Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В буддизме утверждается, что: а) Будда не Бог, он выше Бога, носитель высшей идеи, лишен страданий; б) Будда не является создателем мира, управителем мира и не определяет судьбы человечества. Будда тот, кто просветляет людей, т.е. способствует освобождению от иллюзий и обращению к высшей истине.
3. Учение о благородных истинах буддизма:
1) жизнь есть страдания. Это обязательная, неустранимая и главная сторона земной жизни;
2) страдания имеют причину. Источником страдания есть чувственное удовольствие, привязанность человека к материальному миру;
3) страдания можно прекратить. Человек должен подавить желание вплоть до желания жить, т.е. здесь указывается путь избавления от страдания;
4) путь к прекращению страдания – восьмеричный путь, который приведёт к нирване:
1) праведные воззрения (правильное понимание 4-х истин);
2) праведные устремления (отречение от привязанности к материальному миру);
3) праведная речь (отказ от лжи, пустых разговоров);
4) праведное поведение (отказ от нанесения ущерба всему живому);
5) праведный образ жизни (четкий жизненный путь);
6) праведное усердие (искоренение дурных намерений, самовоспитание, самообладание);
7) праведная память (помнить о добродетели);
8) праведное сосредоточение или медитация.
В итоге человек становится святым архатом ( достойным). Им достигается состояние невозмутимости, безразличия, самообладания и освобождения. После этого он погружается в нирвану.
4. Учение о сотериологии. Буддистская сотериология основывается на: 1) идее сансары; 2) идее нирваны. 1) Сансара – это колесо перерождения живых существ. Перспектива человека зависит от кармы, т.е. воздаяния человеку за его поступки и мысли. 2) Смысл жизни человека – порвать с колесом сансары, т. е. достичь нирваны. Нирвана – угасание, успокоение, ничто, небытие. Состояние абсолютной невозмутимости и покоя, который означает конец страданий, «угасание» человеческих чувств. Для неё характерны: целостность; неразделенность; единство. Достижение нирваны рассматривается как высший смысл существования человека.
5. Учение о Боге. Суть этого учения в следующем:1) отсутствует идея верховного божества (творца мира);2) политеистическая религия (100 тыс. богов); 3) боги ограничены в своих качествах и возможностях (они болеют, любят, умирают) и стремятся к нирване.
Сегодня в буддизме выделяются следующие направления:
1. Хинаяна (узкий путь спасения) – это учение монахов и для монахов; они создавали монастыри, которые служили центром распространения буддизма. Сегодняэто направление сохранилось в Таиланде, Кампучии и т.д.
2. Махаяна (широкий путь спасения): он исходит из возможности спасения не только для монахов, но и для простых людей; Будда из мудреца-учителя превращается в типичное божество; появляется новая фигура – бодхисаттва, новую роль играют монахи. Они являются промежуточным звеном между мирянами и богами. Наиболее широко махаяна распространена в Китае, Корее, Японии.
3. Ламаизм (от тибет. «лама» - высочайший, это монах или жрец) - сложился на основе махаяны в 7-14 вв. в Тибете.
Особенности ламаизма: 1) повысилась роль религиозной обрядности; 2) значительно усилилась роль духовенствав жизни верующих; 3) почитание лам как живых богов.
4. Дзэн - буддизм (дзэн – сидеть).
Дзэн – молчаливое созерцание, самоуглубление, внутреннее сосредоточение.
Весьма распространённое направление в Китае и Японии.
Тема 12. ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ: ИСТОРИЯ, ВЕРОУЧЕНИЕ, КУЛЬТ
П л а н
1.Предпосылки возникновения христианства и его идейные источники. Становление христианства как мировой религии.
2.Особенности христианского вероучения и его основные направления.
3.Возникновение ислама, его вероучение и течения.
1. Предпосылки возникновения христианства и его идейные источники. Становление христианства как мировой религии
Что касается социальных условий возникновения христианства, то здесь возникает три вопроса:
1)где возникло христианство? – В Палестине (провинция Рима);
2)когда? - II половина 1 в. н.э.;
3)почему и как?
В общих чертах следует отметить, что:
1) в географическом отношении Римская империя по своей площади в этот период представляет собой огромное государство.
2) в экономическом отношении: господствует рабовладельческий способ производства, который в І в. до н.э.- І в. н.э. переживает кризис; основная масса населения - рабы.
3) в политическом отношении:
а) обостряются противоречия между рабами и рабовладельцами, завоевателями (римлянами) и завоеванными;
б) население облагается непомерными налогами со стороны Рима;
в) римлянами ломаются в провинциях все национальные традиции;
в) совершается жестокий произвол со стороны римских судей.
4) в социальном отношении следует отметить, что в Римской империи в І в. н.э. в восточных регионах идет ломка политических порядков и общественных структур. С приходом Рима знатные люди лишились власти, свободные люди – свободы, крестьяне – родовых земель, рабы получили двойной гнёт (от своих угнетателей и от завоевателей). Другими словами, всеми был утрачен земной рай.
Перед всем населением римских провинций возник вопрос: Как восстановить утраченный рай?
Делаются попытки восстановить его с помощью вооруженной борьбы? Но результат отрицательный. Так, восстание Спартака (74 – 71 гг. до н.э.), иудейская война (66 – 70 гг. н.э.) имеют один результат - поражение. В свою очередь, это порождает отчаяние и появляется бессилие!!!
Бессилие является благодатной почвой для первых христианских проповедников, которые проповедуют путь выхода из этого состояния с помощью построения царства Божьего. Царство Божье на земле – это идеальный тип общества, где все равны. Царство Божье – это вознаграждение, на которое надеялись отчаявшиеся люди, которые населяли Римскую империю.
Итак, спасение в Царстве Божьем – это новое учение, которое воплотило христианство.
Что касается вопроса об идейных истоках христианства, то следует отметить, что религия как форма духовной культуры не возникает на пустом месте, а основывается на базе культурных традиций.
Можно выделить две большие группы источников:
1-я группа источников христианства - это: восточные религии: 1) зороастризм; 2) иудаизм; 3) древнеегипетская религия; 4) мифология.
1) Зороастризм (парсизм) – это древнеиранская религия, возникшая в X-VII вв. до н.э., из которой были взяты христианством следующие идеи: эсхатология, идея Спасителя, представление о загробном мире, идея воздаяния.
2) Иудаизм (XIII в. до н.э., религия евреев). Из него христианство позаимствовало: идею единого всемогущего бога (бог Яхве ), идею Ветхого завета, идею мессии.
3) Древнеегипетская религия. Христианство позаимствовало в ней идею о воплощении бога в человеческом образе.
4) Мифология. Анализ мифов о восточных богах Осирисе (Египет), Митре (Персия) обнаруживает совпадение событий, изложенных в Евангелие, которое является жизнеописанием ИисусаХриста.
II-ая группа источников христианства– эллинистическая философия:
1. философия Филона Александрийского (20 г. до н.э. – 50 г. н.э.): 1) учение о всеобщей греховности человека; 2) учение о борьбе между душой и телом через аскетизм: 3) учение о Логосе.
2. философия Луция Аннея Сенеки (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.): 1) идеи равенства всех людей перед богом; 2) о спасении души как цели жизни; 3) о презрении к земной жизни; 4) о любви к врагам; 5) покорности судьбе.
В своём становление христианство прошло три этапа:
1. Античное христианство (1-10 вв.).
В 311 г. – христианство превратилось в религию «терпимую» (из гонимой), т.е. разрешилось проведения собраний;
В 313 г. – христианство превратилось в «дозволенную» религию;
В 325 г. – христианство превратилось в «господствующую» религию. I Всехристианский собор в г. Никее принял основные символы христианской религии, и христианство стало церковно-догматическим:
a) идёт процесс систематизации христианского вероучения в единую догматику. Догматизм – следование обязательным истинам;
б) В античный период создается «Новый завет» - это 27 книг: 1.) 4 Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), которые рассказывают о жизни И.Христа; 2.) Деяния апостолов, повествующие о распространении христианства; 3.) 21 послание апостолов, включающие поучения об организации и быте раннехристианских общин; 4.) Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова), рисующий картину «конца света» и страшного суда;
в) В 364 г. Новый завет был окончательно канонизирован (возведён в ранг священного) на Лаодикийском соборе;
г) образовалась церковь.
2. Феодальное христианство (XI-XV вв.). В 1054г. (XI в.), когда папа и патриарх взаимно отлучили друг друга от церкви и предали анафеме (церковному проклятию), произошел окончательный их разрыв, после чего римская церковь стала называться католической (от греч. katholikos – всеохватывающий), а константинопольская – ортодоксальной (от греч. orthodoxos – правоверный) или православной.
3. Буржуазное христианство ( с XVI в. до наших дней ). Начало ему положило движение Реформации. Реформация - широкое антикатолическое движение в Европе. В результате неё от католицизма отделилась группа протестантских религий (от лат. - возражать) в 1517 г. Главной причиной возникновения протестантизма было развитие буржуазных отношений.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 418 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!