Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В В Е Д Е Н И Е В С П Е Ц И А Л Ь Н О С Т Ь 3 страница



З А Д А Ч И Ф О Т О К О М П О З И Ц И И:

1. Организовать (расположить в видоискателе фотокамеры) объек - ты съёмки так, чтобы убедительно овладеть вниманием зрителя. 2. Достичь выразительности и убедительности показа объекта съём ки решением тональности, колорита, светотени, точкой съёмки, ра курсом (всеми изобразительными приёмами фотографии).

3.Использовать возможности психофизиологического воздействия из образительных приёмов фотографии на зрителя.

4. Передать на двухмерной плоскости фотоснимка пространство,его трёхмерность, точнее, его многомерность.

Одной из основных задач композици любого вида изобразитель - ных искусств – живописи, фотографии, кино, телевидения – являет ся то, что надо на двухмерной плоскости у зрителя вызвать впе -чатление пространства, многомерности мира. Для выполнения этой задачи у фотографа есть целый ряд средств, приёмов. Восприятие человеком пространства в реальной действительности связано с оп редлёнными закономерностями, называемыми

ПЕРСПЕКТИВО Й изображения.

Это прежде всего построение в видоискателе перспективы, её видов: линейной, тональной (воздушной), оптической, цветовой (колористической).Наши глаза, являясь оптической системой, при помощи хода световых лучей повторяют изображение предметов и пространства на сетчатке глаза. Удаляясь от глаза предметы ви -зуально уменьшаются в размерах, подчиняясь законам перспективы. Но это кажущееся уменьшение размеров предметов;грани предметов, образующие линии уходящие вглубь, по направлению от глаза наб -людателя, сокращаются, кажутся более короткими, чем они есть в

действительности; параллельные линии, уходящие вглубь, стремят- ся сойтись в одой точке на линии горизонта, точке, которая опре деляется и называются главнойточкойсхода на уровне глаз или видоискателя фотоаппарата. Соотношение масшта - бов предметов, различно удалённых от точки наблюдения(точки съё мки),даёт представление о пространстве и возможность воспрприя- тия его. К а ж у щ е е с я у м е н ь ш е н и е п р е д м е т о в, к а ж у щ е е с я с б л и ж е н и е и х п о м е р е

у д а л е н и я у х о д я щ и х о т г л а з а в д а л ь п а р а л л е л ь н ы х л и н и й – э т о о с н о н о й законперспективы.

О т н о ш е н и е м а с ш т а б о в и з о б р а ж е н и й п е р е д н е г о и д а л ь н е г о п л а н о в о п р е д е л я е т п е р с п е к т и в у и з о б р а ж е н и я.

Масштаб изображения предмета на снимке, определяющейся отно- шением величины изображения предмета к его действительной вели- чине, прямо пропорциональны фокусному расстоянию объектива и на ходитсяв обратной зависимости от расстояния, с которого ведёт- ся съёмка.Элементы пространсвенного объекта съёмки, расположен-ные на различных расстояниях от объекта съёмки, будут иметь различную крупность, различные масштабы. Степень уменьшения уходящих вдаль предметов определяет характер Л И Н Е Й Н О Й

перспективы, поэтому перспективный рисунок фотоснимка зависит от отношения расстояний от объектива до ближнего и дальнего элементов объекта съёмки (деталь на переднем плане - усиление

перспективы, яснее перспективные сокращения, больше подчёрки- вается глубина, пространство). Соотношение масштабов изображе- ний предметов, различно удалённых от фотокамеры (глаза наблю- дателя), определяет перспективу изображения. Перспектива фото- изображения, в кадрах снятых объективами с разными фокусными расстояниями, но с одной точки, остаётся одинаковой, не меняет- ся,а меняются масштабы изображений переднего и дальнего планов; отношение этих масштабов, определяющих собой перспективу фото -изображения, остаётся величиной п о с т о я н н о й. Влияние фокусного расстояния объектива на перспективу фотоизображения сказывается при перемене точки съёмки,при изменении расстояния,

с которого ведётся съёмка, при ракурсе, при введении на перед- ний план деталей предметов. Таковы возможности избражения прос- транства на фотоснимке с помощью линейной перспектоивы. Ещё од- ним выразительным средством изображения является воздушная или тональная перспектива. В О З Д У Ш Н А Я перспектива объясня - ется тем, что воздух не абсолютно прозрачная среда, прозрач -ность которой зависит от многих переменных факторов и уменьша- ется (прозрачность) с увеличением толщины воздушного слоя. Для выявления воздушной среды большое значение имеет характер осве- щения на натуре. Она (воздушная среда) наиболее выявляется при контровом освещении, задне-боковом, т.к. при встрече солнечных лучей с чатицами влаги, пыли образуются углы зеркального отра -жения; частицы бликуют, воздушная среда насыщается большим коли чеством рассеянного света, что зависит от соотношения длины вол ны падающего света и величины взвешенных в воздухе частиц. Если частицы очень малы (диаметр не больше 0,1 мм), то среда оказы -вает воздействие лишь на коротковолновую часть спектра,т.е.рас- сеивает (и раскладывает) только сине-фиолетовые лучи и воздуш -ная (молекулярная) дымка имеет г о л у б о в а т ы й ц в е т и считается с о б с т в е н н ы м цветом в о з д у х а. При зна чительных диаметрах частиц влаги появляются т у м а н ы.Воздуш- ная перспектива – перспектива т о н о в; их изменение от тёмных и котрастных к светлым и мягким в глубине и является разновид -ностью тональной перспективы. В зависимости от расстояния до

объекта съёмки и плотности дымки, меняются тона предметов. На переднем планетона сочные,насыщенные;на втором и третьем более мягкие, акварельно-пастельные. Менее чёткими становятся пред -

меты, границы их размыты, расплывчаты. Поэтому её очень часто называют т о н а л ь н о й перспективой и зависит она от атмос

ферных условий. Создаётся светом; в результате образуются

Т О Н А и Л И Н И И

это два основных элемента, из которых состоит любая фотография любое изображение реальной действительности. Но линия в фотог - рафии выступает не в том виде, в каком она выступает, например, в карандашном рисунке. В фотографии она (л и н и я) выступает как р е з у л ь т а т с о ч е т а н и я д в у х т о н о в, их раздел, (граница) иногда ясный, иногда мягкий, расплывчатый

(импрессионисты).Но часто граница тонов – линия – является нас- только ярко выраженным элементом, что становится основой компо- зиции. В этом случае линия, как элемент изображения, производ - ная от тона, становится основой линейной и тональной композиции Тона и линии в значительной мере образуются сочетаниями реаль - ных предметов и зависят от: распределения в кадре светотени, эк спозиции, выбора точки и направления съёмки, оптики, различных оптических насадок, фотоматериалов, их обработки. Их (тона, ли- нии) невозможно отделить от содержания фотоснимка.ТОН – ос - новной изобразительный элемент фотографии (кино), любого изобра жения, свойство зрительного ощущения, психофизиологически близ- ко соответствует доминирующей длине волны света. Граница разде ла тонов(цветов) и есть ЛИНИЯ. ЦВЕТ – это характеристика зрительного ощущения, позволяющая распознавать качественные раз личия излученеий,обусловленных разным спектральным составом

света. На современном этапе развития изобразительного искусства фотография своими средствами и приёмами стремиться приблизить изображение к реальному миру; создаёт возможность найти точку съёмки, перспективу; характер освещения,тональный рисунок (т.е. это композиция), которые создают на картинной плоскости иллюзию реального цветного мира, иллюзию пространства в цвете. Возника- ет изображение по тонам,светлоте совпадающие с реальными, при -родными цветами, вызывающими у зрителя точные ассоциации своей правдивостью. Появление цвета произвело настоящую революцию в фотокусстве; возможности правдивого показа многокрасочной дейс- твительности необычайно расширились; в лучших снимках появляет- ся подлинная живописность и художественность. Возросли требова- ния к фототехнике, осбено к объективам. Применение цветных мате риалов потребовало исправить в объективах абберации, особенно хроматические. Применение светофильтров крайне ограничено, кро- ме компенсационных. Больше внимание уделяется цветному, колорис тическому решению снимка. Цвет, как изобразительное средство, используется во всех жанрах и видах современной фотографии, при ближая изображение к привычным краскам действительного мира,от крывая перед фотографами новые творческие возможности. Но роль цвета возникает из необходимости упорядочения связей с окружа - ющим миром, сделать их более гармоничными. С одной стороны он (цвет) несёт информацию и его можно от нести к физическим свойс твам реальности (объективное, естествен но-научное значение). С другой стороны цвет выступает, как эмоционально - выразительный фактор, как субъективно психо физио - логическое ощущуние,кото- рое воплощается в определённые эмоциональные состояния,различ- ные у разных людей, т. е. как психо -эстетический фактор. Вот эта неоднозначность цвета представляет большой интерес для изоб разительного искусства, для культуры вообще. При этом попытки понять, что такое цвет и его значение в изобразительном искусс- тве и культуре,всегда выражаются в стремлении систематезировать цвет,создать определённую систему и на её основе попытаться про никнуть в тайну гармонических сочетаний, т.е. ц в е т о в о й г а р м о н и и. Это не объективная реальность, а всего лишь свойство нашего восприятия, свойство нашего эстетического соз -нания; гармонии не существует вне нашего восприятия, как не су- ществует вне нашего восприятия понятие цвет. На уровне информационно-познавательных задач цвет несёт ряд функци: р а з

д е л я е т – две футбольные команды в ы д е л я е т – мяч на поле; п р о т и в о п о с т а в л я е т – красный цвет – запре- щающий; зелёный - р а з р е ш а ю щ и й; д е л и т и о т д е л я е т – печатный текст; о б ъ е д и н я е т – зелёный - приз- нак биологических систем; красный - левые партии.Цвет, как и ли ния, создаёт форму предметов. Объёмные признаки предметов моде- лируются, становятся видимыми как с помощью света, так и с по - мощью цветовых переходов. Рисуя форму предметов, цвет участвует в создании его характеристик–силуэта, массы, фактуры. Рисуя каж дый предмет отдельно, цвет играет важную роль в выявлении прост ранственных признаков среды. Для определения особенностей впе -чатлений от цвета окрашенной поверхности и от цвета прозрачной или полупрозрачной среды используют отдельные названия–п о в е р х н о с т н ы й или п р о с т р а н с т в е н н ы й цвет. Если цвет не связан ни с поверхностью, ни с глубиной (простран- ством), а остаётся локальным незначительным пятном,то его назы- вают а б с т р а к т н ы м или с в о б о д н ы м цветом.

Ц В Е Т О В О Й Т О Н – см. определение тон.

Тона подразделяются на: хроматические, ахроматические, ос - новные тона или цвета (основные).

О С Н О В Н Ы Е Ц В Е Т А – цвета, которые нельзя получить сме смешиванием других цветов; это: красный, жёлтый, синий.

Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н Ы Е Ц В Е Т А – оранжевый (красный+жёлтый), пурпурный – (красный + синий), зелёный – (жёлтый + синий);

зелёный является дополнительным к красному, оранжевый –

синему, пурпурный – жёлтому.

Ш К А Л А Ц В Е Т О В О Й Я Р К О С Т И – жёлтый, оранжевый, красный, зелёный, синий, фиолетовый.

А Х Р О М А Т И Ч Е С К И Е (серые) Ц В Е Т А – лишённые цвет -ности. Х Р О М А Т И Ч Е С К И Е Ц В Е Т А – обладающие цвет -ностью. Ц В Е Т Н О С Т Ь – качественная характеристика цвета, состоящая из совокупности цветового тона и чистоты цвета (пре -обладающей длины волны). Хроматические цвета (тона) в ч/б преоб разуются и передаются гаммой ч/б тонов, р а з л и ч а ю щ и х с я между собой т о л ь к о п о с в е т л о т е. С В Е Т Л О Т А – свойство зрительного ощущения, вследствии которого тело кажется пропускающим или рассеивающим более или менее значитель ную часть падающего на него света. С в е т л о т а – с и н о н

и м я р к о с т и. Близко соответствует К О Э Ф И Ц И Е Н Т У Я Р К О С Т И.

Я Р К О С Т Ь п о в е р х н о с т и в данном направлении – отношение силы света, излучаемое в данном направлении, к пло - щади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендику - лярную к данному направлению.

Я р к о с т ь единственнаявеличина, ко-торую воспринимаетчеловеческоезрение. Н А С Ы Щ Е Н Н О С Т Ь – свойство зрительного восприятия, позволяющее оценивать пропорцию чистого спектрального (хрома -тического) цвета, т.е. - степень выражения цветового тона по от ношению к спектральному цвету той же длины волны принятому за 100%; психофизиологически это свойство близко соответствует величине и понятию – Ч И С Т О Т А Ц В Е Т А. Хроматические тона имеют 3 основные характеристики:1. цветовой тон; 2. насы -щенность; 3. светлоту. Подводя итог можно сказать, что т о н а льныйстро й снимка определяется следующими факторами: 1.преобладающий тон; 2.величиной площадей, занимаемых в кадре тем или иным тоном;3.рамещением тонов, их распределением в кад ре; 4.градацией тонов – соотношением самого светлого тона к са-

мому тёмному, контрастом, характером тональных переходов. На то нальный строй снимка боьшое влияние оказывает интересное состо- яние воздушной среды (неба) называемое Д Ы М К О Й. Дымка по своей природе не однородна; это:м о л е к у л я р н а я (сине - голубая) дымка – рассеяние молекулами воздуха сине–фиолетового (короткого) спектра, а половина длины волн этого участка спект- ра меньше молекул воздуха. Эти короткие волны, ударяясь о моле- кулы воздуха, рассеиваются; отсюда возникает голубой цвет дым - ки. Остальные лучи спектра свободно «огибают» молекулы воздуха, так как половина длин волны этого участка спектра больше разме- ра молекул воздуха; з е р к а л ь н а я дымка – отражение света от мелких, взвешенных в воздухе частиц – капелек дождя, мельчай ших капелек тумана, от снежинок. В этой дымке участвует весь спектр и поэтому она имеет белый цвет; д и ф у з н а я (серая, жёлто - коричневая, чёрная, красная) дымка – отражение света от твёрдых частичек:дыма, пыли, мельчайших частичек минералов и т. д. Цвет зависит от цвета частичек; о п т и ч е с к а я дымка – разные плотности слоёв воздух над морской поверхностью, размы -

тая линия горизонта. Противопоставление резко изображаемого гла вного объекта, нерезкого фона и второплановых элементов снимка создаёт (с помощью оптики) эффект глубины пространства; м а р е в о – одна из интереснейших разновидностей дымки; создаётся она путём нагревания воздуха перед самим объективом или естествен -ным путём (нагретая земля, асфальт и прочие нагретые поверхнос- ти), или искусственным (металлический тубус – 100 х 100 х 100 см.). Получается эффект зыбкости изображения, эффект неустойчи- чивости окружаюшего мира. Ц в е т о в а я перспектива – человек

воспринимает тёплые тона (цвета) как бы выступающими на первый план, а холодные – отступающими в глубь просвтранства Ф А К Т О Р А М И, определяющими перспективное построение фотографии, яв ляются 4 координаты точки съёмки: 1.удалённость;2.смещённость;3.высота;4.f объектива.

З А К О Н Ы Ф О Т О К О М П О З И Ц И И:

1. Я с н о с т ь п р е д м е т н о й ф о р м ы – свободная читаемость содержания фотографии. Ясность и читаемость изобра- зительной формы, ясность оптической формы как обязательное каче ство изображения. Если зритель свободно воспринимает форму, фак

туру, объём, цвет объектов съёмки, их пространственное располо- жение, то ему становится доступным и образный смысл фотографии. Для это гонеобходимо: чтобы фотография не была загромождена не- существеннями деталями; чтобы важные объекты и фигуры не пере - крывались; чтобы фигуры и лица не накладывались друг на друга;

чтобы оптический и светотональный центры фотографии совпадали с сюжетным центром. 2. О р г а н и з а ц и я в н и м а н и я. Это одна из основ - ных задач композиции фотоснимка. Актуальность содержания, но -визна и оригинальность формы – это привлекает внимание зрителя, усиливает внимание, разнообразит впечатления.

3. С в е т о т о н а л ь н ы й а к ц е н т – выделение предме та или фигуры в снимке посредством повышения его яркости светом 4.Ц в е т о в о й, к о л о р и с и ч е с к и й а к ц е н т – постоянство светотеневых и цветовых контрастов; чередование то- нов светлого и тёмного (светлое на тёмное, тёмное на светлое); правильное использование «выступающих» тёплых тонов и «отступа- ющих» холодных; умение пользоваться цветовыми парами дополни -

тельных цветов (синий - жёлтый, пурпур - зелёный и т.д.).

В И Д Ы Ф О Т О К О М П О З И Ц И И

Фотокомпозиция, как и все её разновидности, прежде всего, сос- тоит из различно расположенных элементов изображения, которые соответствуют различно расположенным в кадре объектам съёмки ре

ального мира. От того, как мы расположим эти элементы изобра - жения в кадре (в видоискателе фотокамеры, прежде всего) мы полу чим различные виды фотокомпозиции. Но в этом расположении эле - ментов есть одна особенность – определить основной (главный) элемент изображения, сюжетно-смысловой центр, его место в кад - ре. От этого и зависит вид композиции, т.к. фотокомпозиция фик- сирует мгновенное расположение элементов, в отличие от киноком- позиции, которая фиксирует движение объектов, предметов съёмки. Поэтому фотокомпозиция имеет следующие виды: уравновешенная ( устойчивая ), симметричная, асимметричная, ритмическая, откры- тая, закрытая, диагональная, динамическая которая более присуща кино и телевидению.

У С Т О Й Ч И В А Я композиция – изображение основного объ- екта съёмки располагается в любой части кадра, правой или левой

противоположной части кадра располагается изображение второс -тепенного объекта съёмки, чем уравновешивается весь кадр. Гори- зонтальные и вертикальные линии повторяют рамки кадра.Очень час то объект съёмки занимает весь кадр (крупный план). Разделить такой кадр невозможно без потери смысла, идеи кадра.

Н Е У С Т О Й Ч И В А Я композиция – это смещение к краю кад ра сюжетно - смыслового центра. Трансформировать такой кадр мож но весьма свободно, получая различные композиции, в том числе и уравновешенные композиции (кадры).

С И М М Е Т Р И Ч Н А Я композиция кадра устойчива, урав - новешена; создаёт ощущение покоя, гармонии, быстрее и легче воспринимается зрителем.

А С И М М Е Т Р И Ч Н А Я композиция пердаёт дискомфорт, вну шает ощущение неустроенности, беспокойства, хаоса.

Р И Т М И Ч Е С К А Я композиция – повторяемость объекта, предмета через определённые интервалы пространства. Мощное

средство воздействия на зрителя.

З А К Р Ы Т А Я композиция – это такое расположение объектов съёмки в кадре, когда взгляды, жесты предполагаемое движение направлены внутрь кадра. Если попробовать раскадровать её, то

получиться ряд композиций, когда взгляды, жесты уходят за рамки кадра в расчёте на то, что всё продолжиться за рамкой кадра это

О Т К Р Ы Т А Я композиция наиболее присуща фоторепортажу.

Д И Н А М И Ч Е С К А Я копозиция – в фотографии её сложно

запечатлеть, но это возможно при съёмке спорта, движущихся объ- ектов; динамическая композиция является основой киноискусства.

ЭЛЕМЕНТЫФОТОКОМПОЗИЦИИ

Фотокомпозиция состоит из определённых элементов, раположе- ния объектов съёмки на снимке. Это прежде всего точка съёмки, ракурс, направление съёмки, масштаб (крупность) изображения, свет, цвет, тон, колорит снимка. В ы б о р н а п р а в л е - н и я с ъ ё м к и, в ы б о р в ы с о т ы у с т а н о в к ф о т о а п п а р а т а, р а с с т о я н и е с которого ве - дётся съёмка–всё это элементы точки съёмки; н о р м а л ь н ы е точки съёмки всегда обуславливают привычное для глаза перспек - тивное изображение объектов съёмки; плёнка (или изображение,рас положенное в видоискателе фотокамеры, т.е. картиннная плоскос - ть) расположены вертикально и параллельно плоскости объекта съё

мки; при изменении высоты точки съёмки вступают в силу перспек- тивные закономерности, связанные со съёмкой под углом, т.н. р а к у р с – непривычное перспективное изображение предмета съём- ки в кадре, перспективные сокращения линий; плоскость плёнки (картинная плоскость) распложена под углом к плоскости объекта съёмки; оптическая ось объектива пересекает плоскость снимаемо- го объекта под углом; ракурс - возможность дополнительных изоб- разительных средств, которые обогащают снимаемый кадр в смысло- вом и эмоциональном отношении, являтся не только техническим приёмом, но и философской категорией, выражающей идеи и чувства персонажей. Необходимость ракурса определяется следующими причи нами: точка зрения фотокамеры мотивирована авторорским отноше - нием к объекту съёмки; выражает результат той информации, кото- рая должна быть передана зрителю автором и в определённом масш- табе, т.е. в выбранной круности. В искусстве фотографии масштаб (крупность) подразделяется условно на общие, средние и крупные

планы. Если объект съёмки занимает весь кадр или большую его часть, то это К Р У П Н Ы Й план. Если в кадре появляется фон, обстановка, где находится снимаемый объект,то это С Р Е Д Н И Й план, хотя сюжетно важным в кадре является объект съёмки.

О Б Щ И Й план несёт в себе разнообразную информацию: место, где находится объект съёмки, время года, время суток, сведения о погоде, для чего используется световая, цветовая, колористи- ческая палитра. Выбирая к р у п н о с т ь (масштаб) кадра, одно

временно решается вопрос запол нения картинной плоскости, её ра ционального использования для раскрытия темы, сюжета. При выбо- ре крупности кадра используется несколько правил: а) в кадре ос таётся свободное пространство по направления движения в последу ющие моменты времени; б) резкое сближение границ кадра акценти- рует внимание на определённые детали объекта съёмки, и придавая значительность, важность; в) широко раздвинутые границы кадра создают ощущение простора, свободы; г) формат кадра суженный и одновременно вытянутый в верх, передаёт и подчёркивает высоту объекта.

Следующими элемнтами фотокомпозиции является

С В Е Т и Ц В Е Т

Световое и цветовое решение фотоснимка и, как его воспримет зритель, является конечной целью получение изображения в любом виде искусства. Если фотограф эту задачу учитывает при съёмке; это ведёт к более правильному пониманию и решению как техничес- ких, так и и з о б р а з и т е л ь н ы х задач.Но изображение получаем и видим благодаря потоку лучистой энергии – световому потокому или С В Е Т у. Этот поток (лучистой энергии) отличает- ся от других видов энер гии длиной волны. Он (поток световой энергии) производит различное воздействие на зрение человека,хо тя имеет одинаковую природу, подчиняется одним и тем же законам Но фотографов,операторов интересует несколько функций: п е р в а я – свет создаёт изображение; нетсвета н е т

изображения.

в т о р а я – только при свете появляется цвет предметов при условии необходимого количество света; необходимо е количество – это тот минимальный уровень света, при котором достоверно определяется цвет предметов;

достаточное количество - это тот уровень, выше кото рого начинается искажение цвета, так называемая разбелка цвета- естественная (молнии) или искусственная–как задуманый творчес - кий приём; т р е т ь я – выявляет объём, форму, фактуру и в ко- нечном счёте определяет и передаёт пространство; ч е т в ё р - т а я – свет обладает необыкновенно сильным эмоциональным воз -действием на наши чувства.п я т а я – свет является одним из ос новных элементов композиции.Какой бы ни был объект съёмки, но во всех случаях

о с н о в н ы м с р е д с т в о м и з о б р а ж е н и я

является С В Е Т,

т.е. свет, отразившись от предмета съёмки, через объектив, фиксируется на светочувствительной плёнке или матрице в виде пятен света (тонов) различной силы, формы; отрабатывает, м о д е л и р у е т предмет, его форму. А основу моделирования с о с т а в л я е т градация(переходы) СВЕТАиТЕНИ, (т.е. градация тонов), что осуществляется путём освещения объек та съёмки световым потоком. Но условия освещения зависят от све

та,его силы,его качества.Световойпоток – мощность лучистой энергии, оцениваемая по световому ощущению,которые она (энергия) призводит на человеческий глаз. Единицей измерения яв ляется ЛЮМЕН – световой поток, излучаемый с поверхности аб солютно чёрного тела (S-0,5305 мм2) при температуры затвердения платины 20460 К. СИЛАСВЕТА пространственная плотно- сть светового потока определяется отношением светового потока к телесному углу (пространственному), в пределах которого он расп ространяется и равномерно распределяется.ЯРКОСТЬповерх- ности – отношение силы света, излучаемого в данном направлении, к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпен- дикулярную к данному направлению.

ЯРКОСТЬ - ЭТОЕДИНСТВЕННАЯВЕЛИЧИ-НАВОСПРИНИМАЕМАЯГЛАЗОМчеловека.

Световой поток, падающий на объект съёмки, ярко освещая повер хность объекта съёмки обращённые к нему и образует на объекте,

т.н. СВЕТА. На поверхностях, образующих в направленим пада-

ющего света углы зеркального отражения, возникают БЛИКИ. На тех участках,где на объект не попадает свет,образуются ТЕНИ.

В местах, освещаемых несколькими источниками света, возни кают ПОЛУ ТЕНИ. Тени подразделяются на собственные и пада ющие. На неосвещённых сторонах предметов появляются СОБСТ

ВЕННЫЕ тени, а тени отбрасываемые освещёнными предметами называются ПАДАЮЩИМИ. Тень – т о н а л ь н ы й э л е- м е н т к о м п о з и ц и, играющий первостепенную роль в то- нальном решении фотографического изображения.

Техническое и творческое световое решения зависят только от фотографа, его профессиональной подготовки, его культурного ур- овня использовать различные функции света, от его умения рабо - тать со светом. Работая, со светом фотограф одновременно решает несколько задач: 1.чисто ФОТОГРАФИЧЕСКУЮ или тех ническую, создавая на объекте съёмки необходимый уровень осве -щённости для получения п р а в и л ь н о й экспозиции, устанав- ливая на объекте съёмки определённый интервал яркостей, который способен передать негативная плёнка данной широты для получения н о р м а л ь н о г о негатива;2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ – связанную с изображением объёмного,(трёхмерного) пространства на двухмерной плоскости фотоснимка путём переспективы, градации тонов, светотеневых переходов создаётся объёмная форма нараста-

ния светлоты в глубину, что помогает изображению пространства;

3. КОМПОЗИЦИОННАЯ, решая её фотограф использует лучи, блики, тени и др. элементы изобразительного языка фотог - рафии, как действенные элементы композиции и заполнения прост - рансва кадра; 4. ВЫСШАЯЗАДАЧА работы со светом в ис пользовании светового рисунка, условий освещения, которые помо- гают передаче содержания фотоизображения, передаче настроения.

Мы видим весь мир объёмным (или трёхмерным) благодаря освещён- ности, оттенкам, бликам и теням. О с в е щ е н и е подразде -ляется на три основных вида:СВЕТОТЕНЕВОЕ – чётко вы раженная светотень, отчётливая градация тонов, подчёркиваются характерные формы модели, выявление их, создание живописного ри сунка светом.СВЕТОНАЛЬНОЕ – отсутствует чётко выра- женная светотень; объёъмная форма и рельефы модели воспроизво - дятся достаточно ясно, нарисованным тоном, который мягко перехо дит от светлого к тёмному, выявляя формы (пластику) модели; ис- пользуется в основном один прибор (рассянный) заполняющий, кото рый становится рисующим.ЭФФЕКТНОЕ - воспроизведение за данного эффекта освещения. Если стоит задача выбора между эффек

тным освещением и освещением дица актёра, то важнее освещение лица актёра. Для этого помещаем источник света для подсветки впереди так, чтобы он не слепил вас. Двигая источник мы увидим





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...