Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Прозаическое повествование 4 страница



Статьи: Думы и поэмы Рылеева. Ритмика поэмы Пушкина «Кавказ­ский пленник». Лермонтов — переводчик Байрона. Сравнения в поэзии Некрасова. Блок и Лермонтов. Последние песни Брюсова. Образы в поэ­зии Герасимова.

148. Гроссман Л. П. От Пушкина до Блока. М.: Современные
проблемы, 1926. С. 368.

Статьи по поэтике: Метод и стиль. Пушкин-новатор. Лермонтов-ба­талист. Стендаль и Толстой. Ранний жанр Тургенева. Натурализм Чехова.

149. Творчество Тургенева: Сб. статей под ред. И.Н. Розано­
ва и Ю.М. Соколова. М.: Задруга, 1920. С. 233.

Статьи: В. Фишер. — Повесть и роман у Тургенева. М. Петровский. — Таинственное у Т. С.Шувалов. — Природа в творчестве Т. Б. Лукьянов -ский. — Эпитет у Т. и др.

150. Творческий путь Тургенева: Сб. статей под ред. Н.Л.
Бродского. Пг.: Сеятель, 1923. С. 318.

Статьи: H.A. Энгельгардт. — Мелодика тургеневской прозы. М.А. Рыб­никова. — Один из приемов композиции у Т. М. Самарин. — Тема страсти у Т. A.C. Долинин. — Т. и Чехов. (Параллельный анализ «Свидания» Т. и «Егеря» Чехова и др.)

151. Тургенев и его время: Первый сб. под ред. Н.Л. Бродского.
М.-Пг.: Гос. Изд., 1923. С. 324.


Статьи: Л. Гроссман. — Смена стилей в театре, Т. В. Дьяконов. — Срав­нения Т. Н. Бродский. — Проза «Записок Охотника». (Несколько наблю­дений над языком Т. и др.)

152.Я к о б с о н Р. О. Новейшая русская поэзия. Набросок 1-й. Вик­тор Хлебников. Прага, 1921. С. 68.

Обоснование лингвистического анализа поэтического языка на мате­риале поэзии В. Хлебникова.

153. Белый А. Луг зеленый. М.: Альциона, 1910. С. 247.
Частично о стиле: Гоголя, Чехова, Сологуба.

154. Он же. Пушкин, Тютчев и Баратынский в зрительном воспри­
ятии природы//Белый А. Поэзия слова. Пг.: Эпоха, 1922. С. 7—19.

Частично о поэтическом словаре.

РИТМИКА И МЕТРИКА УЧЕБНИКИ ПО СТИХОСЛОЖЕНИЮ

155. Шульговский H. H. Теория и практика поэтического твор­
чества. Технические начала стихосложения. СПб.—М.: Изд. Вольфа, 1914.
С. VII-522.

Задача книги — дать характеристику поэтического творчества как с технической, так и с эстетической стороны. Отделы: Учение о постро­ении стиха (обычная метрика). Учение о звуковой гармонии стиха (алли­терация, ассонанс, рифма.) Внешние художественные формы поэтичес­ких произведений (строфика). — Книга имеет в виду практические цели (руководство для пишущих стихи) и носит компилятивный характер. Дана русская и иностранная литература по теории и эстетике стиха.

156. Якубьский Б. В. Наука віршування. Київ: Слово, 1922.
С. VI+122.

Учебник стихосложения на украинском языке с приложением библи­ографии. Главы: Теория стихотворного ритма. Античное (метрическое) стихосложение. Новое (тоническое) стихосложение. Эвфония. Строфика.

157. Щенгели Г. А. Практическое стиховедение. 2-е изд., испр. и
доп. Л.: Прибой., 1926. С. 118.

Учебник по стиховедению. Главы: Общее учение о стихе. Описание размеров. Паузный стих. Свободный стих. Ритмическая выразительность стиха. Эвфония. Строфика. О лирической композиции.

158. Т о м а ш е в с к и й Б. В. Русское стихосложение. Метрика. Пг.:
Academia, I923. С. 156. (В серии «Вопросы поэтики».)

Задача книги — дать краткое введение в изучение стихотворного язы­ка со сведениями, необходимыми для самостоятельной работы по описа­нию стихотворного материала. Книга излагает основные проблемы мет­рики русского классического стиха.

159. Брюсов В. Я. Краткий курс науки о стихе. Ч. I.: Частичная
метрика и ритмика русского языка. М.: Альциона, 1919. С. 130.

Главы: Стихология общая и частная. Учение об элементах метра. Чис­тые метры. Сложные метры. Смешанные метры. О рифме.


Рец. Б. Томашевского//Книга и революция. 1921. № 10—11.)

Изд. 2-е. Основы стиховедения. Курс ВУЗ. Части первая и вторая —

Общее введение. Метрика и ритмика. М.: Гос. Изд., 1924. С. 139.

Сравнительно с 1-м изд. подробнее о дольниках, об аномальных ипос-

тасах, о свободных стихах.

160. О н ж е. Опыты. (По метрике и ритмике, по эвфонии и созвучи­
ям, по строфике и формам.) М.: Геликон, 1918. С. 200.

Сборник примеров из поэзии Брюсова на виды метра, ритма, эвфо­нии и строфики. Вступительная статья и послесловие со сведениями по этим отделам и их элементам.

161. Я к о б с о н Р. О. Брюсовская стихология и наука о стихе//На-
учные известия. № 2. М.: Гос. Изд. С. 222-240.

Разбор книги Брюсова «Наука о стихе», метрическая схема Б. прохо­дит мимо живого языка, основные элементы метрики охарактеризованы сбивчиво и противоречиво, попытки систематики ненаучны, нет истори­ческой перспективы, вместо эмпирических законов догматические пра­вила и исключения.

162. Артюшков А. Эвфонические работы В.Я. Брюсова//Родной
язык в школе, 1925. Кн. 8. С. 50-55.

Критическая оценка наблюдений Брюсова в области согласной и глас­ной эвфонии.

163. Жирмунский В. М. Введение в метрику. Теория стиха. Л.:
Academia, 1925. С 284. (В серии «Вопросы поэтики».)

Главы: Основные понятия. Силлабо-тоническое стихосложение. Из области русской просодии. Определители стиха. Чисто-тоническое сти­хосложение.

164. Жирмунский В. М. Стихосложение//Энциклопедич. сло­
варь Русск. Библиографии. Института Гранат. Т. 41. Стлб. 603—624.

О типах стихосложения: метрическом, тоническом, силлабо-тоничес­ком (метрико-тоническом), силлабическом. О системах в русском стихо­сложении. О строфах, рифме, словесной инструментовке, ритмико-син-таксическом параллелизме, мелодике.

165. Шульговский Н. Н. Занимательное стихосложение.
Л.: Время, 1926. С. 133; 2-е изд.—Прибой, под загл. «Прикладное стихо­
сложение».

О построении «прикладных» стихотворных форм (шуток, шарад, зага­док, стихотворных игр и т.п.).

166. Асеев H.H. Работа над стихом. Л.: Прибой., 1929. С. 165.
Главы: Поэтический жанр. Как выбирается тема. Стихотворный фе­
льетон. Лирический фельетон. Как делается лирика.

Рец. В. Державина//Критика. 1929. V. С. 129-132.

167. Малахов Сергей. Как строится стихотворение. М.—Л.: Земля
и Фабрика, 1928. С. 78.

168. А р т ю ш к о в А. Основы стиховедения. М.: Никитинские
субботники, 1929. С. 73.

См. также №№ 55, 56, 57, 58, 60, 61, 62, 63.


СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ


169. Сокальский П. П. Русская народная музыка, великорус­
ская и малорусская, в ее строении мелодическом и ритмическом и отли­
чия ее от основ современной гармонической музыки. Харьков, 1888. С. 367.

Ч. 2. Гл. V, X, XI о ритмическом и мелодическом строении русского народного стиха.

170. З е л и н с к и й Ф. Ф. Ритмика и психология художественной
речи//Мысль». № 2. Пг.: Academia, 1922. С. 68-86.

Обоснование психологических законов ритмической речи на основе изучения заключительных колен периодов — клаузул и ритмизации це­лых периодов в речах Цицерона. Интересны приемы анализа и система записей.

171. Б ю х е p К. Ритм и работа/Пер, с нем. С.С. Заяицкого//Новая
Москва, 1923. С. 326.

О связи трудовых процессов с возникновением музыкальных и мело­дических ритмов.

172. Д е н и с о в Я. А. Основания метрики у древних греков и рим-
лян/Изд. Е. Гербек. М, 1888. С. 198.

173. Казанский Б. В. Учение об арсисе и тезисе//Журн. мин.
нар. проев. 1915. Август. С. 365-374; Декабрь. С. 543-551.

174. Ко p ш Ф. Е. О русском народном стихосложении. I. Былина//
Сборн. Отделения Р. Ак. Наук. Т. 67. № 8. СПб., 1901; Известия 2-го от­
дел., 1896. Т. I. Кн. 1. С. 1-45; 1897. Т. II. Кн. 2. С. 429-500.

175. О н ж е. Значение темпа в греческой ритмике//Филолог. обозр.,
1893. IV. 2. С. 154-172.

176. Он же. Новейшая теория дохмия//Филолог. обозр., 1893. V. 2.
С. 95-129.

Статья написана по поводу книги Я. Денисова «Дохмий».

177. О н ж е. Основное время в ритмике//Филолог. обозр., 1898. XV.
С. 13-45. Перепеч. в изд. Изв. Общ. Люб. Эти., Тр. Эти. Отд. XVII. Мате­
риалы по музык. ритмике. Вып. I. M., 1907.

178. Он же. Разбор вопроса о подлинности окончания «Русалки»
Пушкина по записи Д.Л. Зуева (Изв. II Отд. Ак. Наук. Т. III. Кн. 3. С. 633-
785; Т. ГУ. Кн. 1. С. 100; Кн. 2. С. 476-588; отд. оттиск. СПб., 1898.)

179. О н ж е. Опыты окончания «Русалки»//Пушкин и его современ­
ники». Т. I. Вып. III. СПб., 1905. С. 1-22.

180. О н ж е. Персидская грамматика и метрика (в сотрудничестве с
Мирзой Джафаровым). М., 1901. 2-е изд.

181. О н ж е. Об ударениях в русских песнях и стихах — письмо к

B. Чернышеву; напеч. в приложении к его труду: «Материалы для изуче­
ния говоров Мещовского уезда»//Сборн. II Отд. Р. Ак. Наук. Т. 70, 1902.

C. 206-213.

182. О н же. Происхождение десятисложного стиха южных и запад­
ных славян//Сборник в честь В. Ламанского. Часть I. СПб., 1905.

183. Он же. Введение в науку о славянском стихосложении//Статьи
по славяноведению. СПб. Вып. II, 1906. С. 300-378.)


I


184. О н же. Слово о Полку Игореве//Исследов. по русскому языку.
Т. II. Вып. 6. Изд. II. Отд. Ак. Наук. СПб., 1909.

185. Он же. Древнейший народный стих турецких племен//3ап.-
Вост. Общ. Т. XI. Вып. 2 и 3.

186. Он же. До Історії украшьского осьмискладового вірша//3ап
Наук. Тов. ш. Шевченка, 1910. Кн. IV. С. 33-40.

187. Он же. Различие между персидским и арабским стихосложени-
ем//Древн. Восточные, 1913. IV. Протоколы, 15-17, 53-96.

188. Белый А. О ритме//Горн. М.: Моск. Пролетк., 1920. № 5.
С. 47-54.

Понятие ритма, анализ ритма стихотворного. См. также № 18.

189. Недоброво Н. В. Ритм, метр и их взаимоотношение//Труды
и дни. 1912. № 2. С. 14-23.

190. Чудовский В. А. О ритме пушкинской «Русалки». (Отры­
вок.)//Аполлон. 1914. № 1-2. С. 108-121.

О «сказовом разборе», о соотношении числа ударений в стихе «Русал­ки» с тематической стороной произведения, о лейтмотивных и органи­ческих перебоях.

191. Он же. Несколько мыслей к возможному учению о стихе.
(С примерным разбором стихосложения в I главе «Евгения Онегина».)//
Аполлон. 1915. № 8-9. С. 55-95.

Обоснование логометровой системы, основанной на мере слов, а не стоп; выведение формулы стиха по этой системе; о ритме, метрической теме и строфемах, об ударении и логоморфемах, о фонофории и логомет­ровой классификации стиха.

192. Он же. Несколько утверждений о русском стихе//Аполлон.
1917. № 4-5. С. 58-69.

О «нормальной» трехударной схеме в четырехстопном ямбе, о ритмах четырехстопного ямба, о ритмах четырехстопного хорея у Пушкина.

193. Божидар. Распевочное единство/Ред., предисл., коммент.
С. Боброва. М.: Центрифуга, 1916. С. 84.

Задача книги: характеристика неправильных размеров, так называе­мых трехдольных паузников.

194. Бобров С. П. Новое о стихосложении Пушкина. М.: Мусагет,
1915. С. 39.

Обоснование приемов анализа трехдольного паузника. Статьи: Трех­дольный Паузник у Пушкина. Разбор статьи Брюсова о технике Пушкина. Рец. Б. Томашевского в «Аполлоне», 1915. № 10. С. 74.

195. О н ж е. Описание стихотворения Пушкина «Виноград»//Пуш-
кин и его современники. Вып. ХХІХ-ХХХ. СПб., 1918. С. 188—204.

Метрическая схема стихотворения, паузные формы, инструментовка, тропы и фигуры.

196. Брюсов В. Я. Об одном вопросе ритма. (По поводу книги
А. Белого «Символизм».У/Аполлон. 1910. № 11. С. 52—60.

197. О н ж е. Стихотворная техника Пушкина//Сочинения Пуш­
кина под ред. С. Венгерова, изд. Брокгауз-Ефрон. Т. VI, 1915.
С. 349-367.


198.Томашевский Б. В. Стихотворная техника Пушкина//Пуш-кин и его современники. Вып. XXVII-XXX. Пг., 1918. С. 131-143.

Критический анализ статьи Брюсова «Стихотворная техника Пуш-кина».

199. Г и н ц б у p r Д. Г. О русском стихосложении. (Опыт исследова-
ния ритмического строя стихотворений Лермонтова.)/Под ред. и с прим.
Г. Князева. Пг., 1915. С. LXIII+268.

В работе Г. отсутствуют критические приемы анализа.

Рец. С. Боброва см. в его книге «Записки стихотворца». М., 1916.

Рец. Б. Томашевского см. «Аполлон». 1915. № 10. С. 72.

200. Томашевский Б. В. Ритмика четырехстопного ямба по
наблюдениям над стихом «Евгения Онегина»//Пушкин и его современ-
ники. Вып. ХХІХ-ХХХ, 1918. С. 144-187.

Изучение ритмических явлений пушкинского четырехстопного ямба: 1) распределение ударения в стихе, 2) расположение цезур.

201. Шенгели Г. А. Трактат о русском стихе. Ч. I. Органическая
метрика. 2-е изд. Гос. Изд., 1923. С. 183.

Задача книги: исследование русского литературного стиха, предна­
значенного к произнесению не в пении, но в рецитации. Отделы: Обзор и
критика существующих воззрений. Материальные и методологические
предпосылки. Теория интенз. Ритменные системы второго порядка. При­
ложение: Терминология. Морфология и статистика форм некоторых рус­
ских метров. О ритмике тургеневской прозы. -*-

202. Томашевский Б. В. Проблема стихотворного ритма//Ли-
тературная Мысль. II, Пг., 1922. С. 124-140.

Задача статьи — поставить вопросы о материале и методе описания по отношению к проблеме ритма в русских стихах. О трех отделах ритми­ки: ритм словесно-ударный, ритм интонационно-фразовый, ритм гармо­нический.

203. Малишевский М. Метротоника. Краткое изложение ос­
нов метротонической междуязыкой стихологии. Ч. I: Метрика/Изд. авто­
ра. М., 1925. С. 126.

204. Якобсон Р. О. О чешском стихе преимущественно в сопо­
ставлении с русским. (В серии: Сборники по теории поэтического языка,
вып. V) Гос. Изд. РСФСР (Берлин), 1923. С. 120.

205. Брик О. М. Ритм и синтаксис. (Материалы к изучению стихо­
творной речи.)//Новый Леф. 1927. № 3. С. 15-20; № 4. С. 23-29; 1928.
№ 3. С. 23-29; № 6. С. 33-39.

Главы: О ритме. Ритмический импульс. О стопе. Русский силлабо-тонический стих. Ритмическая семантика.

206. Вильдрак Ш., Дюамель Ж. Теория свободного стиха.
(Заметки о поэтической технике.)/Пер. и прим. В. Шершеневича. М., 1920.

Отдельные замечания о строении французского свободного стиха, о рифме, о силлабическом стихе, об аллитерации.

207. Шенгели Г. А. О «напевном стихе»//Альм. «Круг». 1923.
№ 3. С. 129-132.

Замечания о природе говорного и напевного русского народного стиха.


208. Малишевский М, Несколько слов о напевном стихе//Альм.
«Круг». 1924. № 3. С. 133-138.

О поэтической мелодии и размерах народного стиха в связи с харак­теристикой ритмических и метрических особенностей поэмы И. Рука­вишникова «Сказ о Степане Разине».

209. Филиппов В. Проблема стиха в «Горе от ума». (Материал для
сценических характеристик.)//Искусство. 1925. № 2. С. 146-175.

210. Бернштейн С. И. О методологическом значении фонети­
ческого изучения рифмы. (К вопросу о пушкинской орфоэпии.)//Пуш-
кинист. IV. Пг., 1923. С. 329-354.

К вопросу о произношении старых поэтов и приемах анализа этой проблемы. См. также № 67.

211. Жирмунский В. М. Рифма, ее история и теория. Пг.:
Academia, 1923. С. 337. (В серии «Вопросы поэтики».)

Главы: Проблемы рифмы. Классификация рифмы. Из истории рус­ской рифмы. Происхождение рифмы — В примечаниях дана иностран­ная и русская библиография по истории и теории рифмы.

212. Брюсов В. Я. О рифме//Псчать и революция. 1924. Кн. I.
С. 114-122.

Анализ книги «Рифма» Жирмунского

213. Он же. Левизна Пушкина и рифмах//Псчать и революция,
1924. Кн. II. С. 81-92

Об особенностях пушкинских рифм по отношению к согласованию у них до-ударных звуков Тезис П обращал большое внимание на звуки слева от ударного. См. также № 19.

214. Ж и н к и н Н. М. Рифма и ее композиционная роль в поэме
Лермонтова «Демон». (С приложением словаря рифм.)//Наукові Записки
Наук.-дослщчоґ катедри історії української культури, 1927. № 6.

Анализ рифмы с точки зрения метрической, эвфонической, смысло­вой. О значении рифмы в строфической композиции «Демона».

215. P ж и г а В. Проблема стихосложения «Слова о полку Игореве»//
Slavia, 1927, г. VI, s. 2-3. С. 352-379.

Обзор работ, посвященных метрическому анализу «Слова».

216. Тимофеев Л. Из истории и теории русского стиха//Ученые
Записки Института языка и литературы. P АНИОН, 1928. II.

217. Белый Андрей. Ритм как диалектика и «Медный Всадник».
М.: Федерация, 1929 С. 279.

Ритм и метр. Тоническое стихосложение. Счисления ритма. Различ­ные виды кривой ритма. Анализ кривых ритма «Медного Всадника». К воп­росу о слуховой записи.

218. Брюсов В. Мой Пушкин. (Статьи, исследования, наблюде­
ния.) М.-Л.: Гос. Изд., 1929. С. 319.

Статьи по поэтике:...Стихотворная техника П. Звукопись П. Левизна П. в рифмах. Пушкин — мастер. «Пророк» — анализ стихотворения.

219. Томашевский Б. В. О стихе: Статьи. М.-Л.: Прибой, 1929.
С. 327.

Статьи: Проблема стихотворною ритма. Стих и ритм. О стихе «Песен

t І І\ І І t» iltiHll ІИШШМНІШІНШітШІЖІіІШШІШІ Ilili


западных славян». Генезис «Песен западных славян». Ритмика четырех­стопного ямба по наблюдениям над стихом «Евгения Онегина». Пяти­стопный ямб Пушкина. Ритм прозы (по «Пиковой Даме»). Брюсов как стиховед.

ТЕМАТИКА

220. Б е м А. Л. К уяснению историко-литературных понятий//Из-вестия Отдел. Русск. Язык, и Слов. Росс. Ак. Наук, 1918. Т. XXIII. Кн. I. С. 226-245.

Главы: «Мотив» и «Сюжет». Сюжет в лирике. Содержание, идея, тема.

221.Гливенко И. И. Этюды по теории поэзии. (I. О литератур­ном произведении и литературном изображении.) Харьков, 1920. С. П+83.

Постановка общего вопроса о назначении поэзии и о природе поэти­ческого произведения. См. также № 53.

222. Шкловский В. Б. Теория прозы. М.: Федерация, 1929.

Вошли статьи, напечатанные в разных изданиях: Искусство как при­ем. — Связь сюжетосложения с общими приемами стиля. — Строение рассказа и романа. — Как сделан «Дон Кихот». — Новелла тайн. — Роман тайн. — Пародийный роман. — Литература вне «сюжета». — К книге при­ложен указатель литературных имен и терминов.

223. Рыбникова М. По вопросам композиции. М.: Изд. «В.В. Дум-
нов», 1924. С. 111.

Статьи: Приемы письма в «Войне и мире». Автор в «Евгении Онеги­не». Движения в повестях и рассказах Чехова. Рассказчик у Тургенева. Единство во множестве; композиционное значение сюжета; сочетание сюжетов; роль темы; сплетение и слияние сюжетов; единство героя; чело­веческое соседство в романе; язык с композиционной точки зрения; во­просы композиции.

224. Ж и н к и н Н. М. Творческая работа над художественным сло-
вом//Красное слово. 1927. № 1. Май. С. 110-126.

Об основных заданиях писателя: выбор сюжета, стадии оформления сюжета, выбор имен действующих лиц и названий. О процессе творчест­ва писателя; о работе над отделкой произведения.

225. Виноградов В. В. Эволюция русского натурализма (Го­
голь—Достоевский). Л.: Academia, 1929. С. 390.

Статьи по поэтике:...Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос». О литературной циклизации. Жюль Жанен и Гоголь. «Двойник» До­стоевского.

226. Груздев И. А. О приемах художественного повествования//
Записки передвижного театра. 1922. №№ 40, 41, 42.

О приемах повествования от первого лица и характеристика приемов «сказа».

227. Асеев Н. Ключ сюжета//Печать и революция, 1925. Кн. VII.
С. 67-88.

О законах сюжетного построения художественной прозы.

228. Лелевич Г. К определению сюжета//Печать и революция,
1926. Кн. 5. С. 34-38


Формулировка основных признаков сюжета с точки зрения диалекти­ки сюжета.

229. Русаков С. Т. Архитектоника и композиция литературно-
художественных произведений. (Научно-методологический эскиз.) Томск,
1926. С. 21.

230. Грифцов Б. А. Теория романа. М.: Изд. Гос. Академии Ху-
дож. Наук., 1927. С. 150. (В серии «История и теория искусств».)

Основные моменты в истории романа и теоретическое освещение природы романа.

231. H у с и н о в И. М. Проблема исторического романа. (В. Гюго и
А. Франс.). М.-Л.: Гос. Изд, 1927. С. 319.

О субъективной природе художественного метода, вскрываемой на примере сравнительного изучения исторических романов у двух писате­лей, посвященных одной теме — великой французской революции, и на сравнении политической действительности и художественного ее изобра­жения.

232. Русский романтизм. Сб. статей под ред. А.И. Белецко­
го. Л., 1927. С. 151.

Статьи, относящиеся к поэтике: 3. С. Ефимова. — Из истории рус­ской романтической драмы. «Маскарад» Лермонтова M Г Давидович — Женский портрет у русских романтиков первой половины XIX века М. О. Гибель. — «Три встречи» Тургенева и русская повесть 30—40-х го­дов XIX в.

233. Творческая история. Исследования по русской литера-
туре/Ред. Н.К. Пиксанова. М.: Никитинские субботники, 1927. С. 248.

Статьи: В.Н. Стефанович. Из истории «Кавказского пленника» Пуш­кина. — Н.К. Никсонов. Идеология «Горя от ума» (из творческой истории комедии). — Г.Н. Фрид. История романа Пушкина о бедном рыцаре. — А.Г. Цейтлин. «Счастливая ошибка» Гончарова как ранний этюд «Обык­новенной истории». — Р.И. Аванесов. Достоевский в работе над «Двойни­ком». — Р.П. Материна. Из творческой истории образов «Грозы» Остров­ского. — Л.М. Поляк. История «Клары Милич» Тургенева.

234. Б а р ы ч э у с к і А. І. Поэтыка літаратурньїх жанрау. (Апрацазау
на узорах беларускае літаратурьі ул. Дзяржынсю). Белар. Дзярж. Выд.
Менск, 1927. С. 163.

Популярное изложение на белорусском языке в главах: Лиричес­кая поэзия. Дидактическая поэзия. Эпическая поэзия. Драматическая поэзия.

ЖАНРЫ ДРАМАТИЧЕСКИЕ

235. Аверкиев Д. В. О драме. Критическое рассуждение. 2-е изд.
А. Суворина. СПб, 1917. С. XVI+323+37+X.

Книга посвящена изложению и толкованию теории Аристотеля и Лес-синга с разбором пьес классического репертуара.

236. Державин К. Н. О трагическом. (Опыт. Пг.: Эрато, 1922.
С. 80.


Об «идее» и композиции произведений вообще, о приемах компози­ции жанра трагического.

237. Волькенштейн В. Драматургия. Метод исследования дра­
матических произведений. 2-е изд. М.: Федерация, 1929. С. 271.

Задача книги — установление метода драматургической критики. Гла­вы: Драматический процесс. Общая конструкция драмы. Конструкция драматической сцены. Конструкция драматической реплики. Ритм. Ха­рактеристика. Драма и трагедия. Комедия и фарс. Смысл драматическо­го произведения. Массовые сцены. Закон драматургии. Судьба драмати­ческого произведения. Конструктивные черты русской драмы 1917— 1929 гг.

238. Бородин А. В помощь начинающему драматургу. (Руководст-
во.) Изд. Моск. Общ. Драм. Писат. и Композ. М., 1926. С. 56.

Популярное изложение техники драмы с образцами технического ана-лиза пьес.

239. О н ж е. Как писать пьесу. (Популярное руководство для начи-
нающих драматургов.) Изд. Теакинопечать. М., 1928. С. 45.

240. Клейнер Исидор. У истоков драматургии. Опыт обоснова-
ния метода исследования драматургических произведений. Л.: Academia,
1924. С. 124.

Главы: Введение. Анатомия драматургии Софокла. Анализ постро­ения драм. Действующие лица. Архитектоника пьесы. Формы театраль­ного действия.

241. Катаров Е. Г. Наблюдения в области морфологии греческой
драмьІ//Наукові Записки Наук.-Дослідної катедри історії європейської
культури, 1927. II. С. 14-18.

242. Яковлев M. A. Теория драмы. (Главные этапы ее историчес-
кого развития.) Изд. автора. Л., 1927. С. 164.

Главы книги. Основные проблемы теории драмы. Эволюция драмы. Теория драмы у Аристотеля. Горации и Буало как теоретики драмы. Тсо-ретические этюды Батте, Джонсона и Дидро. Лессинг как теоретик дра­мы. Теория драмы у Шиллера и Авг. Шлегеля. Теория романтической драмы у В. Гюго. Теория натуралистической драмы у Э. Золя. Теорети­ческие высказывания о реалистической драме Пушкина, Гоголя и Ост­ровского. Теория символической драмы в высказываниях Метерлинка, Ибсена, Пшибышевского и Л. Андреева. Проблемы современной драма­тургии.

243. Балухатый С. Д Проблемы драматургического анализа. (Че­
хов.) Л.: Academm, 1927. С. 186. (В серии «Вопросы поэтики».)

В книге выдвинуты вопросы теории драмы и дан детализованный композиционно-стилистический анализ пьес Чехова. Темы вступитель­ной главы: Задача драматургии — изучение техники драмы. Описатель­ный метод. «Драматическое» слово. «Тема» и «эмоция». Характеросложе-ние. Сюжет в драме. Композиция в драме. Композиция сюжетная. Ком­позиция драматическая. Композиция диалогическая. Механизм диалога. Монолог. Композиция сценическая. Жанровая поэтика. Текст сценичес­кий и текст литературный Теория драмы и история драмы


244. Г i n n i у с В. В. Композиція «Ревізора» в історично-літературній
перспективі//«Література», зб. І. Київ, 1928. С. 88-113.

245. Пиксанов H. Творческая история «Горя от ума». М.-Л.: Гос.
Изд., 1928. С. 353.

Введение: Историография и методология. Части: История текста. — Творческая история. Стиль. Образ. Композиция. Идейность.

246. Балухатый С. Д. К истории текста и композиции драмати­
ческих произведений Чехова. I. «Иванов»//Изв. II Отд. Яз. и Слов. Акаде­
мии Наук СССР. Т. XXXII, 1927. С. 119-176.

247. Д рят и н К. В. Экспрессионизм в России. (Драматургия Лео­
нида Андреева.) Изд. Вятского Пединститута имени Ленина. Вятка, 1928.
С. 84.

248. Мюллер В. К. Драма и театр эпохи Шекспира. Л.: Academia,
1925. С. 168.

249.Сахновский В. Г. ТеатрА.Н. Островского. М., 1920. С. 192. Частично: общий характер письма Островского, типы, ремарки, ко­лорит языка, имена, постройка пьес.

250. Алексеев М. П. Пейзаж и жанр у ОстровскопУ/Сб. статей
«А.Н. Островский»; под ред. Б.В. Варнеке. Гиз. Украины. Одесса, 1923.
С. 127-160.

251. Г p о с с м а н Л. П. Театр Тургенева. Изд. Брокгауз-Ефрон. Пг.,
1924. С. 171.

См. также №№ 8, 16, 70, 71, 72, 73а, 82, ИЗ, 232, 233.

ЖАНРЫ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ (ПРОЗА)

252. Реформатский А. А. Опыт анализа новеллистической
композиции. М.: Опояз, 1922. Вып. 1. С. 20.

Системное описание структуры различных типов новелл, функцио­нальное исследование элементов новеллистической композиции, установ­ление терминологии, примерный разбор новеллы Мопассана «Un coq chanta».

253. Кенигсберг M. Об искусстве новеллы. (Заметки.)//Корабль.
1923. № 1-2 (7-8). С. 28-31.

Определение новеллы. Анализ понятия pointe как основного призна­ка новеллы.

254. Эйхенбаум Б. М. О. Генри и теория новеллы//3везда. 1925.
№ 6 (12). С. 291-308.

О различии романа и новеллы. Построение новеллы. Новеллистичес­кая техника О. Генри. См. также № 83.

255. Бабель И. Э. Статьи и материалы. Л.: Academia, 1928. С. 101.
(В серии «Мастера.современной литературы».)

Статьи: Н. Степанов. — Новелла Бабеля. П. Новицкий. — Бабель. Г. Гу-ковский. — «Закат».

256. Шкловский В. Б. Андрей Белый//Русский Современник.
1924 № 2. С. 231-245.


Анализ приемов построения «Котика Летаева», «Преступления Коти­ка Летаева», «Записок Чудака» и «Воспоминаний о Блоке».

257. Векслер А. «Эпопея» А. Белого. (Опыт комментария.) «Со­
временная литература». Л.: Мысль, 1925. С. 48—75.

Анализ повествовательных мотивов и художественного метода их раскрытия в отдельных главах «Эпопеи».

258. Шкловский В. Б. Пять человек знакомых. Изд. Акц. Общ.
«Зак. книга». Тифлис, 1927. С. 100.

Характеристика композиционных приемов А. Белого, Евг. Замятина, Б. Пильняка, К. Федина, Л. Леонова.

259. Виноградов В. В. Сюжет и композиция повести Гоголя
«Нос»//Начала. № 1. Пг., 1921. С. 82-105.

260. Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь. (К теории пародии.)
СПб.: Опояз, 1921. С. 48. (В серии: «Сборники по теории поэтического
языка».)

Обоснование пародии как стилистического приема и анализ паро­дийного плана в «Селе Степанчикове» Достоевского. Статьи: Стилизация и пародия. Фома Опискин и «Переписка с друзьями».

261.Виноградов В. В. Гоголь и натуральная школа. Л.: Образо­вание., 1925. С. 76.

Критический обзор работ по изучению Г. Наблюдения над формой произведений Г. в плане общей схемы творчества Г.

262. О н ж е. Жюль Жанен и Гоголь//Альм. «Литературная Мысль».
III. Л., 1925. С. 342-365.

Дана характеристика стиля «Кровавого бандуриста» и других произ­ведений Г. в связи с «неистовой» поэтикой Ж.

263. Переверзев В. Ф. Творчество Гоголя. 4-е изд. «Основа».
Иваново-Вознесенск, 1928. С. 172.

Анализ стиля Г. в свете социологического освещения его генезиса — в главах: Эволюция творчества. Стиль. Композиция. Пейзаж. Жанр. Порт­реты. Эмоции. Характеры.

264. Виноградов В. В. Этюды о стиле Гоголя. Л.: Academia,

1926. С. 227. (В серии «Вопросы поэтики».)

Задача книги: изучение стиля Г. в его отношении к художественным формам 30-х и 40-х годов. В основе книги — анализ литературных паро­дий на стиль Г.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 245 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.028 с)...