Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 7: воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения, Реформации и Контрреформации



Деятели эпохи Возрождения — гуманисты — выдвигали на первое место культ человека и боролись против церковно-религиозного мировоззрения. Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками. В программу образования гуманистами включались математика, астрономия, механика, естествознание. Гуманисты с уважением относились к ребенку, были против суровой дисциплины, стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям. Продолжали развиваться городские начальные школы для детей ремесленников и торговцев. Появились частные школы для девочек. Также в XVI веке существовали повышенные (латинские) школы и средние школы (коллегиумы, гимназии) с 8—10-летним обучением (для детей состоятельных родителей). В различных странах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая особенности развития данной страны.

· В Италии гуманист Витторино да-Фельтре организовал школу, названную им «Дом радости». Школа была открыта во дворце, на лоне природы. Большое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основными предметами были классические языки и классическая литература, математика, астрономия, совершали экскурсии в природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека.

· Во Франции представителем педагогической мысли был Франсуа Рабле. Он был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения.

· В Англии мысль о воспитании в процессе трудовой деятельности была впервые высказана Томасом Мором. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул роль трудового воспитания, требовал обучения на родном языке учащихся, в центр обучения ставил естествознание.

Реформация выступала против средневековой католической церкви. Ее идеологи проповедовали упразднение церковной обрядности, боролись за самостоятельное изучение и осмысление человеком Библии без посредничества служителей церкви. Внутри реформаторского движения наметилось два направления — буржуазное под руководством М. Лютера, и крестьянское во главе с Томасом Мюнцером, которое выдвигало идею уничтожения частной собственности и порабощения одних людей другими. Выдвинутая реформаторами идея обязательной начальной школы была шагом вперед в осуществлении всеобщей грамотности. Но уровень знаний, которыми она обеспечивала, оставался низким, т.к. много времени отводилась изучению религии. Начальная школа попадала в прямую зависимость от идей Реформации. Если начальная школа учила читать Библию, то средняя школа готовила чиновничество.

Реформаторы опирались на практику обучения и воспитания в «братских общинах» (светские организации, члены которых имели общее имущество, жили и работали вместе). В этих общинах воспитание включало выработку умения совместно работать и уважения к физическому труду. Школы здесь имели постоянный состав учителей. Небольшое количество преподавателей обучало несколько сотен учеников в малых (по 10 человек) группах, при участии наиболее продвинутых в занятиях учащихся под контролем педагога (взаимное обучение). Последователи Мартина Лютера составили учебный план, который предусматривал разделение детей на классы, усиление обучения латинскому языку, римской поэтике и прозе, обязательное знание Закона Божьего, пение.

Первым учебным заведением, ставшим эталоном европейской школы, стала гимназия, основанная И. Штурмом в 1538 г. в Страсбурге на базе латинской средней школы. Она строилась на трех принципах: благочестии, красноречии и знании.

В Англии на церковные средства и светские пожертвования в городах и сельских приходах стали открываться «паблик скулз» — школы для народа. Но со временем именно неимущие слои и были вытеснены из этих школ, которые постепенно превратились в элитарные учебные заведения.

Контрреформация была не только католической реакцией на реформаторское религиозное движение, но и противостояла гуманистической культуре. Основатель католического ордена иезуитов Игнатий Лойола (1491—1556) полагал, что успехов можно добиться через воспитательную деятельность. Деятели Контрреформации стали создавать в европейских странах общедоступные бесплатные начальные школы. Методы: межклассное и внутриклассное состязание, конкурсы, театрализованные представления, школьное самоуправление и др.

Вывод. Гуманизм проповедовал гармоническое развитие свободной личности, посредством которой он стремился преобразовать общество. В основе Реформации лежал идеал общины, подчиняющей себе личность. И если гуманисты стремились путем воспитания развивать умы людей, то реформаторы церкви хотели с помощью воспитания властвовать над людьми. К концу XVI в. гуманистическое мировоззрение было почти полностью оттеснено идеологией Реформации, а позднее и Контрреформации и возродилось лишь в эпоху Просвещения.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 3451 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...