Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия искусства



Особый тип познания — художественное познание, находящее выражение в искусстве. Оно отличается от чувственного познания, поставляющего «науке конечные данные, на которых она строит познания, и вообще от всякого понятийного познания, оставаясь все же познанием, то есть опосредованием истины».

В чем выражаются особенности «художественной правды»? Прежде всего в его целостности,интеграции (объединения в целое) рациональных и эмоциональных форм познания, чего не хватает науке.

В отличие от науки искусство дает целостное знание о мире, особенностях реальных людей с присущими им духовными ценностями, эмоциями, способами ориентации в действительности. Результаты творческой деятельности, представленные в художественных образах, нельзя рассматривать как синтез знания, получаемого с помощью рационального мышления. Художественное произведение не копирует действительность, но создает особую эстетическую реальность, существующую и развивающуюся по своим законам. Здесь действуют люди, созданные воображением художника, подчиненные его замыслу, детерминированные (от лат. determinare – определять) его пониманием реальности и человека. Но такие «выдумки», как Гамлет, Отелло или Чичиков, часто «реальнее» живущих людей по силе своего воздействия на ум и сердце человека. При «знакомстве» с ними зритель и читатель выступают как соавторы художника. Способ понимания художественного произведениятворческий процесс. Здесь происходит не только постижение смысла произведения, но и порождение нового смысла, в создании которого обнаруживается слитность, взаимосвязь духовного бытия понимающего и понимаемого, художественного вымысла и реального бытия воспринимающего его человека. Соприкосновение с произведениями искусства не только дает новое знание, но и способствует формированию самого понимающего субъекта, открывает простор новым творческим актам созидания нового смысла. Это важно для человека, «способного изменять мир по законам красоты».

«Там, где господствует искусство, действуют законы прекрасного и преодолеваются границы действительности».

«Художественная правда»позволяет глубже понять межличностные отношения, акцентировать различные варианты житейских ситуаций, приобрести жизненный опыт. Поэтому искусство можно рассматривать как «испытательный полигон» для анализа человеческих стремлений и страстей, осознания ценности проектов будущего. «Художник не столько творец, сколько открыватель невиданного, изобретатель никогда не существовавшего, которое через него проникает в действительность бытия». В искусстве «проигрываются» возможные реальности, получающие конкретно-чувственное воплощение, ставятся нелегкие вопросы. Искусство «высвечивает» потенциал, скрытые возможности знакомой человеку эмпирической реальности, призывая выйти за ее пределы. Оно участвует в формировании направленности человеческих стремлений, раскрывает их личностный смысл.

Знания, переданные с помощью художественных образов, — необходимый компонент исторического сознания, которое важно не только для понимания прошлого, национальных традиций, но для воспитания чувства ответственности за современную деятельность.

Главная особенность искусства – его роль в эстетической оценке явлений через призму прекрасного и безобразного, формирования чувства прекрасногокак важнейшего компонента духовного ядра личности, когда человек не только видит красоту в мире, но и способен «вести себя эстетически».

Краткий словарь терминов:

Агностицизм — гносеологическая позиция, согласно которой мир непознаваем.

Аксиология — философское учение о ценностях.

Антиномия — неразрешимое противоречие между двумя суж­дениями, каждое из которых доказуемо.

Антропология — учение о человеке как мыслящем и социаль­ном существе.

Апория — философски сформулированный парадокс, нераз­решимое противоречие.

Априорный — доопытный.

Апостериорный — получаемый после опыта, в результате опыта.

Архетип — универсальная структура человеческой психики, всегда проявляющаяся в связи с конкретным культурным содержанием.

Атомизм — учение Демокрита и Левкиппа, считающее атом мельчайшей частицей мира.

Атрибут — качество, свойство.

Бессознательное — сфера психического, находящаяся вне сознания.

Биосфера — сфера деятельности всего живого, всех живых организмов в прошлом и настоящем.

Бытие — философская категория для обозначения всего су­ществующего во Вселенной.

Верификация — процедура проверки научного суждения пу­тем опытного подтверждения.

Волюнтаризм — учение, утверждающее волю исходным прин­ципом и началом бытия.

Генезис — возникновение, зарождение.

Герменевтика — от греч, «истолкование текста», философ­ская теория понимания.

Гилозоизм — философское учение о всеобщей оживленности мира.

Гносеология — философское учение о познании, его спосо­бах и формах.

Деизм — признание за Богом только роли первопричины мира, без дальнейшего участия.

Детерминизм — онтологический принцип всеобщих причин­ности и обусловливания.

Дуализм — философское учение о двух равноправных субстан­циях— началах мира: материальной и духовной.

Закон — необходимая, повторяющаяся существенная связь между явлениями и событиями.

Идеализм— признание первичным началом мира идеальное, дух, мысль, сознание и т. п.

Интенциональность — направленность сознания на какой-либо предмет (объект).

Иррационализм — утверждение интуиции, а не разума источ­ником подлинного знания.

Истина — характеристика суждения, означающая его соот­ветствие действительности.

Каузальность — причинность.

Концептуализм — позиция, примиряющая реализм и номи­нализм: общие сущности имеют особое существование — в уме в виде понятий (концептов).

Культура — совокупность материальной и духовной деятель­ности человека и ее результатов, все, что отличает чело­века от животного.

Логос — греч. термин, в мифологии: слово, речь; в филосо­фии: мысль, разум, закон.

Макрокосмгреч. термин; Вселенная, космос, мир в целом.

Микрокосмгреч. термин; человек, понимаемый как часть космоса.

Монизм — философский принцип, утверждающий в каче­стве исходного начала мира одну субстанцию — духовную или материальную.

Ноосфера — сфера разума, высшее развитие биосферы (по В. Вернадскому).

Номинализм — одна из сторон в средневековом споре об уни­версалиях, не признавал существования общего, а пола­гал, что реально существуют лишь индивидуальные вещи.

Онтогенез — процесс зарождения и развития индивида.

Онтология — философское учение о бытии.

Панлогизм — утверждение о том, что бытие есть результат развития абсолютной идеи.

Панпсихизм — учение о всеобщей одушевленности предме­тов мира.

Пантеизм — учение, утверждающее тождество мира и Бога.

Патристика — первый этап средневековой философии, пе­риод «отцов церкви».

Плюрализм — философский принцип, утверждающий мно­жественность первоначал мира.

Праксеология — философское учение о действии, практиче­ской деятельности человека.

Рационализм — утверждение рассудка, разума, мышления источником подлинного знания о мире.

Реализм — одна из сторон в средневековом споре об универ­салиях, признавал реальное существование общего.

Релятивизм — философский принцип, согласно которому все знание относительно верно.

Рефлексия — самоосмысление, обращение сознания на изу­чение самого себя.

Сенсуализм — признание единственным источником позна­ния чувственное восприятие.

Синкретический — единый, слитный, нерасчлененный.

Сознание — способность идеального отражения действитель­ности и процесс отражения.

Солипсизм — признание единственным существующим субъек­тивного Я, мир и есть Я.

Субстанция — основа всего существующего, причина вещей и самой себя.

Схоластика — средневековая философия, считающая возмож­ным постижение Бога посредством логики и рассуждений, в противовес религиозному мистицизму.

Сциентизм — рассмотрение науки в качестве главного ком­понента культуры.

Теология учение о Боге, богословие.

Трансцендентное — то, что находится за пределами сознания и возможного опыта.

Универсалии — общие понятия.

Фальсификация — процедура опровержения научных сужде­ний опытным путем.

Фатализм — признание предопределенности всех событий и явлений.

Филогенез — процесс зарождения и развития человечества.

Харизма — необыкновенность, исключительная одаренность, вдохновляющая людей, часто присуща политическим и религиозным вождям.

Эмпиризм — гносеологическая позиция, согласно которой достоверное знание может быть получено только из опыта.

Эпистемология — раздел философии, в котором рассматри­ваются проблемы научного познания.

Эсхатология — учение о конце света.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 265 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...