Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музыка и образ



Проблема соотношения музыки и образа может быть рассмотрена на материале работы К.Леви-Стросса "Сырое и приготовленное" (первая часть тетралогии "Мифологики"). Здесь автор ставит задачу выйти из оппозиции логически понимаемого и чувственно воспринимаемого, в попытке найти некоторый срединный путь. Изучение этой работы Леви-Стросса началось с удивления. Структурируя свой текст, автор использует музыкальные термины для поименования отдельных глав и разделов. Обоснование этого приема приводит его к необходимости сделать пространное отступление на тему осмысления музыки, ее функционирования в социуме и культуре, ее отношения к другим видам искусства. Сравнивая музыку и миф, Леви-Стросс приходит к выводу об их структурной сущностной близости, что, с его точки зрения, оправдывает привнесение музыкальной терминологии в работу философского характера. Автор пытается доказать, что музыкальное произведение в процессе своего создания, существования и восприятия кардинальным образом отличается от произведений других видов искусства, не имеющих такой же степени родства с мифом. Нас в этой работе интересует, прежде всего, каким образом появились в данной работе музыкальные термины, какую функцию они выполняют?

Леви-Стросс располагает музыку между мифом и речью. Это ее особое положение обусловлено тем, что она действует одновременно и на разум, и на чувства, апеллируя как к логическому, так и к эмоциональному восприятию. Это свойство музыки важно для автора, так как с его помощью музыка становится не только объектом, но и способом анализа. Будучи связана с неким синтетическим типом восприятия, она может представляться как ракурс, под которым может исследоваться поставленная нами проблема. Как характеризует данный проект Е.М.Мелетинский: "Поиск срединного пути между работой логической мысли и эстетическим восприятием совершенно естественно вдохновляется примерами музыки, которая этот путь всегда и использовала".

В качестве предварительных тезисов или общих идей нашего подхода можно выделить следующие.

Существует направление философской мысли, которое можно обозначить как философия музыки. Оно ставит вопросы о функционировании музыки, аспектах ее восприятия, ее истоках.

Вопрос о восприятии музыкального произведения связан с вопросом о существовании, функционировании и восприятии образов. История, теория и философия музыки может быть рассмотрена с точки зрения отношения к образности.

Мифологическое восприятие также апеллирует к образности. Многие философы связывают в своих теоретических построениях мифологию и музыку.

Подобным теоретическим построениям не хватает теоретической музыкальной базы, исторического и культурного материала. Интересно (и необходимо для выявления неких объективных основ) рассмотреть не только, каким образом философы-теоретики смыкают такие понятия, как миф и музыка, но как эти понятия сами смыкаются в истории и культуре. Это возможно осуществить, рассмотрев историю восприятия и осмысления музыки, отраженную в мифологии.

В дальнейшем возможно рассмотреть историю философии музыки как историю взаимосоотнесения музыки с образом. Здесь соотношение музыки и мифа будет лишь этапом большого исследования, где миф будет являться одним из вариантов явления образов.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 290 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...