Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
(По хрестоматии: Введение в литературоведение. Хрестоматия/ Редакторы Петр Николаев, Асия Эсалнек; Составители Петр Николаев, Елена Руднева, Валентин Хализев, Лилия Чернец, Асия Эсалнек, Елена Цурганова. - М.: Высшая школа, 2008 г. -464 стр.
2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе (С. 141-146).
3. Бахтин М.М. Слово в романе. (Стр. 146-149).
4. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности (С. 163-164).
5. Гинзбург Л.Я. О лирике (С. 164-167).
6. Потебня А.А. Мысль и язык. Из записок по теории словесности (С. 170-173).
7. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения (С.194-198).
8. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов (С.285-288).
9. Лотман Ю.М. Структура художественного текста (С. 292-295).
10. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство (С. 315-317).
11. Бахтин М.М. Слово в романе (С.339-341).
12. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество (С.450-453).
13. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка (С.356-360).
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к тестированию Стиховедение | |
С1 | Устаревшее название хорея - |
С2 | Стилистическая фигура «Ночь, улица, фонарь, аптека...» - |
Л3 | Письмо в стихах - |
Т4 | Лаконичное и законченное стихотворение-двустишие в восточной поэзии - |
С5 | Строфа из девяти стихов - |
Л6 | Окончание слова, начиная с ударной гласной, - |
Л7 | Стихотворный размер, в переводе с греческого означающий |
С8 | Стихотворение на одну рифму - |
С9 | Сборник стихов одного автора в восточной поэзии, системати- зированный по жанрам или в алфавитном порядке рифм - |
С10 | Наука, изучающая звуковой состав стихотворений, - |
С11 | Стихотворный размер " — "- |
С12 | Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Вид рифмовки - Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя... М.Ю. Лермонтов |
Л13 | Свободный стих - |
Л14 | Повторяющаяся часть в стихотворении или песне - |
Л15 | Безударное (слабое) место перед началом стиха - |
Л16 | Стихотворение твёрдой формы из 14 строк - |
Т17 | Двустишие в поэзии Ближнего и Ср. Востока - |
С18 | Строфа из 8 строк - |
Л19 | Фигура «Огромный карлик» - |
С20 | Стих, первые буквы строк которого образуют какое-либо слово, |
Л21 | Троп, противоположный гиперболе, - |
С22 | Стилистическая фигура, к которой относится рифма, - |
Л23 | Группа стихов, объединённых каким-либо общим признаком, - |
Л24 | Повторение начальных частей (звуков, слов, строк, фраз,строф) |
Т25 | Вид строфы "Скажи-ка дядя, ведь недаром..." - |
Т26 | Аналог эпифоры в восточной поэзии - |
С27 | Составление стихов на заданные рифмы - |
С28 | Античная строфа, названная в честь древнегреческой поэтессы, |
Л29 | Троп "железная воля" - |
С30 | Родственный жанр: Гимн, дифирамб,? |
С31 | Нерифмованное пятистишие в японской поэзии - |
Т32 | Четырёхсложная стопа - |
С33 | Второе название перевертня - |
С34 | Неточная рифма с созвучием гласных звуков - |
Л35 | Самая популярная строфа в европейской поэзии -. |
Л36 | Стопа с двумя ударения подряд - |
С37 | Строка стихотворения - |
Л38 | Троп "выпить рюмку" - |
Л39 | Чередование ударных и безударных слогов в стихе |
Л40 | Общее название: гипербола, метафора, синекдоха, эпитет... |
Общие проблемы литературоведения
С1. Реализм – это:
1) изображение типических характеров в типических обстоятельствах.
2) правдивое изображение действительности.
3) верность воспроизведения социальных характеров персонажей в их внутренних закономерностях, созданных обстоятельствами социальной жизни той или иной страны и эпохи.
4) направление в литературе, проникнутое оптимизмом и стремлением показать высокое назначение человека.
С2. Тема художественного произведения – это:
1) факты и явления жизни, которые писатель изображает, типические характеры и ситуации, отобранные автором и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира.
2) основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, определенной композицией.
3) главная обобщающая мысль литературного произведения или система таких мыслей, отражающая отношение автора к действительности.
4) то, о чем рассказывается в произведении.
С3. Назовите жанр стихотворения А.С. Пушкина «Вольность».
1) ода. 3) послание.
2) элегия. 4) эпиграмма.
С4. Идея художественного произведения – это:
1) авторское понимание темы.
2) главная мысль произведения.
3) основная проблема произведения.
4) последовательность событий, описываемых в произведении.
Л5. Гипербола – это:
1) один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении, эмоционально воздействующем на читателя.
2) изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.
3) один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.
4) один из тропов для выражения тонкой и скрытой насмешки.
С6. Какой приём использован М.Ю. Лермонтовым в следующем отрывке:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
1) метафора.
2) антитеза.
3) сравнение.
4) олицетворение.
С7. Лирика – это:
1) Один из основных родов литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает переживания лирического героя.
2) Эмоциональное восприятие повествователем описываемого.
3) Особое свойство литературных произведений, заключающееся в том, что автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы.
4) Стихотворения о любви.
Л8. Афоризм – это:
1) Выразительная ироническая характеристика.
2) Художественное обоснование поступков персонажей.
3) Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.
4) Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся, для создания исторического колорита.
С9. К какому идейно-эстетическому направлению, художественному методу можно отнести комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума»? __________________________________________________________.
С10. Каким размером написана «онегинская строфа»?__________________.
Л11. Эпилог – это:
1) дополнительный элемент композиции, отделенный от основного повествования и следующий после его завершения.
2) дополнительный элемент композиции, предшествующий завязке.
3) относительно короткий текст, помещенный автором перед началом произведения и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним произведения.
4) то же, что и предисловие.
Л12. Эзопов язык – это:
1)художественное преуменьшение.
2)художественное преувеличение.
3)иносказание.
4)художественное сравнение.
Т13. К компонентам предметной изобразительности относятся:
1)характеристики действий героев; высказывания персонажей: их монологи и диалоги, либо произносимые, либо внутренние; портреты; пейзажи; авторские психологические характеристики; изображение окружающих человека предметов.
2)Характеристики действий героев; внутренние монологи; портреты; пейзажи.
3)Описание, авторские рассуждения.
С14. Творческий метод – это:
1)система общих принципов отражения действительности.
2)идейно-тематическое единство, однородность сюжетов, характеров, языка.
3)индивидуальный стиль писателя.
4)зримое представление облика человека, предмета, явления в литературном произведении.
Л15. В строке стихотворения Г.Р. Державина:
«Я царь – я раб – я чевь – я Бог!» – автор прибегает:
1)к оксюморону. 2) к антитезе.
3)к олицетворению. 4) к литоте.
С16. Лирический герой – это:
1)условный образ в лирических и лироэпических произведениях, чьё отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор.
2)эмоциональное восприятие автором описываемого, выраженное в литературном произведении художественными средствами.
3)главный персонаж или главное действующее лицо художественного произведения.
Л17. Кульминация – это:
1)элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения.
2)элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт.
3)элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта.
4)финал литературного произведения.
Т18. Какое из определений относится к понятию «сарказм»?
1)один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.
2)один из видов комического, изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния.
3)художественный прием намеренного искажения чего-либо, нарушение пропорций изображаемого мира, причудливое соединение фантастики с жизнеподобием.
4)один из видов комического, не отвергает комическое в жизни и утверждает его как неизбежную сторону бытия, выражающую жизнерадостность и оптимизм.
С19. Критический реализм – это:
1)литературное направление, характеризующееся демократичностью, утверждением идеи «естественного человека».
2)творческий метод, в котором главное значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности.
3)творческий метод, поставивший задачу критического осмысления общественных отношений, изображения диалектических взаимосвязей характеров и обстоятельств, где человеческий характер берется в его социальной детерминированности.
4)направление в литературе, характеризующееся идеализацией настоящего.
Л20. Как А.Н. Островский определил жанр своей пьесы «Гроза»?
1) комедия.
2) драма.
3) сатирическая комедия.
4) трагедия.
С21. Сатира – это:
1)иносказание.
2)один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому.
3)один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.
4)один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, пороков человека и общества.
Л22. Пьеса – это:
1)литературное произведение в диалогической форме.
2)один из литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературного произведения в форме сценического воплощения.
3)любое драматическое произведение без указания жанра, предназначенное к постановке на сцене.
4)драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героем и обстоятельствами.
Т23. Исследователь, предложивший, говоря об авторе, выделять разные его ипостаси в тексте:
1) А.Н. Веселовский.
2) А.А. Потебня.
3) М.М. Бахтин.
4) Б.В. Томашевский.
5) Б.О. Корман
С24. Слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом художественного образа –_______________________________________.
С25. Наука о знаках и знаковых системах – ___________________________.
С26. По Б. Эйхенбауму, система художественных приемов, используемых автором в рамках того или иного направления –
1) художественный образ.
2) художественный стиль.
3) художественная композиция.
4) художественная условность.
5) точка зрения.
С27. Система приёмов, с помощью которых создается или разрушается иллюзия правдоподобия –
1)художественный образ.
2)художественный стиль.
3)художественная композиция.
4)художественная условность.
5)точка зрения.
Т28. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания 28А, 28 Б, 28С, 28 Д.
Колумб
Таков и ты, поэт!
…………………….
Идешь, куда тебя влекут
Мечтанья тайные…
А. Пушкин
С могучей верою во взоре
Он неподвижен у руля
И правит в гибельном просторе
Покорным ходом корабля.
Толпа – безумием объята –
Воротит смелую ладью,
С угрозой требует возврата
И шлет проклятия вождю.
А он не слышит злобной брани
И, вдохновением влеком,
Плывёт в безбрежном океане
Ещё неведомым путем.
В. Брюсов
28А. Стихотворение «Колумб» относится
1) к любовной лирике.
2) к пейзажной лирике.
3) к философской лирике.
4) к медитативной лирике.
28Б. Как в литературоведении называется прием контраста, позволивший В.Я. Брюсову композиционно построить стихотворение на противопоставлении «толпа – вождь»?
28С. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение В.Я. Брюсова «Колумб»?
28Д. В стихотворении образ корабля в море иносказательно изображает сложность жизненного пути человека. Как в литературоведении называется прием, основанный на иносказательном изображении отвлеченной идеи при помощи предметного образа?__________________.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2623 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!