Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В. Т. Плаксин



Сочинения Лермонтова

Впервые: Северное обозрение. 1848. № 3. Отд. 5. С. 1—20.

Василий Тимофеевич Плаксин (1795—1869) — литератор, критик, пе­дагог; в 1834—1838 гг. преподавал русский язык и словесность в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Лермонтов, по-видимому, был внимательным слушателем Плаксина. В его бумагах со­хранился подробный конспект лекций, который близко совпадает с из­данным Плаксиным «Кратким курсом словесности, приспособленным к прозаическим сочинениям» (СПб., 1832). Согласно позднейшему свиде­тельству Плаксина, он читал еще в рукописи некоторые произведения, над которыми Лермонтов работал в Школе юнкеров — «ив качестве учи­теля делал свои замечания» (Плаксин В. Т. Голос за прошедшее // Сбор­ник литературных статей, посвященных русскими писателями памяти покойного книгопродавца-издателя А. Ф. Смирдина. СПб., 1858. Т. 1. С. 304).

Статье о «Сочинениях Лермонтова» предшествовала краткая характе­ристика лермонтовского творчества в книге Плаксина «Руководство к изучению истории русской литературы» (СПб., 1846). Признавая «сме­лый, сильный талант и творческую силу в Лермонтове», Плаксин упре­кал его за «безусловную зависимость от бесхарактерного, безыдейного времени, которое он так живо изобразил в своей "Думе"» (С. 397), и отда­вал предпочтение тем произведениям, в которых поэт «выходил из этого холодного мира» («Хаджи Абрек», «Мцыри», «Бородино», «Молитва» и др.). В «Герое нашего времени» Плаксин не находил «ни основной идеи, ни силы творчества, ни очарования искусства; это простой, но верный список с самой дурной натуры, которая не стоит искусства, — это осмеян­ный им мир!» (С. 398). В статье 1848 г., не будучи стеснен жанром учебно­го пособия, Плаксин углубляет и заостряет многие из своих прежних суждений. Характерно, что рецензент «Литературной газеты» нашел ста­тью Плаксина «чересчур парадоксальною» (ЛГ. 1848. 1 июля, № 26. С. 416). Основные тезисы, высказанные в рецензии на «Сочинения Лер­монтова», Плаксин повторил в уже упомянутой статье «Голос за прошед­шее» (С. 304—305).


1 Поэма «Хаджи Абрек» (написана в 1833 г., в Школе юнкеров) была
напечатана в «Библиотеке для чтения» в 1835 г. (Т. 11. Отд. 1. С. 81—94).
Н. Д. Юрьев, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, отдал поэму в жур­
нал без ведома автора. Узнав об этом, Лермонтов, по словам А. П. Шан-
Гирея, «был взбешен» (Л. в восп. С. 42; ср., впрочем, малоправдоподобное
утверждение О. И. Сенковского, будто сам Лермонтов настаивал на пуб­
ликации своего первого, недозрелого, произведения (Библиотека для чте­
ния. 1842. Т. 54. Отд. 6. С. 31)). Н. Н. Манвелов вспоминал, что Плаксин,
прочитав «Хаджи Абрека» в рукописи, воскликнул с кафедры: «Привет­
ствую будущего поэта России!» (Л. в восп. С. 186).

2 Речь идет о стихотворении «Смерть поэта» (1837), которое сразу же
после написания стало широко известно в списках, но появиться в рус­
ской подцензурной печати могло только в 1858 г. — без последних 16 сти­
хов (полностью — в 1860 г.). Ранее, в 1856 г., оно было напечатано в «По­
лярной звезде», издававшейся в Лондоне А. И. Герценом.

3 В журнальном тексте, очевидно, опечатка: «...ниспровергают умы —
сильно...»

4 Имеется в виду поэма «Монго» (1836), написанная уже после выхо­
да Лермонтова из Школы юнкеров. Ту же неточность Плаксин допустил в
статье «Голос за прошедшее» (Сборник литературных статей... памяти
А. Ф. Смирдина. С. 304).

5 Ср. суждения Белинского в рецензии «Стихотворения М. Лермонто­
ва. Часть IV» (ОЗ. 1844. Т. 37. Кн. 2. Отд. 6. С. 1—4) или в еще более ран­
ней заметке «Библиографические и журнальные известия» (03. 1843.
Т. 27. Кн. 4. Отд. 6. С. 73—77).

6 Возможно, Плаксин имеет в виду отзыв Розена (наст, изд., с. 154)
или Сенковского (см. примеч. 1 к наст, статье).

7 Приведенное Плаксиным замечание принадлежит литературному
критику Александру Петровичу Милюкову (1817—1897). См.: Милю­
ков А П.
Очерк истории русской поэзии. СПб., 1847. С. 195.

8 Речь идет о неоконченной поэме Пушкина, печатаемой в современ­
ных изданиях под редакторским заглавием «Тазит» (1829—1830). Впер­
вые она была опубликована после смерти Пушкина в журнале «Современ­
ник» (1837. Т. VII); при этом в заглавие было вынесено имя отца главного
героя, к тому же прочитанное неверно: Галуб вместо Гасуб.

9 Нестор Васильевич Кукольник (1809—1868) — поэт и драматург;
пользовался чрезвычайной популярностью у публики 1830-х гг.

10 Возможно, имеется в виду написанная в конце 1820 г., вскоре после
оживленной полемики о «Руслане и Людмиле», «Шарада» К. Ф. Рылеева,
в которой было зашифровано слово «борода» (она «в себе волшебника
<т. е. Черномора> всю заключала силу...»). Полемический смысл стихо­
творения (если он вообще был) с трудом поддается реконструкции. Мож­
но предположить, что в упоминании бороды, как нередко бывало в поле­
миках тех лет, содержалась «ирония насчет закоренелых старообрядцев в
литературе» (Пушкин в прижизненной критике: 1820—1827. СПб., 1996.
С. 369; выражение критика И. Е. Срезневского).

11 В действительности появление «Цыган» явилось кульминационным
моментом славы Пушкина. С напечатанием «Полтавы», и в особенности

32 3ак..И78



Комментарии


Комментарии




«Бориса Годунова», многие критики заметно охладели к поэту (ср. выше в статье Розена, с. 148).

12 Слегка измененное начало ст. 351 из «Науки поэзии» Квинта Гора­
ция Флакка (65—8 до н. э.). Ср. в оригинале: «Ubi plura nitent in carmine
non ego paucis / Offendar maculis» («Если в стихотворении многое блес­
тит, я не буду в обиде на немногие пятна», — лат.).

13 «Евгений Онегин» (гл. 6, строфа XLVI).

14 «Тамбовская казначейша» (строфа XLII).

15 «Евгений Онегин» (гл. 4, строфа XVIII).

16 Приводимые суждения были высказаны критиком Валерианом Ни­
колаевичем Майковым (1823—1847) в рецензии на «Краткое начертание
истории русской литературы», составленное В. И. Аскоченским (03.
1846. №9 (сентябрь). Отд. VI. С. 7; также: Майков В. Н. Литературная
критика. Л., 1985. С. 45).

17 Эдмунд Кин (1787—1833) — великий английский актер; исполни­
тель многих ролей в шекспировских трагедиях; к наиболее известным
ролям относятся Гамлет и Отелло. Свойственный Кину эксцентрический
образ жизни дал почву многим легендам и слухам. В данном случае он
упомянут как главный герой нашумевшей пьесы А. Дюма «Кин, или Ге­
ний и беспутство» (1836; на русской сцене ставилась с 1837 г. в переводе
В. А. Каратыгина).





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 520 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...