Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Антропология в структуре философского знания



Философия стремится выяснить, что такое человек вооб­ще, какова его природа, его сущность.

Познание человека — центральная проблема филосо­фии. Стремление человека познать свою собственную при­роду является одним из главных стимулов развития фило­софской мысли. Вопросы универсального значения, которые ставит и решает философия, имеют смысл не сами по себе, а применительно к человеку. Философия решает вопросы о предельных основаниях бытия для того, чтобы уяснить ме­сто человека во Вселенной, разгадать смысл жизни чело­века и его предназначение в мире.

Все разделы философского знания прямо или косвен­но служат поискам ответов на вопросы о человеке. Для фи­лософии вполне справедливо изречение древнего филосо­фа Протагора о том, что человек есть мера всех вещей.

Каждый отдельный человек соединяет в себе черты об­щечеловеческие, присущие всем людям как членам одного человеческого рода; социально-типические, свойственные ему как представителю некоторого конкретного общества, народа, класса; индивидуальные, составляющие неповтори­мое своеобразие данного единичного человека. Все эти чер­ты существуют не отдельно друг от друга, а в тесной связи между собой.

В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека. Но каждая рассматривает его в ка­ких-то отдельных, частных аспектах. Философию же иитересует не столько то, что представляет собой человек с точки зрения биологии или медицины, сколько то, что является в человеке самым главным и определяющим, на чем основано единство всех сторон и аспектов его жизне­деятельности. Для философии первостепенное значение имеет познание «родовой» природы человека.

Что есть человек — определить трудно, и. наверное, дать такое определение раз и навсегда невозможно. В разные эпохи утверждался свой взгляд на человека и на его сущ­ность. И сейчас существуют различные подходы к рассмот­рению этой проблемы. Анализ их приводит к выводу о чрезвычайной сложности и многосторонности человеческой природы. Человек представляет собой совокупность телес­ного и духовного, биологического и социального, рацио­нального и эмоционального, личного и общественного, индивидуального и универсального, субъектного и объект­ного.

Чтобы как-то систематизировать все это множество сто­рон человеческой природы, представляется целесообразным выделить три основных принципа, характеризующих «ро­довую» сущность человека.

Одушевленность. Сущность человека с древности до XVIII в. связывалась с его одушевленностью. Душу при этом понимали по-разному. Но так или иначе предполага­лось, что она связана с сознанием, с разумом, которые вы­ступают как основные признаки «человечности».

Деятельность. Классическая немецкая философия вы­двинула и обосновала идею о том, что специфика человека обусловлена не только его одушевленностью и разум­ностью, но и свойственной ему способностью к активной свободной деятельности.

Социальность. В диалектико-матсриалистической фи­лософии был раскрыт и еще один существенный аспект антропологической характеристики человека, состоящий в том, что он есть не просто разумное живое существо, а такое существо, которое формируется только в общественных, социально-культурных условиях. При этом его биологиче­ские свойства являются лишь исходными предпосылками, при которых развертывается специфический образ жизни человека как члена общества.

Этими принципами определяются наиболее важные ас­пекты философского понимания человека.

Философская проблема человека имеет длительную ис­торию развития. Древнегреческие софисты первыми обра­тили внимание на человека и сделали его предметом своего рассмотрения. Протагор писал: «Человек есть мера всех - вещей»

Античность создала идеал человека, соразмерного упорядоченному космосу. Индивид — часть мироздания, поэтому все проблемы человека решаются в связи с его ролью и местом в космосе.

В средневековой философии человек редуцируется до субъекта спасения. Цель его бы­тия — спасение души и соединение с Богом. Желание лич­ности стать самостоятельной и свободной трактуется как греховное.

Эпоха Возрождения создала свой идеал — сво­бодной гармоничной личности. Теперь на первый план вы­ступает тема жизни и деятельности человека в мире ради достижения счастья.

В философии Нового времени и эпохи Просвещения человек рассматривается прежде всего как субъект рационального познания. Получается, что целост­ная личность редуцируется до гносеологического субъекта. Человек рассматривается как механизм особого рода, ко­торый может быть изучен, познан. В нем нет тайн.

Надо отметить, что ни в Античности, ни в Средневе­ковье, ни тем более в философии Нового времени человек не был проблемой, а был одной из возможных тем фило­софствования. Человек был мыслящей вещью, не пред­ставляющей собой никакой тайны. Только в посткласси­ческий период развития философии представители «фило­софии жизни» и экзистенциализма сделали судьбу и свободу человека, смысл и цель его существования предметом фи­лософского рассмотрения.

К началу XX в. человек осознал себя в качестве пробле­мы, стал познавательно беспокоиться о себе.

По мнению немецкого философа М. Шелера (1874— 1928), основоположника западной школы философской антропологии, между человеком и остальным животным миром существует принципиальное различие. Оно опреде­ляется наличием у человека духа. Дух принципиально от­крыт миру — эта открытость и есть свобода. Другой представитель той же школы, Г.А. Гелен (1904—1976), счи­тал, что сущность человека следует искать именно в открытости миру. Открытость миру определяет способ че­ловеческого бытия. Смысл человеческого бытия — пре­одоление недостатков биологической природы. Отсутствие готовых биологических средств адаптации компенсируется культурой. Поэтому напрасно искать естественного чело­века, человек есть культурное существо.

Проблема человека является центральной и для филосо­фии экзистенциализма. Однако, в отличие от школы фи­лософской антропологии, экзистенциализм отрицает на­личие у человека определенной сущности. По мнению экзистенциалистов, человек сам создает свою сущность в процессе существования. По словам Ж. П. Сартра (1905— 1980), человек — это проект самого себя. Если у человека нет никакой предзаданной сущности, то нет и никаких вечных оснований, определяющих жизнь. Человек есть свобода, и у него нет никаких вне его существующих оп­равданий для собственных действий, кроме самой свобо­ды. Экзистенциальная философия делает акцент на само­ценности и индивидуальности бытия. Ее интересует уни­кальный жизненный мир личности.

Если классическая философия считала центральным вопросом антропологии вопрос о сущности человека, то постклассическая мысль, отказываясь от понятия сущнос­ти, тем не менее обсуждает вопрос об особенностях приро­ды человека. И экзистенциалисты, и постмодернисты все-таки дают ответ на вопрос о специфике человеческого бы­тия. Трудность этого вопроса в том, что человек не может изучать себя как объект в ряду других объектов: личность обременена культурным и историческим багажом, и то, как она понимает себя, зависит от конкретных условий ее существования





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 577 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...