Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Перенесение эмоционального сочувствия с героя на его идеологию — средство внушения «отношения» к идеологии. Оно может быть дано и фабульно, когда динамический мотив, воплощающий в себе идеологическую тему, побеждает в развязке. Достаточно напомнить ура-патриотическую литературу эпохи войны, с описанием «германских зверств» и благодетельного влияния «русского победоносного воинства», чтобы уяснить прием, рассчитанный на естественную потребность читателя в обобщении. Дело в том, что вымышленная фабула и вымышленные ситуации, чтобы представить интерес значительности, постоянно выдвигаются как ситуации, по отношению к которым возможно обобщение, как ситуации «типичные».
Отмечу еще необходимость путем системы особых приемов обращения внимания читателя на вводимые темы, которые не должны быть в восприятии равноправны. Такое привлечение внимания называется педализацией темы и достигается разными способами, начиная от простого повторения и кончая помещением темы в ответственные напряженные моменты повествования.
Переходя к вопросу о классификации романов, отмечу, как и по отношению ко всем жанрам, что реальная классификация их есть результат скрещивающихся исторических факторов и производится сразу по нескольким признакам. Так, если взять за основной признак систему рассказывания, то мы можем получить такие классы: 1) отвлеченное рассказывание, 2) роман-дневник, 3) ро-
и««І її ІІШ Щ
H HI і ШІіШ ІШШИШШІШІШШШШІШІІОШШІІШШІіііШІІ.
ман — найденная рукопись (см. романы Райдера Хаггардта), 4) роман — рассказ героя («Манон Леско» аббата Прево), 5) роман эпистолярный (запись в письмах героев — излюбленная форма конца XIX и начала XX вв. — романы Руссо, Ричардсона, у нас — «Бедные люди» Достоевского).
Из этих форм, пожалуй, только эпистолярная форма мотивирует выделение в особый класс романов этого рода, так как условия эпистолярной формы создают совершенно особые приемы в развитии сюжета и обработке тематики (стесненные формы для развития фабулы, так как переписка происходит между людьми, не живущими вместе, или же живущими в исключительных условиях, допускающих возможность переписки, свободная форма для внедрения внелитературного материала, так как форма письма позволяет вводить в роман целые трактаты).
Постараюсь наметить лишь некоторые формы романа.38 1)Роман авантюрный — типично для него сгущение приключений героя и постоянные его переходы от опасностей, грозящих гибелью, к спасению. (См. романы Дюма-отца, Постава Эмара, Майн-Рида, особенно «Рокамболь» Понсон дю Терайля).
2) Роман исторический, представленный романами
Вальтера Скотта, а у нас в России — романами Загоскина, Лажеч
никова, Алексея Толстого и др. Исторический роман отличается
от авантюрного признаками иного порядка (в одном — признак
развития фабулы, в другом — признак тематической обстановки),
и поэтому оба рода не исключают друг друга. Роман Дюма-отца
можно одновременно назвать и историческим, и авантюрным.
3) Психологический роман, обычно из современно
го быта (во Франции — Бальзак, Стендаль). К этому жанру при
мыкает обычный роман XIX в. с любовной интригой, обилием
общественно-описательного материала и т.п., который группиру
ется по школам: английский роман (Диккенса), французский ро
ман (Флобера — «Мадам Бовари», романы Мопассана); особо сле
дует выделить натуралистический роман школы Золя и т.д. Для
подобных романов характерна адюльтерная интрига (тема супру
жеской неверности). К этому же типу тяготеют коренящийся в
моралистическом романе XVIII в. семейный роман, обычный «ро
ман-фельетон», печатающийся в немецких и английских «Магази
нах» — ежемесячных журналах для «семейного чтения» (так назы
ваемый «мещанский роман»), «бытовой роман», «бульварный ро
ман» и т.д.
4) Пародический и сатирический роман, при
обретавший в разные эпохи разные формы. К этому типу принад
лежит «Комический роман» Скаррона (XVII в.), «Жизнь и при-
ключения Тристрама Шенди» Стерна, создавший в прозаической форме особое течение «стернианство» (начало XIX в.), к такому же типу можно отнести некоторые романы Лескова («Соборяне») и т.п.
5) Роман фантастический (например, «Упырь»
Ал. Толстого, «Огненный ангел» Брюсова), к которому примыкает
форма утопического и популярно-научного романа (Уэллс,
Жюль Берн, Рони-старший, современные романы-утопии). Романы
эти отличаются остротой фабулы и обилием внелитературного те-
матизма; часто развиваются по типу авантюрного романа (см. «Мы»
Евг. Замятина). Сюда же можно отнести романы, описывающие
первобытную культуру человека (например, «Вамирэх», «Ксипе-
хюзы» Рони-старшего).
6) Роман публицистический (Чернышевского).
7) В качестве особого класса следует выдвинуть бессюжет
ный роман, признаком которого является крайняя ослаблен-
ность (а иногда и отсутствие) фабулы, легкая перестановка частей
без ощутимого сюжетного изменения и т.п. К этому жанру можно
было бы отнести вообще всякую большую художественно-описа
тельную форму связных «очерков», например «путевые записки»
(Карамзина, Гончарова, Станюковича). В современной литературе
к этой форме приближаются «романы-автобиографии», «романы-
дневники» и т.д. (ср. Аксаковские «Детские годы Багрова-вну
ка») — через Андрея Белого и Б. Пильняка такая «беспланная»
(в смысле фабульного оформления) форма за последнее время по
лучила некоторое распространение.
Этот весьма неполный и несовершенный перечень частных романических форм может быть развернут только в плоскости историко-литературной. Признаки жанра возникают в эволюции формы, скрещиваются, борются между собой, отмирают и т.д. Только в пределах одной эпохи можно дать точную классификацию произведений по школам, жанрам и направлениям.
СТИХОТВОРНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ (ПОЭМА)
Большая стихотворная форма именуется поэмой. Поэмы делятся на фабульные — эпические и бесфабульные — дескриптивные (описательные) и дидактические.
В эпической поэме твердую форму представляет классическая эпическая поэма (представленная у нас, например, «Россиадой» Хераскова), восходящая по своим формам к античной эпической поэме (Гомер, Виргилий), с одной стороны39, и к фантастической
17-5046
[,, IIі! 'Ш І.
I III! I IH I ІІІІІ I (і ІШІІII lltlltt IIIIlN НИ Il ІІІШІНШІІШІІІШІШШІІШ
итальянской поэме (Ариосто, Тассо) — с другой.* В сюжетном построении поэмы тяготеют к многопланности (параллельное ведение сюжета) и в пределах каждого плана — к авантюрной ступенчатости построения. Переход из плана в план совершается или при помощи песенного членения, или путем введения связующих переходных мотивов, именуемых «транзициями» (иногда сокращаемыми до простой словесной формулы перехода: «но оставим нашего героя и посмотрим, что делает другой»). В тематике поэмы избирали значительные исторические моменты, причем обязательно было присутствие фантастических существ («покровители»).
Эпическая поэма постоянно вызывала пародию, причем пародические приемы развивались в двух направлениях: высокий сюжет развивался в низкой лексике (например, «burlesque» или «travesti» — у нас в XVIII в. поэма Осипова «Энеида наизнанку») или, наоборот, — высокий стиль и обычные приемы эпического развертывания применялись к низкому «тривиальному» сюжету (у нас в XVIII в. поэмы В. Майкова, Чулкова, Шаховского).40
Особое место занимала шутливая поэма, не чуждавшаяся приемов пародических поэм (преимущественно жанра «burlesque»). К такого рода поэмам относится «Душенька» Богдановича.
Начало XIX в. знаменует конец классической поэмы. Несколько дольше жила комическая поэма, к которой отчасти примыкает «Руслан и Людмила» Пушкина.
Поэмы описательные ведут свое начало от античных поэм Ге-зиода («Труды и дни») и Виргилия («Георгики») и получили расч пространение преимущественно в XVIII в. Наибольшим успехом пользовались поэмы Делиля («Сады» переведены на русский язык Воейковым). Тематика описательных поэм — преимущественно картины природы (обычная тема — «времена года»: существудог поэмы на эту тему у Томсона, Сенламбера, Руше., Россе и мн. др.)І> Тематическое развертывание этих поэм происходит обычно в ли«рическом развертывании отдельных статических тем, располагаеч мых в порядке рассуждения. Впрочем, смена тем по риторической системе происходит лишь тогда, когда исчерпываются лирические стиховые ассоциации, которые «ведут» тематику (известное утверждение поэтов, что «рифма ведет мысль»). Описания перебивались историческими отрывками и традиционными «эпизодами», т.е. стиховыми новеллами, с мало напряженной фабулой, данными в лирическом развертывании (со сгущением эмоциональных
* Итальянская поэма обладает свойством строфичности, что создает совершенно^ особые условия тематического раївертьівания Ср «Евгений Онегин» Пушкина.
мотивов, «отступлениями», сравнениями, описаниями и т.п) и тематически гармонирующими с мотивами главного описания.
К описательным поэмам примыкают поэмы дидактические (поучительная поэма-трактат; пример «Art poétique» Буало XVII в., есть несколько русских переводов).
Дидактические и описательные поэмы, дожившие до начала XIX в., являются предшественниками «романтической» поэмы (Байрона, Пушкина и др.), которая появилась в результате разложения огромных описательных поэм (которые достигали по объему 10 000 стихов). Романтическая поэма, усвоив приемы описательных поэм, переместила роль внефабульных мотивов; «скелетом» романтической поэмы является фабула, излагаемая отрывочно, «фрагментарно», перебиваемая описаниями и эмоционально-лирическими отступлениями. Временная перестановка, недоговоренность, фабулярные «невязки», которые необходимо дополнять воображением, — все это характеризует сюжетное построение романтической поэмы.41 Время кульгивировки романтической поэмы длилось недолго (с 10-х по 30-е юды XIX в), однако этот жанр определил развитие больших стиховых форм, разрабатывавшихся доныне, что отчасти объясняется тем, что к роду романтических поэм принадлежат произведения Пушкина и Лермонтова, до сих пор оказывающие влияние на стихотворные формы.
За последние годы в поэзии обнаруживается тяготение к большим формам. Если не говорить о поэмах Маяковского, которые развивают несколько иную линию в поэзии, следует отметить поэмы Н. Тихонова («Лицом к лицу»), Б. Пастернака («Высокая болезнь») и др. Новые поэмы не достигают по размеру старых (объем романтической поэмы колеблется от 500 до 1500 стихов), но тяготеют подобно романтической поэме к ослаблению фабульного элемента, к фрагментарности, лирическому развертыванию.
17-
„;;,;;,„„... UliAUÄilö1
БИБЛИОГРАФИЯ ПОЭТИКИ*
УКАЗАТЕЛЬ
НОВЕЙШЕЙ ИЗБРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОЭТИКЕ**
Составил С.Балухатый
УКАЗАТЕЛИ ЛИТЕРАТУРЫ И ОБЗОРЫ
І.Айзеншток И. Я.,Каганов И. Я. Указатель работ по поэтике на русском языке (вышедших с 1900 по 1922 г.)//Мюллер-Фрейен-фельд Р. Поэтика. Харьков, 1923. С. 201-213.
Там же список основных трудов (русских и иностранных) по поэтике прежних лет.
2. Якубський Б. В. Библиография//Наука віршування. Київ, 1922. С. 109-122).
З.Белецкий А. И. Несколько слов о разработке научной поэтики в России и на Западе//Мюллер-Фрейенфельд Р. Поэтика. Харьков, 1923. С. 1-20.
Обзор важнейших трудов по поэтике последнего времени; оценка интереса критиков и исследователей к общим вопросам поэтики; о целях ознакомления с психологической поэтикой
4. Иванов Вяч. О новейших теоретических исканиях в области
художественного слова//Научные известия, 2-е изд. М.: Гос. Изд., 1922.
С. 164-181.
Обзор статей и книг: Белый. — «Жезл Аарона». Белый. — «О художественной прозе». Брюсов. — «Наука о стихе». Брюсов. — «Опыты», «Сборники по теории поэтического языка». Вывод: «научная» или эмпирическая поэтика невозможна без философского анализа словесного материала и без исторической перспективы.
5. С м и p н о в А. А. Новейшие русские работы по поэтике и лите
ратурной методологии//Атеней: историко-литературный временник.
Кн. I-II, 1924. С. 151-162.
Обзор трудов 1923-1924 гг., имеющих общий и принципиальный характер.
* В качестве приложения к учебнику Б.В. Томашевского публиковались следующие ниже «Указатель литературы» и «Предметный указатель» — Ред.
** В указатель вошли книги и статьи, имеющие лишь актуальное значение -теоретическое или методологическое — и вышедшие из печати до сентября 1929 г.
6. Б а г р и й А. В. Формальный метод в литературе: Библиография.
Владикавказ, 1924 (1926). С. 268; Вып. 2-й. Баку, 1927. С. 189.
Библиографическая неисчерпывающая сводка книг и статей последних лет с пересказом их содержания.
7. Б а л у х а т ы й С. Д. Теория литературы: Аннотированная библи
ография. 1. Общие вопросы. Л.: Прибой, 1929. С. 248.
Исчерпывающий свод русских и переводных работ, начиная с 70-х годов XIX в., в главах: I. Задачи истории литературы, теория литературы, поэтики. — II. Задачи литературной критики. — III. Методы истории и теории литературы. — IV. Общие труды по теории литературы. — V. Общие проблемы теории литературы. — VI. Стилистика. — VII. Народное (безличное) творчество. — VIII. Лирика и эпос. — IX. Стихосложение. — X. Драма. — XI. Проза. — XII. Риторика. — Приложения: 1. Популярные изложения вопросов поэтики и учебники. — 2. Учебники стихосложения. — 3. Вопросы поэтики в школе.
ОБЩИЕ ТРУДЫ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
8. Аристотель. Поэтика/Пер., введ. и прим. H И Новосад-
ского. Л.: Academia, 1927. С. 120.
О поэзии вообще и отдельных ее видах. О комедии и трагедии, фабула (и ее виды), части трагедии, перипетия, узнавание, завязка, развязка, характеры, виды трагедии. О слове. О поэзии повествовательной.
9. Потебня А А. Мысль и язык//Полное собрание сочинений.
Т. 1. Одесса. 4-е изд., 1922. С. XXX + 185.
Главы:...Языкознание и психология. Чувственные восприятия. Рефлексивные движения и членораздельный звук. Язык чувства и язык мысли. Слово как средство апперцепции. Представление, суждение, понятие. Поэзия. Проза. Сгущение мысли.
10. Он же. Из записок по русской грамматике. Харьков. 2-е изд.,
1888. С. VI + 535 + VI.
О природе и функциях слова в главах Введения: Что такое слово, Представление и значение...
11. Он же. Из записок по теории словесности/Изд. М.В. Потебни.
Харьков, 1905. С. 694.
Отделы: Поэзия и проза. Тропы и фигуры. Мышление поэтическое и мифическое.
12. Он же. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица.
Поговорка/Изд. М. Потебни. Харьков, 1914. С. II + II + 162.
Об отношении поэтических произведений к слову на основе общей теории слова Потебни.
13. P а й н о в А. А. Потебня. Л.. Колос, 1924. С. ПО.
Об основных идеях П. Список трудов П.
14. В е с е л о в с к и й А. Н. Поэтика. Т. I; Т. II. Вып. 1.: Поэтика
сюжетов//Веселовский А.Н. Собр. соч. СПб.: Изд. Акад. Наук, 1913. Т. I.
С. 622; Т. И. В. 1. С. 148.
Проблемы исторической поэтики. Том I — статьи: Из введения в историческую поэтику. Из истории эпитета. Эпические повторения как хро-
нологический момент. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля. Три главы из исторической поэтики: 1. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов. 2. От певца к поэту. Выделение понятия поэзии. 3. Язык поэзии и язык прозы. — Том II. Вып. 1. Поэтика сюжетов. Главы: Поэтика сюжетов и ее задачи. Мотив и сюжет. Важнейшие направления в изучении сюжетности. Бытовые основы сюжетности. Доисторический быт и отражающие его мотивы и сюжеты. Сюжеты по вопросам об их бытовом значении и др.
15. Э н г е л ь г а р д т Б. М. Александр Николаевич Веселовский. Пг.:
Колос, 1924. С. 214.
Выяснение методологического подхода В. к материалу. Основные черты историко-литературной системы В.: его теория развития поэтических жанров; сюжетология; поэтический язык; об эволюции взглядов В.
16. Вопросы теории и психологии творчества; Под
ред. Б.А. Лезина. Харьков, 1911-1923. T. I-VIII.
Том I (изд. 2-е): Д.Н. Овсяника-Куликовский. — Из лекций об основах художественного творчества Его же. — Лингвистическая теория происхождения искусства и эволюции поэзии. К. Тиандер. — Очерк эволюции эпического творчества. Е. Аничков. — Историческая поэтика А.Н. Веселовского. А. Горнфельд. — Трагедия. К. Тиандер. — Обзор сюжетов драматической поэзии. Его же. — Сущность комедии. Его же. — Исторические перспективы современной лирики. А. Горнфельд. — Проза. В.Харциев. *•*- Что такое проза? А. Горнфельд. — Фигура в поэтике и риторике. Его же. — Эпитет. Его же. — Троп. В. Харциев. — Элементарные формы поэзии. А. Горнфельд. — Поэзия. — Том II. Вып. 1. К. Тиандер. — Синкретизм и дифференциация поэтических видов. Его же. — От Софокла до Ибсена. Его же. — Народно-эпическое творчество и поэт-художник. Его же — Морфология романа. Ф. Карташев. — Лирическая поэзия, ее происхождение и развитие. — Том II. Вып. 2. В. Харциев. — Основы поэтики A.A. Потебни. Б. Лезин. — Психология поэтического и прозаического мышления. Д.Н. Овсянико-Куликовский. — Лирика как особый вид творчества. — Том VII... А. Горнфельд. —• О толковании художественного произведения. Т. Райнов. — «Обрыв» Гончарова как художественное целое. — Том VIII... А.И. Белецкий. — В мастерской художника слова.
17. Овсянико-Куликовский Д. Н. Язык и искусство/Изд.
И. Юровского: Русская библиотека. № 8. СПб, 1895. С. 71.
Анализ жизни отдельных художественных образов как основных элементов искусства в главах: Художественный образ и понятие. Участие языка в подготовлении понятий. Художественный образ и идея. Грамматическая форма. Слово и сознание. Внешняя форма в языке.
18. Белый А. Символизм. М.: Мусагет, 1910. С. III + 633.
Статьи о принципах анализа стиха и о ритме: Лирика и эксперимент.
Опыт характеристики русского четырехстопного ямба. Сравнительная морфология ритма русских лириков в ямбическом диметре. «Не пой, красавица, при мне...» A.C. Пушкина. (Опыт описания.) Магия слов.
19. Бобр о в С. П. Записки стихотворца. М.- Мусагет, 1916. С 92.
Главы: Рифма и ассонанс. Еще о трехдольном паузнике. Согласные в стихе. Теория барона Гинцбурга (рецензия). Две статьи по ритму (рецензия статей Недоброво и Лукьянова).
20. Г p и г о p ь е в М. С. Слово — знание — искусство: Конспект курса. М.: Госизд., 1920. С. 30.
План-конспект психологической поэтики с тезисом: искусство — особая форма знания и действительности.
21.Жирмунский В. М. Задачи поэтики//3адачи и методы изучения искусства. Пг., 1924. С. 123—168. (Первоначально в сб. «Начала». № 1, 1921. С. 51-81.)
Установление основных проблем и отделов поэтики как науки о словесном искусстве. Задача общей или теоретической поэтики — дать систематическое описание поэтических приемов. В основу же систематического построения поэтики должна быть положена лингвистическая классификация фактов языка. В виде иллюстрации дан примерный разбор стихотворений Пушкина и отрывка прозы Тургенева.
22. С а к у л и н П. Н. К вопросу о построении поэтики//Искусство.
1923. № 1 С. 79-93.
О задачах, объеме и построении поэтики; оценка статьи «Задачи поэтики» В. Жирмунского. Утверждение, что теоретическая поэтика должна строиться не на лингвистике, а на учении о процессе литературно-художественного творчества.
23. С м и p н о в А. А. Пути и задачи науки о литературе//Литератур-
ная Мысль. II. Пг., 1923. С. 91-109.
Методологическая постановка проблемы. Анализ понятия поэзии с раскрытием понятия ценности литературного явления в телеологическом смысле; о методах изучения поэзии.
24. Ж и p м у н с к и й В. M. К вопросу о формальном методе//Вальцель.
Проблема формы в поэзии. Пг.: Academia, 1923. С. 1-23.
Критика формального метода по проблемам: искусство как прием, историческая поэтика и история литературы, тематика и композиция, словесное 'искусство и литература.
25. Ц е й т л и н А. М. Марксисты и «формальный метод»//Леф. 1923.
№ 3. С. 114-131.
По вопросу о взаимоотношениях марксистского и формального методов. Анализ стилевых работ марксистов: Львова-Рогачевского, Фриче, Переверзева.
26. M ю л л е р-Ф р'ейенфельд Р. Поэтика/Пер, с нем. изд. 1921 г.;
Ред. и вступ, статья проф. А. И. Белецкого. Харьков, 1923. С. 216.
Психологическая поэтика. Психологическое обоснование сущности поэзии и производимого ее стилистическими формами воздействия. Главы: Сущность и стиль поэзии. Поэт и его стиль. Поэтический сюжет и его стиль. Стилистические формы передачи (воспроизведения). Язык и его стилистические формы. К проблеме оценки.
Книга Мюллера не дает ключа к стилистическому анализу словесных произведений. Ее задача — дать психологические основы возникновения и развития поэтического искусства — выпадает целиком из круга вопросов истории и теории литературы.
27.Вальцель О. Проблема формы в поэзии/Авторизованный пер. с нем. М.Л. Гурфинкель; под ред. и с вступ, статьей проф. В.М. Жирмунского: К вопросу о формальном методе. Пг.: Academia, 1923. С. 72.
О проблеме поэзии как искусства, о применении к искусству поэтическому приемов анализа художественной прозы на примере анализа композиции романа и драмы.
28. В и н о к у p Г. О. Поэтика. Лингвистика. Социология: Методо
логическая справка//Леф. 1923. № 3. С. 104-113.
Цель статьи: дать схему раскрытия содержания «поэтики» как научной дисциплины. Об языке как материале поэзии. Об отличии языка от стиля.
29. Г p и г о p ь е в М. С. Введение в поэтику. Ч. I. М.: Изд. «В. Дум-
нов», 1924. С. 89.
Раскрытие психологической потебнианской поэтики в двух отделах: о природе слова и художественного произведения, о психологии и гносеологии творчества.
30. Тынянов Ю. Н. О литературном факте//Леф. 1924. № 2 (6).
С. 100-116.
Критика статического рассмотрения литературы и определения литературных жанров. О судьбе жанров. О понятии литературной эволюции и литературного генезиса. Определение литературы как динамической речевой конструкции. Взаимодействие конструктивного фактора и материала. Анализ этапов литературной эволюции.
31. Т ы н я н о в Ю. Н. Вопрос о литературной эволюции//На лите
ратурном посту. 1927. № 10. 20 мая. С. 42-48.
32. А с к о л ь д о в С. А. Форма и содержание в искусстве снова.//
Литературная Мысль. III. Л., 1925. С. 305-341.
Эстетический анализ проблемы. Критика отдельных положений формального изучения художественного произведения.
33. О p л о в А. И. Основные принципы поэтики (конспект на правах
рукописи). Изд. Курсов по подготовке в Вузы и Техникумы при Испол-
бюро Профсекций И.-Вознес. Политехи. Инст. Иваново-Вознесенск, 1925.
С. 16.
Тезисное и конспективное изложение.
34. Литературная энциклопедия. Словарь литературных
терминов: В 2 т./Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина,
В. Львова-Рогачевского, М. Розанова и В. Чешихина-Ветринского. Т. I и
Н. М.-Л.: Изд. Л.Д. Френкеля, 1925. Столб. ІЖ198.
Даны сведения, расположенные в словарном порядке, по теории, психологии и истории словесно-художественного творчества, а также по лингвистике и грамматике.
35. Я p х о Б. И. Границы научного литературоведенияХ/Искусство.
1925. № 2. С. 46-60; 1927. Кн. I (т. III, в. I). С. 16-38.
Задача статьи: отграничение области и функций литературоведения от других областей знания.
36. В о л о ш и н о в В. Слово в жизни и слово в поэзии. (К вопросам
социологической поэтики.У/Звезда. 1926. № 6. С. 244—267.
Опыт применения социологического анализа в поэтике: анализ формы поэтического высказывания как формы особого эстетического общения, осуществляемого на материале слова.
37. Э н г е л ь г а р д т Б. М. Формальный метод в истории литерату
ры. Л.: Academia, 1927. С. 118. (Сер. «Вопросы поэтики».)
Задача книги — показать систему исходных точек зрения при «формальном» подходе к литературному материалу и пределы применения формального метода.
38. Ф p и ч е В. Проблемы социологической поэтики//Вестник Ком
мунистической Академии, 1926. Кн XVII. С. 169-180.
О задачах марксистско-социологического построения поэтики как науки и социальной закономерности в области поэтических форм. Схематично определены основные проблемы социологической поэтики.
39. П е т p о в с к и й M. A. Поэтика и искусствоведение. Ст. первая//
Искусство, 1927. Кн. II-III. С. 119-139.
Разбор работы немецкого исследователя О Вальцеля, посвященной вопросу о «взаимоотношении искусств».
40. Жирмунский В. Вопросы теории литературы (статьи 1916—
1926). Л.: Academia, 1928. С. 356.
Перепечатаны статьи: Задачи поэтики Мелодика стиха. К вопросу о «формальном методе» и др.
Рец. А. Прозорова: Формальные проблемы или формальный метод// На литерат. посту. 1928. № 23. С. 4-16.
41. Медведев П. Н. Формальный метод в литературоведении.
(Критическое введение в социологическую поэтику.) Л.: Прибой, 1928.
С. 232.
Предмет и задачи марксистского литературоведения. К истории формального метода. Формальный метод в поэтике. Формальный метод в истории литературы.
42. Д о б p ы н и н М. К. Вопросы теории литературы. (В связи с
книгой П.Н. Медведева «Формальный метод в литературоведении, кри
тическое введение в социологическую поэтику».)//Литература и марксизм,
1929. I. С. 27-45.
43. Литературоведение: Сб. статей под ред. В.Ф. Переверзе-
ва. М.: Изд. Гос. Академии Худож. Наук, 1928. С. 347.
Статьи: В.Ф. Переверзев. — Необходимые предпосылки марксистского литературоведения. И. Беспалов. — Проблема литературной науки. Г. Поспелов. — К методике историко-литературного исследования. У. Фохт. — «Демон» Лермонтова как явление стиля. Г. Поспелов. — Стиль «Дворянского гнезда» в каузальном исследовании. В.Ф. Переверзев. — К вопросу о монистическом понимании творчества Гончарова. В. Совсун. — Социологические основы творчества Помяловского. И. Беспалов. — Стиль ранних рассказов Горького.
Методологическая позиция В.Ф. Переверзева обсуждалась в следующих статьях:
44. П е p ц о в В. Марксизм в литературоведении//Новый Леф. 1928.
№ 7. С. 24-31.
45.Тимофеев Л. К проблематике марксистского литературоведе-ния//На литерат. посту. 1928. № 22. С. 25-30.
46. Григорьев М. Критические заметки о «литературоведении»
В.Ф. Переверзева//На литерат.посту. 1928. № 23. С. 17-25.
47. Ц ы p л и н Л. Механизм или марксизм?//На литерат. посту. 1929.
№ 3. С. 47-56.
48. Г о p б а ч е в Г. Бытие и сознание в понимании Переверзева//
Звезда. 1929. № 2. С. 158-185.
49. Г у p ш т е й н А. К спору вокруг переверзевской школы//На ли
терат. посту. 1929. № 13. С. 5-14.
Методологические высказывания В.Ф. Переверзева даны также в его статьях:
50. П е p е в е p з е в В. Ф. «Социологический метод» формалистов//
Литература и марксизм. 1929. I. С. 3—26.
О методологических позициях В. Шкловского и Б. Эйхенбаума. 51.Переверзев В.Ф. Проблемы марксистского литературоведе-ния//Литература и марксизм, 1929. С. 3—32. Ответ на статью Л. Тимофеева.
52. Литературная Энциклопедия. М.: Изд. Коммунисти
ческой Академии. 1929. Т. I. Стлб. 708; Т. II. Стлб. 768.
Даны между прочим и объяснения терминов исторической и теоретической поэтики. (II том энциклопедии кончается словом «Грибоедов».)
53. Г л и в е н к о И. И. Творческое изображение и реальная действи
тельность. М.: Изд. «Никитинские субботники», 1929. С. 287.
Главы; О поэзии изображения и поэзии выражения. О поэтическом произведении и его отношении к действительности. О поэтических изображениях. О литературном изображении и литературном направлении. О поэзии и живописи. О чтении поэтического произведения. О правдоподобии поэтического изображения.
54. Григорьев М. С. Форма и содержание литературно-художе
ственного произведения. М., 1929. С. 106.
О трактовке проблемы формы и содержания в школах: формальной, философско-эстетической, акад. А.Н. Веселовского, психологической и социологической.
ПОПУЛЯРНЫЕ ПОСОБИЯ
55. Ш е н г е л и Г. А. Как писать статьи, стихи и рассказы. 6-е изд.,
испр. и доп. М.: Изд. Всерос.союза поэтов, 1929. С. 80.
56. Ч и ч е p и н А. В. Литература как искусство слова. Очерк теории
литературы. М.: Работник Просвещения, 1927. С. 148.
Задача книги — понять литературу как «деятельность и силу» и дать подготовку к социологическому изучению литературы.
57. Ш к л о в с к и й В. Техника писательского ремесла. М.-Л.: Мо
лодая Гвардия, 1927. С. 72; М.: Библиотека Огонек, 1929.
Главы: Газетная работа. Сюжетная проза. Выбор и разборка сюжетной прозы. Развертывание произведения. Несколько слов о стихе.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 332 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!