![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
ческой и даже ипохондрической, принадлежит А. Камю. Это утверждение абсурдности и бессмысленности жизни, лишенной Бога, запредельности, иномирности, индивидуального бессмертия. Литературно-философский герой А. Камю в сущности страстно желает и высших сил, и загробного бытия, но его сциентистское «рацио» обливает эту страстность холодной водой нигилизма. «Хотел бы поверить, но не могу себе позволить». А значит, ничто не свято. Пусть зыбится и течет морок летучих ощущений, пусть подвиги сменяются преступлениями, а благородство братается с подлостью, ибо все едино. Как насмешливо заметил А. Вознесенский: ««В ящик рано или поздно, жизнь была, а на фига?»
Именно эта идея единства и тесной взаимосвязи между смертностью и аморальностью, прозвучавшая впервые задолго до А. Камю, еще в древности, стала основанием для обвинения в безнравственности абсолютно всех, кто признает земную жизнь единственной и конечной. Отождествлять безрелигиозность (а тем более атеизм) с подлостью, бессердечием и порочностью стало общим местом и хорошим тоном. Даже интеллигентные, высоко культурные христианские авторы XX в. (например, Б. Вышеславцев) не могут удержаться от того, чтобы не пнуть побольнее стихийных и нестихийных атеистов за их ориентацию лишь на прижизненные ценности. И любить-то они, бедные безбожники, не умеют, и сердца у них нет, и ничто святое им неведомо. Обличения весьма далекие и от христианского великодушия к грешникам, и от либеральной терпимости.
Между тем, я бы сказала, что людям, не верящим в бессмертие, святое ведомо. Хотя, возможно, им ведомо не все святое, а лишь земные, чисто человеческие его выражения. Мы просто по опыту, из обычной жизни знаем, что далеко не все неверующие — циники, а многих из них нигилистические и тоскливые пассажи А. Камю просто бросают в дрожь, ибо они вполне искренне стре-
9* 259
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 130 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!