Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Русские идеалы, герои и типы
Впервые: Дело. 1868. №6. С. 79—112 (приводимые отрывки — С. 101—106, 109—112); № 7. С. 153—163 (приводимый отрывок — С. 153—155).
Николай Васильевич Шелгунов (1824—1891) — революционер-демократ, публицист и литературный критик. Вслед за Чернышевским, Добролюбовым и Писаревым Шелгунов в 1860-е гг. отстаивал принципы тенденциозного искусства. Поэтому творчество писателей «эстетической школы» (к ним критик относил Пушкина, Лермонтова, Тургенева и др.), оценивалось им отрицательно: «...все их произведения прошли бесследно и бесполезно для социальной жизни России» (Дело. 1868. № 7. С. 163).
В статье «Русские идеалы, герои и типы» Шелгунов относит пушкинских, лермонтовских и тургеневских персонажей к «пустым и бесполезным типам» (Дело. 1868. № 7. С. 163). Им противопоставлены в первой части статьи фольклорные, литературные и исторические «идеалы» прошлого — богатыри, Еруслан Лазаревич, Стенька Разин, герои стрелецких бунтов, раскольники, и особенно протопоп Аввакум. Восхищаясь способностью стрельцов и раскольников переносить любые пытки и наказания, Шелгунов приближает их образы к современному идеалу революционера-борца и объясняет их стойкость служением идее: «...сила их в безграничной преданности своей идее, составляющей дело всей их жизни, составляющей их плоть и кровь; сила их в страстной, безграничной ненависти ко всему тому, что противоречит этой идее» (Дело. 1868. № 6. С. 99—100). Особенно резко противопоставлен этому типу в последней части статьи тургеневский Рудин—«специалист праздного словоизвержения», «тряпичный фразер», «дрянь», «пошляк и трус» (Дело. 1868. №7. С. 158— 161). Герой Лермонтова, по мысли Шелгунова, близок этому типу (см. приводимые в настоящем издании фрагменты, а также заключительную
часть статьи — Дело. 1868. № 7. С. 159—161). Продолжение статьи, посвященное в основном роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?», было запрещено цензурой и опубликовано лишь в 1940 г. в сборнике «Шестидесятые годы» (М.; Л., 1940. С. 175—186).
В 1870—1880-е гг. оценка личности и творчества Лермонтова в статьях Шелгунова изменилась. В 1874 г. Шелгунов пишет, что творчество Лермонтова доказывает «зрелость русского общества» (Шелгунов Н. В. Попытки русского сознания//Лермонтов М. Ю. Сочинения. СПб., 1891. Т. 1. Стб. 508—509). В 1880 г. в рецензии на книгу В. П. Острогорского «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми. Вып. 1: Кольцов, Крылов, Пушкин, Жуковский, Гоголь, Лермонтов» (СПб., 1879) Лермонтов назван «самым нравственно сильным» из русских поэтов и беллетристов, хотя и подчеркивается, что ни один из них так и не стал «мучеником идеи, героем твердых передовых убеждений» (ШелгуновН.В. Что может дать детям наша литература// Дело. 1880. № 3. С. 81). Вопреки мнению Острогорского, Шелгунов называет Лермонтова «по преимуществу поэтом молодежи»: «Не говоря уже про алмазный стих Лермонтова, из его произведений дети проникнутся более, чем у кого-либо из поэтов, протестом против мелочности и пошлости и почувствуют в себе укрепляющее влияние веры в личное достоинство и в благородную природу человека <...>. Лермонтов, конечно, не примиряется с жизнью и не приучает к выносливому терпению. Он, скорее, возбуждает недовольство и строгие требования к жизни, манит идеалом нравственной мощи и крепости, которые только и могут служить основанием силы характера» (С. 75—76; интересно, что Шелгунов говорит здесь о Лермонтове примерно в тех же выражениях, в каких говорил об Аввакуме, раскольниках и стрельцах в 1868 г.). Критик отметил актуальность произведений Лермонтова (С. 91), а также связь его творчества с западноевропейской литературой, которая и создала «поэтическую мощь» Лермонтова. В этом отношении Лермонтову уступает мало знакомый с европейской литературой Некрасов, образы которого «монотоннее и беднее». «...Некрасов по своей однопредметности и односторонности займет в воспитательном отношении второстепенное место, а первое место будет принадлежать таким поэтам, как Лермонтов» (С. 91).
1 Цитата из стихотворения Д. В. Давыдова «Современная песня»
(1836).
2 17 апреля 1863 г. был принят закон об отмене наказаний плетьми и
шпицрутенами.
3 Очевидно, Шелгунов считает излишним вновь обращаться к «Ев
гению Онегину», после того что было сказано о романе и его героях
Д. И. Писаревым в первой статье критического цикла «Пушкин и Белин
ский» (РСл. 1865. №4; Писарев Д. И. Сочинения. М., 1956. Т. 3. С. 306—
364).
* Выше в той же статье Шелгунов писал о «Житии протопопа Аввакума»: «И в то же время эти чугунные натуры способны к самому нежному чувству, даже с оттенком сентиментализма. У Аввакума в его походе с Пашковым была черная курица, которую как-то задавили. Через 15 лет он вспоминал об этой курице с сердечной теплотой. "Жалею! — говорил он. — И та курочка, одушевленное Божие творение, нас кормила, и сама с
Комментарии
Комментарии
нами кашку сосновую из котла тут же клевала..."» (Дело. 1868. № 6. С. 99).
5 15 сентября 1656 г. Аввакум по приказу воеводы А.Ф.Пашкова
был наказан кнутом. В «Житии» Аввакум вспоминал: Пашков «збил
меня с ног и, чеп ухватя, лежачаго по спине ударил трижды и затем по
той же спине семъдесят два удара кнутом. И я говорил: "Господи, Иисусе
Христе, Сыне Божий, помогай мне!" Да то же беспрестанно говорю; так
горько ему, что не говорю: "Пощади!"» (Там же. С. 96).
6 Байрон отправился в июле 1823 г. в Грецию, чтобы участвовать в
борьбе с турками на стороне греческих повстанцев, и в апреле 1824 г.
умер от лихорадки в осажденных Миссолонгах.
7 Подразумевается предисловие к «Герою нашего времени», напеча
танное Лермонтовым во втором издании романа (1841).
8 Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760—1825) — французский фило
соф, социалист-утопист. Сен-Симон полагал, что при рациональном обще
ственном устройстве человечеством должны управлять «ученые», «ху
дожники» и «индустриалы», причем первой из названных групп должно
принадлежать безусловное главенство.
9 Аллюзия на комедию Гоголя «Женитьба».
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 582 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!