Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воспитание и школа в Древней Индии



История Древней Индии условно распадается на два периода: дравидско-арийский — до VI в. до н.э. и буддистский — с VI в. до н.э. Воспитание и обучение детей носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была главенствующей. Школы в долине реки Инда появились в 3—2-м тысячелетиях до н.э. Во 2—1-м тысячелетиях до н.э. на территорию Индии вторглись арийские племена из Древней Персии. Отношения между основным населением и завоевателями-ариями породили строй, позднее получивший название кастового: все население Древней Индии стало разделяться на четыре касты. Потомки ариев составляли три высшие касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой — низшей — кастой являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы. Наиболее широкой была программа образования у брахманов; занятия для них состояли в усвоении традиционного понимания Вед, овладении навыками чтения и письма. У кшатриев и вайшья обучались по сходной, но несколько сокращенной программе. Кроме того, дети кшатриев приобретали знания и навыки в военном искусстве, а дети вайшья — в сельском хозяйстве и ремеслах. Прообразом повышенного образования можно считать занятия, которым посвящали себя немногие юноши из высшей касты. Они посещали известного своими познаниями учителя — гуру и участвовали в собраниях и спорах ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их ученики. Специальных помещений для учебных занятий не было; обучение происходило на открытом воздухе.

Новый период в истории древнеиндийского воспитания начинается в середине 1-го тысячелетия до н.э., они связаны с возникновением новой религии — буддизма, идеи которой отразились и на воспитании. Согласно буддизму главной задачей воспитания было внутреннее совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание и самосовершенствование. В обучении главное внимание уделялось грамматике санскрита. В этот период возник и древнейший индийский слоговой алфавит — брахми.

Позднее, в эпоху европейского средневековья в Индии сложились и три системы воспитания: брахманская, буддийская, мусульманская. Брахманская и буддийская системы постепенно слились и образовали так называемую индуистскую систему воспитания.

Сущность жизни с точки зрения брахманизма состояла в том, чтобы отречься от земного мира, познать высшую силу и приобрести бессмертие в «высшем мире»; смысл человеческого бытия определялся как «самопознание». Ученик обычно жил в доме учителя-гуру, который личным примером воспитывал у него честность, верность вере, послушание родителям. Ученики должны были беспрекословно подчиняться своему гуру. Общественный статус наставника — гуру был очень высоким. Ученик должен был почитать учителя больше, чем своих родителей.

Буддийская система образования по сравнению с брахманской была более демократичной и не ориентировалась на кастовые различия. Она открывала доступ к образованию всем детям независимо от касты и пола. Буддизм расширил роль школ при монастырях, в которых дети обучались на протяжении 10—12 лет под руководством буддийских монахов. Содержание воспитания было преимущественно религиозно-философским; позднее было введено обучение грамматике, лексике, медицине.

Мусульманская система образования. По исламской традиции у мусульман Индии существовало два типа учебных заведений — мектебы и медресе. Мектебы создавались при мечетях и были аналогичны индуистским элементарным школам. Медресе были повышенными учебными заведениями, которые готовили молодых людей к профессии учителя, священнослужителя, судьи, врача и т.п.

ВОПРОС 4: ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ (ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ)

Античная культура зародилась в 3 тысячелетии до н. э. и престала существовать в 5 в.

Образование в Древней Греции. Идеал развития личности в Спарте сводился к формированию мужественного, сильного, физически развитого человека, т.к. Спарта представляла собой военный лагерь, находящийся в постоянной боевой готовности из-за непрерывных войн. До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Государство с самого раннего возраста участвовало в воспитании мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе. С 7 лет мальчиков собирали в военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 14 лет. Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные упражнения. Изучали чтение и письмо для того, чтобы составить военное донесение, музыку и стихосложение – для того, чтобы петь военные гимны. Особое внимание уделялось способности кратко и точно изъясняться. В 14 лет проводились испытания на мужество и выдержку - публичные сечения. Успешно прошедшие испытание юноши получали оружие, распределялись по отрядам и в течение года несли «испытательную» службу на территории всей Спарты. Воспитание спартанских девушек проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства.

В Афинах цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4–5 лет они находились под присмотром раба – педагога. С 7 лет дети поступали в школу. В Афинах сформировалась сложная система образовательных учреждений, которая носила двухступенчатый характер и включала различные типы начальных и средних школ. Учебные заведения в Афинах были частными и платными. Начальная ступень образования была представлена мусическими и гимнастическими школами. Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, находящиеся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. В мусических школах подростки обучались четырем основным арифметическим действиям и началам геометрии, начиная с IV в. в программу обучения добавилось рисование. С 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую школу, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Приблизительно с 14 лет обучение в палестре выходит на первый план, оттесняя мусическое образование. Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ

· гимнасий (государственное учебное заведение повышенного типа) для юношей 16–18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении.

· эфебия – государственное учреждение, целью которого была военная подготовка. В первый год юноши тренировались в беге с факелами, метании камней, копий, дисков, плавании и т. п. Второй год – несение службы на границах государства.

Женское образование в Афинах ограничивалось рамками семейного воспитания. От матери и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, рукоделия.

В 3 веке (эпоха Эллинизма) до н.э. Мусическая школа разделяется на два типа школ: элементарную школу грамоты с пятилетним сроком обучения (собственно мусическая) и грамматическую школу с усложненной программой и трехлетним сроком обучения. Изучаются грамматика, литература, музыка, рисование, математика. В программу обучения средней ступени (гимнасиев) включаются литература, философия, риторика, музыка, математика, география; в преподавании используются дидактические пособия (географические карты, небесные глобусы), при учебных заведениях организуются библиотеки. Эфебия становится учреждением повышенного образования с годичным сроком обучения. Военная подготовка изучается одновременно с грамматикой, риторикой, философией, математикой, физикой, этикой. Философские школы стали играть роль высших учебных заведений, завершающего звена в образовании политика, оратора, философа. В некоторых городах развивается женское образование.

Образование в Древнем Риме. Рим был основан в 753 г. до н. э. VIII–III вв. до н. э. молодежь получала образование в домашне-семейных условиях. Ответственность за результаты нравственного и гражданского воспитания возлагалась на отца, который привлекал сына к участию в общественных и трудовых делах. В V в. до н. э. возникают первые начальные игровые, которые были частными и платными, давали начала знаний, но не пользовались авторитетом, уступая уровню семейного воспитания. В период с III в. до н. э. по I в. до н. э. образование начинает меняться под влиянием греческой традиции. Самым распространенным типом школы в это время была начальная элементарная школа, обучающая грамоте. В грамматических школах изучались греческий и латинский языки, основы римского права, риторика. Ко II в. до н. э. в Рим в семьи к влиятельным римским гражданам приглашаются учителя-греки.

В целом в период с I в. до н. э. по II в. в Древнем Риме система образования состояла из нескольких ступеней. Начальное образование было представлено элементарными школами (частными и платными). Чаще всего в программу обучения таких школ входили чтение, счет, письмо; сроки обучения не были строго установлены. Школы посещали совместно мальчики и девочки. Средняя ступень образования была представлена грамматическими и риторическими школами для юношей. Грамматические школы давали повышенный уровень образования, в них обучались мальчики от 12 до 16 лет. Содержание образования было представлено «семью свободными искусствами», которые включали в себя тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Риторические школы предназначались для образования молодых людей старше 15 лет аристократического происхождения, желающих посвятить себя политической карьере или государственной службе. В школе практиковались диспуты при обучении риторике, изучались философия, музыка, математика, астрономия. Заключительный этап образования будущий государственный деятель получал в своеобразном учебном заведении – коллегии юношества. Военная подготовка осуществлялась в легионах. Деятельность всех образовательных учреждений находилась под контролем государства. В последние десятилетия существования Римской империи образование постепенно приходит в упадок.

ВОПРОС 5: ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДР. ГРЕЦИИ И ДР. РИМЕ (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан)

Сократ (ок. 470—399 до н.э.). Сократ полагал, что истина познается в споре, он считал, что этические ценности выражают отношение человека к миру и являются определяющими в его познавательной деятельности. Им были даны определения добра, справедливости, доблести и др. Он рассматривал воспитание как восходящий путь интеллектуального и нравственного развития человека и характеризовал воспитание как «второе рождение». В своей педагогической практике Сократ широко использовал метод диалога. Именно в диалоге с учеником осуществлялся им поиск истины. На начальном этапе обучения общение с учащимися, совместный поиск решения той или иной проблемы — лучший способ образования человека: ученик отталкивается от осознания своего незнания и побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности.

Платон (428/427—348/347 до н.э.) был учеником Сократа, что отразилось и на его взглядах на проблемы воспитания и образования. Платон основал философскую школу — Академию (387). Для упорядочения организации школьной жизни Платон использовал водяные часы-будильник, звонком призывавшие в определенное время учеников к занятиям. В Академии обучали математике, диалектике, астрономии, естествознанию и другим наукам той эпохи. Методика обучения восходила к сократическим беседам, спорам, диалогам. Платон выдвинул идею создания системы государственных школ. По мысли философа, в идеальном аристократическом государстве воспитание детей в семье и школьное обучение должны осуществляться под контролем государства и в его интересах. С 3 лет до 6 воспитание предполагалось осуществлять особым воспитательницам на специально оборудованных площадках вблизи храмов. Детям этого возраста Платон рекомендовал пребывание на воздухе и игры, во время которых они должны были приобретать полезные знания и готовность к школьному обучению. С 7 лет все дети должны были посещать школы. С 12 до 16 лет подростки должны посещать палестры и гимнасии, а затем дети элиты для прохождения военной подготовки с 18 до 20 лет обучались в эфебии, которую Платон рассматривал как своеобразное высшее учебное заведение.

Аристотель (384—322 до н.э.), являлся учеником Платона. Он организовал школу, в которой обучение происходило во время прогулок. Аристотелем был создан ряд сочинений по логике, содержащих теорию познания, позднее эти его сочинения были объединены в книгу «Органон». Вопросы воспитания и обучения затрагивались Аристотелем практически во всех его сочинениях. Он продолжал развивать идею государственного воспитания и обучения. Человека он называл «политическим», т.е. «общественным животным». Но он не принижал и значения семейного воспитания, как это наблюдалось у Платона. Воспитание детей с 7-летнего возраста должно находиться под контролем государства. Главная цель воспитания — формирование у молодежи добродетели. Аристотель выделял три основные группы факторов: внешний, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств мир; внутренние силы, развивающие в человеке задатки; целенаправленное воспитание способностей человека. Он первым сделал попытку теоретически обосновать необходимость способствовать с помощью воспитания гармоничному развитию личности. Аристотель подвергал сомнению учение Платона о трансцендентальных идеях, полагая, что ум ребенка от рождения «чистая доска», которая заполняется в процессе жизни. Аристотель придерживался возрастной периодизации развития детей: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 15 лет до 21 года. Воспитание ребенка до 7 лет должно осуществляться в семье, а после этого — в школе. В самом процессе обучения он выделял несколько этапов: ребенок должен овладевать умением писать, читать и считать; совершенствоваться физически, занимаясь гимнастическими упражнениями; развиваться эстетически, обучаясь музыке и рисованию. В ходе всех этих занятий у ребенка должно постепенно развиваться логическое мышление. На этой базе юноши, на следующей ступени обучения, должны были приобретать традиционные знания о природе и обществе, о человеческой истории. В дальнейшем юноши из кругов аристократии, занимаясь риторикой и поэтикой, должны были готовиться к участию в государственной жизни. Аристотель полагал, что методы обучения должны опираться на внутренне присущую человеку способность к подражанию: повторение, следование примеру, образцу.

Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.) был оратором, политическим деятелем, философом и педагогом. Сущность человека он определял понятием «гуманность», «человечность». Идеал воспитания — совершенный оратор, художник слова и общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем для достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. В содержание образования он включал знание философии, законов, истории, овладение умениями и навыками произнесения речей. Приветствовал такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, желание служить обществу. Основным недостатком, пороком личности Цицерон считал эгоизм. Цицерон был признан первым учителем римского народа. Свое педагогическое кредо он высказал в следующих словах: «Я считаю... своей обязанностью... работать в том направлении, чтобы благодаря моим стараниям, усердию, трудам все мои сограждане расширили свое образование». Сочинения Цицерона широко использовались в школах эпохи средневековья и Возрождения.

Квинтилиан (ок. 35 — ок. 96) изложил свои представления об обучении риторике. Квинтилиан считал, что уже младенца необходимо обучать правильно произносить звуки, выговаривая слова. Он обращал внимание воспитателей на необходимость учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, требовал сделать процесс обучения естественным и радостным для детей посредством совместной деятельности, состязаний в искусстве произнесения речей и др. Он выделял в процессе обучения три последовательные стадии: подражание, теоретическое наставление и упражнение. В учителе он видел высокообразованного человека, любящего детей, изучающего их, осторожного как в наградах, так и в наказаниях. Образцом учителя он считал Цицерона.

Квинтилиан оказал сильное воздействие на педагогическую мысль эпохи Возрождения. Особенно сильное влияние на развитие мировой педагогической мысли оказала идея Квйнтилиана о необходимости образования детей в правильно организованных школах. Важность школьного образования была им не только обоснована, но и практически показана. Квинтилиан обращал внимание на соревновательность, установление дружеских связей между учениками, усвоение норм общежития, укрепление «усердия к учению» и т.п. Роль семьи в деле воспитания детей определялась Квинтелианом в плане подготовки их к поступлению в школу. Воспитание со стороны взрослых и прилежание при выполнении упражнений со стороны детей способствуют развитию того, что дано человеку уже при его появлении на свет.

ВОПРОС 6: ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ РАННЕГО И РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V – XIII вв)

В Средневековье в Европе и других регионах сформировались могущественные феодальные государства, получили развитие христианство и другие мировые религии, были созданы великие произведения мировой литературы и искусства. Содержание и специфика образования и воспитания определялись христианской религией, которая регулировала поведение и образ жизни людей.

V–X вв. – раннее Средневековье. Деятели Средних веков отрицали античную культуру как греховную языческую, отвергая и античный идеал всесторонне развитой личности. Педагогические идеи Средневековья рассматривали мир как «школу Христа», в которой смыслом жизни каждого человека является познание Бога. Сначала появляются школы для обучения тех, кто желал стать членом христианской общины и познать основы религии (изучение псалмов и основ христианской морали). Позже эти учебные заведения трансформировались в школы более высокого типа, дававшие как общеобразовательную подготовку детям из любых сословий, так и служившие для обучения священников. Позднее на базе этих учебных заведений образовались кафедральные, или соборные, школы. В начале VII в. в Ирландии и Британии открываются первые монастырские (церковные) школы, в основе содержания образования лежит знание, заключенное в Библии. В VII в. церковные я детей прихожан). Огромное значение в церковных школах уделялось воспитанию нравственности, постам, отказам от благ и т. п.; умственное развитие и образование не было приоритетным в эпоху Средневековья. В церковных школах существовали разные уровни обучения: элементарный (чтение, письмо, счет, пение); средний (курс тривиума: латинская грамматика, риторика и диалектика); повышенный (курс квадриума: арифметика, астрономия, геометрия и теория музыки).

В период XI–XIII вв. появилось новое направление - схоластика (от греч. shcolastikos – школьный, ученый). Она определила организацию, содержание и методы образования, сыграла ведущую роль в развитии университетов, способствовала формированию в обществе представления о том, что интеллектуальная деятельность и люди, ею занимающиеся, достойны самого высокого социального статуса. В этот период сформировалась система учебных заведений различных уровней: начальное образование получали в приходских школах, этот уровень ограничивался элементарными знаниями; средний уровень образования давали монастырские школы, кафедральные или соборные школы. К XIII в. с ростом городов, усилением торговли, развитием ремесленного производства возникают разнообразные начальные школы – магистратские, цеховые, гильдейские. Это были независимые от церкви частные учебные заведения различного типа: школы счета, латинские школы, школы родного языка.

Рыцарское образование. Мальчик 10–12 лет попадал в дом знатного феодала или ко двору короля в качестве пажа, учился хорошим манерам, игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, стихосложению, верховой езде, обращению с оружием. Ценности: доблесть, храбрость, стремление к славе, великодушие, бескорыстное поклонение даме. В 14–16 лет подросток становился оруженосцем, занимался военной и физической подготовкой. В 18–21 год молодой человек после испытаний посвящался в рыцари, обучался богословию.

Женское воспитание. Девочки из знатных семей воспитывались дома под руководством учителя-монаха либо посещали монастырские или частные школы. Женское воспитание предусматривало наставления в нравственности, занятия домоводством, ткачеством, прядением, рукоделием. Обычно знатные девушки умели читать и писать, разбирались в поэзии, слагали стихи, умели петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать.

Ремесленники. Дети ремесленников обучались ремеслу у мастера, обучение длилось 2-6 лет, работа подмастерья давала возможность накопить денег и открыть собственное дело. Центрами ремесленного образования с XII в. были цехи.

Первые университеты. В XII в. начался процесс образования на базе соборных школ университетов. Первоначально понятие «университет» означало корпорацию преподавателей, профессоров и студентов, целью которой является изучение и приумножение единого христианского знания.

Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Обычно в структуру университета входили четыре факультета: старшим считался богословский факультет, затем юридический, медицинский и артистический факультеты. На артистическом факультете изучалось «семь свободных искусств». На богословском факультете изучали Священное Писание, обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности. На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней, решающую роль в присуждении ученых степеней играла корпорация преподавателей. Постепенно к XV в. появляются государственные университеты. Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. Раз в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 5887 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...