Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Нравственность перед искушением иномирностью. Адама, из нее он выходит и в нее возвращается, не важ­но, один или много раз, в конечном счете — навсегда



Адама, из нее он выходит и в нее возвращается, не важ­но, один или много раз, в конечном счете — навсегда. Это навсегда абсолютно перевешивает по своему значе­нию короткую обыденную жизнь, быстропреходящее бытие изменчивых теней.

Конечно, сама идея об укорененности человека в чем-то бесконечно большем, нежели он сам, не вызывает ни­каких возражений. Безудержный антропоцентризм, ти­таническая дерзость мыслителей Возрождения и совре­менных технократов при более пристальном рассмотре­нии оказываются чем-то вроде младенческого эгоцент­ризма, когда ребенку кажется, что он — центр мирозда­ния и именно вокруг него вращается весь взрослый мир от бабушек, несущих манную кашу, до солнца и звезд. Эта, не скрою, приятная иллюзия довольно быстро рас­сеивается. Человек — часть огромной Вселенной, ее фраг­мент, элемент, малая толика, и действительность, пита­ющая его своими соками, пронизывающая невидимыми полями, во многом является для него непостижимой. Мы по сей день не знаем о себе самого главного: откуда мы пришли в нашу эмпирическую жизнь и куда уйдем после смерти. Рассыплемся в прах? Отправимся блуждать по адовым каньонам и райским кущам? Растворимся в по­родившем нас Сверхсознании? Несомненно одно: суще­ствуют те уровни, слои, измерения реального мира, ко­торые обладают иными степенями свободы и власти, именно им принадлежит первое слово в нашей судьбе. Сама материальная астрономическая Вселенная — ско­рее всего, лишь один из пластов многослойного пирога действительности, и над ней вырастает сложная иерар­хия духовных сил.

Однако, признав это, должны ли мы отвернуться от нашего бренного мира, от очага, который здесь и сейчас согревает наши бедные смертные тела, от нашего несо­вершенного человеческого общежития, которое далеко не всегда — братство? Надо ли любить эту временную квар-


Лекция 8

тиру, перевалочный пункт на пути астральных странствий? Посмотрим, как отвечают на это мировые монотеисти­ческие религии и эзотерические учения.

Даже при поверхностном обзоре христианства, инду­изма, теософии обнаруживается, что все они выносят об­винительный приговор посюстороннему эмпирическому миру: «Виновен! Виновен! Отвернись от него, человек!»

Действительно, в реальной жизни и реальной истории много зла, жестокости и коварства. И сегодня, как и тысячу лет назад, страдают невинные, отсутствует спра­ведливость, льются потоки крови. Но этот мир не может быть иным, говорит христианство, он грешен, он забыл Бога и лежит во зле. Он неистинный, соглашается инду­изм, он — майя, морок, иллюзия, средоточие бесплод­ных желаний, влекущих за собой лишь страдания. Имен­но поэтому ценности обыденной повседневной жизни оказываются для монотеистического сознания антицен­ностями: ложными, грязными, влекущими в объятия дья­вола или в губительный самообман.

Конечно, крупным религиям некуда деваться, они вынуждены как-то ладить с эмпирическим миром, идти на уступки, давать послабления греховной человеческой природе. Одним из таких компромиссов выступает про­тестантизм, объявляющий успех в земной деятельности богоугодным делом, символом богоизбранности. Кроме того, сами деятели церкви — тоже не бесплотные духи и не могут полностью отказаться от человеческих потреб­ностей и влечений. Крупнейшие мировые религии вы­ступают как нравственная сила, стремящаяся облагоро­дить сам мир: они способствуют распространению мило­сердия, терпимости, любви к ближнему, т. е. пытаются совершенствовать наличную эмпирическую данность. И тем не менее, для идейного ядра религии это вторично. Все, что касается посюстороннего мира, должно быть подчинено достижению мира иного. Главное — спасти бессмертную душу или избавиться от вериг майи, застав-





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 150 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...