Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
затора чужих, возможно, бессознательных стремлений и желаний. Мысль прекрасна, однако, будучи повторяема на все лады, она постепенно приводит к идее полной автономности человеческого существа от родных и близких, всех тех, кто стоял у истоков его взросления. Стать полностью автономным и принимать свои решения без чьего-либо влияния становится самоцелью. Чтобы понять, свободно ли твое поведение и душевное состояние от заданности со стороны значимых других, родительских установок и давления факторов прошлого, Э. Фромм предлагает постоянно прослеживать путь, которым ты пришел к данной мысли или чувству.
Мне кажется, будучи воспринять как норма реального поведения, положение о полной автономности выбора быстро обнаруживает свою иллюзорность. Во-первых, полной автономности быть не может, это в лучшем случае регулятивная идея, во-вторых, полная автономность может проявляться как полная бесчеловечность, разрыв коммуникационных связей. Это хорошо подтверждают пьесы Ж.-П. Сартра, который, как известно, считал человека «дырой в бытии», т. е. существом, не зависящим от прошлого и влияний извне и каждый свой поступок совершающим в полной ценностной пустоте, ибо его темпоральные корни оборваны. Сверхчеловеки сартровских пьес крушат все направо и налево, проливают моря крови: они полностью автономны и не зависят ни от чьих укоров и страданий.
Жажда полной автономности делает невозможной ту самую человеческую близость, которую воспевают и Э. Фромм, и Э. Берн, противопоставляя ее всем видам симбиозов — неподлинных отношений между людьми, основанных на взаимной зависимости. Лично я не понимаю близости без всякой зависимости, привязанности, без учета чувств другого человека, без самокоррекции сообразно потребностям другого. Сама близость, равная полной свободе друг от друга, становится в та-
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 149 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!