Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема происхождения и воплощения



Если говорить о воображении как об определяющей познавательной способности человека, то следует сразу отметить, что никакая другая область человеческого сознания не обладает такой загадочностью, как оно, и не вызывает столько вопросов, на многие из которых ответы до сих пор не найдены. Физиологи и психологи, в частности, давно задаются вопросами о механизмах вооображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких нервных органических структур оно связано? Общеприемлемых ответов на эти и многие другие вопросы еще не дано. Примерно так же обстоит дело и в других науках, озабоченных решением проблем, связанных с сознанием. В этой ситуации несомненный интерес вызывает гипотеза о происхождении и сущности человеческого сознания, выдвинутая Ю.М.Бородаем в книге "Эротика — смерть — табу", идеи которой можно прореферировать в данном контексте.

В исследовании Ю.М.Бородая излагается оригинальная концепция антропогенеза, в глубинных механизмах которого в конечном счете связаны все загадки человеческой истории. Как в рамках бессознательно-реактивного приспособления к среде могло возникнуть идеальное представление, то есть психический акт сознания — свободно представляющего и свободно целеполагающего "Я"? Усложнение в процессе филогенеза нервной системы само по себе вовсе не обязательно должно было вести к образованию психического феномена сознания. Рефлекторная деятельность обеспечивает взаимосвязь организма с окружающей средой, что является необходимым условием выживания. Однако рефлекс, каким бы сложным он ни был, в конечном счете всегда замкнут внешней, случайно наличной в данный момент рецепцией. Он есть "текучий" и опосредованный, но постоянно жестко детерминированный, автоматический результат взаимодействия суммы реальных внешних воздействий и непрерывного акта ответной реакции. Идеальное же, хотя оно имплицитно содержится как потенция в живой рефлекторной динамике, не может здесь проявиться само по себе в качестве специфически идеального. Непреложный факт человеческого сознания, которое все же как-то когда-то возникло, говорит о том, что в некоторый момент происходит взрыв "рефлекторного шара", прерыв непрерывности внешней детерминации нервных процессов, произвольная реакция.

Здесь уместно обратиться к Канту, который обосновал понимание сознания как произвольной самодеятельности субъекта, а ключевым принципом этой произвольности явилась деятельность продуктивного воображения как основа и движущая пружина всех идеальных образований, начиная с мышления и кончая предметным восприятием, структура которого есть синтез идеального и реального, "схватывание" внешнего реального в субъективной внутренней форме идеального. Установление произвольности сознательных актов стало в гносеологии "коперниканским переворотом", ключом, впервые позволившим раскрыть тайну идеального: мысли, логики, явления — в противоположность тому, что есть на самом деле, т.е. "вещи самой по себе", тайну идеальной "сущности" в отличие от реального "бытия".

Гипотеза происхождения сознания путем взрыва "рефлекторного шара" неизбежно приводит к генетической пропасти, потому что результатом такого "взрыва" может быть лишь невротически-неадаптированное действие или произвольно-аутистическое представление, но отнюдь не сознательное восприятие, то есть знание (совпадение идеального и реального). Построить мост через эту генетическую пропасть, ведущий из животного царства рефлекторного детерминизма в сверхбиологическую сферу человеческой свободы, средствами только психо-физиологии уже не представляется возможным. Той роковой чертой, которая отделяет первобытную родовую общину от предчеловеческого стада, является нравственность — феномен, не поддающийся биологической интерпретации.

В чем заключается специфика творческого воображения? Как известно, всякий процесс творчества начинается с идеи. Второй этап — развертывание абстрактной идеи в конкретную систему представлений, т.е. в гипотезу. Но гипотеза нуждается в проверке, т.е. в совмещении с реальностью путем эксперимента — это и есть завершающий этап творчества, венец дела. Именно здесь в случае удачи происходит чудо: ирреальное представление превращается в восприятие, гипотеза — в теорию, а идея — в истину. Творчество, таким образом, обнаруживает себя стороннему наблюдателю как чудо превращения заведомой лжи в истину. Конечно, элемент несоответствия замыслу, "халтуры", во всяком творчестве неизбежен, он не результат нерадивости или злой воли. Наоборот: именно достижение абсолютного совершенства означало бы зло — конец всякой жизни и всякого бытия.

Процесс творческой деятельности бесконечен, ибо полное осуществление любой "высшей" цели не приносит окончательного удовлетворения, поскольку все "метафизические", т.е. наиболее ценные для человека побуждения, объективированные в форме определенного "предмета", являются лишь идеальным замещением непримиримо амбивалентной исходной человеческой проблемы, не подлежащей адекватному прямому осознанию — исходное табу, бессознательно воспроизводящееся в каждом. В вечно обновляющейся иллюзии (предвкушении), постоянно толкающей человека к новым и новым свершениям, согласно Ю.М.Бородаю, заключается трудное человеческое счастье.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...