Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
малейшее нарушение меры влечет за собой полную трансформацию качества намерения или поступка, хорошее и плохое сплетаются в тесном объятии и перетекают друг в друга. Любить жизнь — значит любить ее вместе с ее неизбежным злом (или, вернее, несмотря на него), жалеть, прощать и стремиться увеличить долю добра.
Мягкое прочтение самоценности жизни, данной нам в нашем единственном мире, не приглашает сожрать ближнего своего ради повышения своей собственной мощи. Это хорошо показал А. Швейцер, проповедуя благоговение перед жизнью, которое выражается в глубоком уважении к существованию любого одушевленного создания, будь то человек, жук или даже ромашка. «Жизнь — это космический альтруизм, — вторит ему Х.Ор-тега-и-Гассет, — она существует лишь как постоянное перемещение от жизненного Я к Другому».
Тезис «жизнь самоценна» ориентирует человека на последовательное, порой терпеливое переживание (проживание) разных этапов жизни и разных ее проявлений. Он исключает самоубийство как способ разрешения жизненных проблем. Утеряв одни жизненные смыслы, испытав некий ценностный крах, человек ищет другие и находит их, ибо последним и главным смыслом является сама жизнь: возможность видеть небо и землю, слушать щебет птиц и журчание воды, радоваться другому человеку и радовать его собой. Тогда каждый прожитый день воспринимается как подарок. Острое переживание самоценности жизни очень точно выразил А. Вознесенский: «Вечером, ночью, днем и с утра благодарю, что не умер вчера!» И эта благодарность не только за наличные и грядущие плотские радости, но и за духовные открытия, творческие озарения, душевную гармонию, нераздельно связанные в обыденной жизни с материальным бытием.
Положение «смерть абсолютна» также имеет две трактовки. В XX в. развернутое выражение первой, пессимисти-
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 153 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!