Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Основной вопрос философии и две его стороны.
2. Формы материализма.
3. Формы идеализма.
4. Диалектика и метафизика.
Литература:
1. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования //
Вопросы философии, 1995.- № 12.
2. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова И.Т.- М.,
1989., гл.1.
3. Ильин В.В. Философия: учебное пособие.- СПб.: ПГУПС, 2000.- 236 с.
4. Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные
ответы для студентов вузов.- СПб.: Питер, 2004.- С. 5-9 (Серия «Завтра
экзамен»)
5. Ильин В.В., Юлдашев Л.Г. Современная научная философия: негеоцент-
рический материализм (основы): учеб. пособие.- М.: Высш. шк., 2003.
6. Канке В.А. Основы философии.- М., 2000.- Введение
7. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов.- СПб., 2001.
------------------------
1. Основной вопрос философии имеет онтологическое и гносеологическое основание.По сути, он решает, что такое мир?
Первая сторона вопроса есть вопрос о первичности отношения сознания (духа, мышления) к материи (природе, бытию). Что первично, а что вторично: Материя или Сознание. Исходя из решения этой стороны в истории философской мысли сформировались два направления: материализм и идеализм.
2. Материализм – философское учение, исходящее из признания первичности материи по отношению к сознанию.
Материя – это объективная реальность, которая существует вне нашего сознания и данная нам в ощущениях.
Выделяют три формы материализма:
· стихийный материализм древней Греции (представители: Гераклит,
Демокрит и др.);
· метафизический материализм Нового времени (представители: Бэкон, Спиноза, Декарт и др.);
· диалектический материализм (представители: Маркс, Энгельс, Ленин).
3. Идеализм – философское учение, исходящее из признания первичности сознания по отношению к материи. Идеализм делиться на две линии: объективный и субъективный идеализм.
объективный идеализм | субъективный идеализм |
исходит из признания первич-ности сознания, взятого в форме объекта как сверхъестественного, надындивидуального идеального начала (сознание вне мира руководит его развитием). | исходит из признания первич-ности сознания, взятого в форме субъекта как индивидуального человеческого сознания (мир-это комплекс моих ощущений). |
Вторая сторона философского вопроса есть вопрос о познаваемости мира. Для решения этого вопроса существует две точки зрения:
· Первая точка зрения, что мир познаваем. Такие философы называются гностиками ( от науки гносеология). Гностицизм – философское учение, признающее возможность познания мира. Такую точку зрения разделяют материалисты.
· Вторая точка зрения, что мир не познаваем, это агностики. Агностицизм – философское учение, полностью или частично отрицающее возможность познания мира. Такую точку зрения разделяют идеалисты. (Объективный идеализм говорит, что мир познаваем частично, до тех пределов, до которых разрешает Сознание (например, Бог), а субъективный идеализм спрашивает: как можно познать мир, если он у в голове?).
Монизм – философское учение, исходящее из признания единственного начала в основании мира (либо материальное, либо идеальное).
Дуализм – философское учение, считающее равноправными и независимыми два начала в основании мира (материальное и идеальное).
4. Метафизика – метод познания, противоположный диалектике, который требует рассматривать все явления окружающей нас действительности как неизменные и изолированные друг от друга. Отсутствует представление о взаимосвязи явлений.
Диалектика – метод познания (способ мышления), который требует рассматривать все явления окружающей нас действительности с точки зрения их взаимосвязи, противоречивости и развития.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2046 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!