношения, усиливается борьба кшатриев, поддерживаемых вайшьями, против брахманов. В этой социально–политической обстановке формируются основные философские системы. Прежде чем рассматривать отдельные философские системы, обратим внимание на общие мотивы философии древней Индии.

2. Всем философским направлениям присуща практическая направленность – душевная тревога при виде зла в этом мире.

· Философия стремится познать причины этого зла, истинную природу вселенной и смысл человеческой жизни, с тем, чтобы отыскать средства для полного уничтожения человеческих страданий. Цель философии – понять, как наилучшим образом жить.

· Подчеркивается, что земные блага ничтожны.

· В философии проводится идея кармы. Необходим самоконтроль над низшим Я, над слепыми животными наклонностями (любовью и ненавистью), а также над инструментами познания и действия – индриями (это: ум, зрение, осязание, обоняние, вкус, органы движения, речи, испражнения и размножения).

3. Традиция подразделяет философские системы древней Индии на ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). К ортодоксальным относятся философские школы: санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта; к неортодоксаьным: джайнизм, буддизм и чарвака–локаята. Кратко рассмотрим две школы.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 497 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...