Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ствования. И этот шаг был сделан на рубеже XIX -— Ч \ ш и щ
Особенно показательны в этом отношении гнклгдмін ричиш Анатоля Франса («Остров пингвинов», «Боги жаждуі», -Нин i.um< ангелов») с их концепцией круговорота истории и бс.пыдглчиц пі всякой попытки качественного обновления мира. В сущінн ні, ми последующие реалистические произведения XX века, поки.шп.пп щие практическую несостоятельность человеческих стремлении к лучшей жизни, представляют собой лишь различные формы конкрг тизации тех колоссальных художественно-философских обобщений, которые сделаны Франсом в этих романах.
Традиции обоих направлений классической реалистической литературы — «социально-критического» и «психологически-утверж-дающего» — и их сочетание в виде «неореализма» достаточно определенно прослеживаются в русской литературе XX века, притом не только начала XX века, например, в творчестве Бунина и Куприна, но и после 1917 года вплоть до наших дней. Особое значение продолжение этих традиций имеет в русской литературе на материале послереволюционной действительности и дальнейшей судьбы российского общества.
«Социально-критическое» и «психологически-утверждающее» направления в реализме возникают всякий раз, когда существуют общественные условия, враждебные личной самоценности человека, и когда возникает необходимость в защите личности. После 1917 года в нашей стране такие условия складывались постоянно и в самых ужасающих проявлениях. Поэтому на протяжении всей истории советского общества существовала такая литература и давала высочайшие образцы художественного творчества, несмотря на ее запреты и жесточайшие преследования ее авторов. Наиболее значительные ее представители — Е.Замятин, М.Булгаков, А.Платонов. А.Солженицын.
Первым крупным произведением «социально-критического» реализма, созданным на материале послереволюционной действительности, явился роман-антиутопия Е.Замятина «Мы» (1920). Роман представляет собой художественную актуализацию и абсолютиза-
246 Реализм
цию практики военного коммунизма — физического подавления противников революции, предельной мобилизации сил социализма, максимальной централизации политической власти, политизации всей жизни страны. Это художественная проекция такого общественно-преобразовательного опыта в будущее с позиций «социально-критического» реализма. К чему может привести такая общественная практика, и показано в образе «Единого государства». Условия жизни, созданные здесь, подвергают людей полной нивелировке, личная самоценность человека подавлена до предела: нет ни фамилий, ни имен; люди различаются по «нумерам», едят все в одно и то же время, одну и ту же, искусственную пищу; ложатся спать по сигналу, встают одновременно, думают (стараются думать) одинаково, интимные встречи между мужчинами и женщинами допускаются только по спецталонам.
По форме «Единое государство» демократическое: здесь ежегодно проводятся выборы главы государства — одного и того же Благодетеля и всегда единогласно. Это считается высшим политическим достижением, идеальной политической системой.
Всякое отклонение от этих порядков в общественной и личной жизни оценивается как пережиток далекого прошлого и нещадно карается. Каждый обязан доносить на другого, если заметил у него какое-нибудь отклонение, и в соответствующих учреждениях — очереди доносчиков.
Пережитком считается и душа, чувственное влечение людей друг к другу, любовь. Но все же, несмотря на всю систему крайнего подавления человека, и его душа, и его способность любить сохраняются, сохраняется поэтому и личная самоценность. Наиболее ярким носителем этой самоценности, как и у классиков русской реалистической литературы, представлена женщина (нумер 1-330). Она и одета оригинально, и питается иначе, и не бичует себя за пережитки, а, напротив, гордится ими, и на казнь идет с сознанием и видом своего человеческого достоинства, а не с радостным сознанием своей вины, как это положено в «Едином государстве».
Непосредственным объектом мощного сатирического изобличения в творчестве Платонова, гениально продолжившего сатирическую традицию Салтыкова-Щедрина, явилась общественно-преобразовательная практика конца 20-х — начала 30-х годов в условиях партийно-государственной системы подавления человека, лишения его всего необходимого для нормального существования и
________________________________________________________ 247
массового уничтожения людей во имя абстракции идеального общественного устройства (конкретнее об этом в разделе «Ирония и сатира»),
В творчестве М.Булгакова с одинаковой силой получили свое продолжение и «социально-критическая» и «психологически-утвер-ждающая» разновидности классического русского реализма: первая разновидность наиболее результативно в повестях «Собачье сердце» и «Роковые яйца», вторая — особенно мощно в романах «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».
Сатира М.Булгакова не просто против сопутствующих негативных явлений вновь сложившейся общественной системы, как ее трактуют некоторые литературоведы1, а против господствующих в этой системе невежества и грубого насилия. А глубоко концептуальный роман «Белая гвардия» отнюдь не только об исторической несостоятельности белогвардейского движения, как о нем у нас писали2, но и о трагедии непреходящих ценностей человеческого бытия.
Центральные герои романа, сестра и братья Турбины, оберегают нравственные ценности своих предков, у них все сохраняется так, как было при жизни их родителей и родителей их родителей: взаимное доверие, дружба, уважительное отношение к своим близким, вообще гуманное отношение к людям. В этом они видят смысл своей жизни и жизни вообще, и поэтому они воспринимают революцию как катастрофу, гибель для подлинно человеческого существования людей. Именно поэтому, с целью сохранения сложившихся ценностей человеческой жизни, братья Турбины идут в белую гвардию. Но белая гвардия оказалась слабой, деморализованной, командиры предают ее.
Однако это отнюдь не означает дискредитации тех нравственных ценностей, носителями которых являются Турбины. Это лишь усугубляет их трагедию — не только как представителей старого мира, но и их трагедию как хранителей нравственных ценностей человечества,э целом, ставя их в совершенно безвыходное положение, в бесперспективно трагическое состояние.
1 Например, в предисловии к изданию: Булгаков М. Избранное (М.:
Художественная литература, 1982. — С. 4) утверждается, что сатира Булгакова
была направлена против новоявленных буржуа, порожденных нэпом, и
высмеивается «авантюризм и бескультурье руководящих граждан, примазавшихся к
советской власти».
2 См., например, предисловие к изданию: Булгаков М. Мастер и Маргарита
(М Художественная литература, 1988. — С. 8).
248 Реализм
Надежда видится в романе лишь где-то далеко, и связана она не с историческим процессом, не с преобразованиями общественной жизни, а с тем, что люди когда-нибудь образумятся и соединятся с естественным, со всесветским смыслом бытия:
«Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Так заканчивается роман.
В «Мастере и Маргарите» художественный мир Булгакова предстает во всем богатстве своего содержания и формы. В романе — удивительное сочетание конкретно-исторических и условных, фантастических форм, причудливая композиция, поразительная емкость художественного мира с явным стремлением охватить, вобрать в себя, художественно сконцентрировать всю историю христианского мира. Но в этом мире есть свой центр, к которому сходится все остальное, — судьба талантливой личности, гуманизма и самого сокровенного человеческого чувства — любви, их судьба в наше время, судьба Мастера и Маргариты в условиях господства сил, поправших христианство, отказавшихся от него, еще раз распявших Христа — через две тысячи лет после первого распятия. Мастер — тот же Христос, и судьба его та же. Такова же судьба и всех лучших людей всех времен по художественной концепции сути бытия в романе Булгакова: все было — и Христос, и Понтий Пилат, и распятие Христа — и все осталось, сохранилось и повторяется вновь и вновь, свидетельством этому является сам профессор Воланд, который был и при распятии Христа, и пребывает в советской Москве 20—30-х годов XX века. И сам Воланд каким был, таков и есть, и творит все, что может творить добрый Дьявол, то есть все, что в его власти и что во власти кого-то вообще. Все дело в том, что эта власть имеет свои пределы, она не может затронуть сути бытия. Она, эта суть, постоянна.
Из всех дьяволов в мировой литературе Воланд ближе всего к Сатане из романа Анатоля Франса «Восстание ангелов». Читаешь роман Булгакова и ловишь себя на мысли, что Воланд — это Сатана, прочитавший роман А.Франса и убедившийся, что ни он и никто изменить жизнь, по существу, не может. Воланд может лишь разоблачить порок и наказать носителей порока, он может сочувствовать добру, добрым людям, их любви друг к другу, их трагическойГсудьбе,
_______________________________________________________ 249
но изменить их судьбу реально не может. Он может поддержать их в сознании их действительной ценности и вселить в них надежду, что подлинно человеческие ценности когда-нибудь воцарятся в мире.
Воланд — то же, что и писатель типа Булгакова. Писатель, который нещадно разоблачает условия жизни, враждебные человеческой личности, художественно утверждает богатейшие субъективные возможности человека, но вынужден показать, что для реализации этих возможностей объективная действительность условий в себе не заключает, а заключает в себе, напротив, силы подавления и уничтожения человека, всего действительно ценного в нем.
В этом же русле сложилось позднее и в основном продолжает развиваться художественное творчество А.Солженицына. Пафос его произведений в утверждении способности людей сохранять свое человеческое достоинство в неблагоприятных для этого обстоятельствах, причем самые неблагоприятные из них — условия тюремной жизни и в лагере заключенных — предстают в его творчестве как крайний вариант условий ограничения и подавления человека, характеризующих жизнь в целом (см. об этом в разделе «Творческий метод»). Это вполне органично подключает творчество А.Солженицына к классической реалистической литературе — и к «социально-критической», и «психологически-утверждающей» ее разновидностям.
Из последних произведений современной литературы, непосредственно продолжающих традицию классической русской реалистической литературы, заслуживает особого внимания роман А.Битова «Пушкинский дом».
Писатель в причудливой форме, с виртуозным применением всевозможных способов повествования изображает, как представители старой, русской аристократии выжили во время Октябрьской революции и гражданской войны и как они приспособились к новым условиям. Старшее поколение еще пыталось как-то сохранить свое человеческое достоинство. Это яркие человеческие индивидуальности. Дед в 20-е годы был выдающимся лингвистом, дядя — талантливым военачальником. Но в конце концов оба они оказались вне своего дела, вообще без дела. Оба раскрывают себя как незаурядные личности только в состоянии опьянения.
Младший из Одоевцевых совсем растворился в обстоятельствах, стал заурядным, посредственным сотрудником «Пушкинского дома» в Ленинграде. Обстоятельства в романе полностью подавляют чело-
250 Реализм
веческую личность, формируют ее характер, определяют нормы поведения, нравственный облик героя. Это типичное произведение классического реализма с социально-критической направленностью.
«Социально-утверждающий» реализм
Под этим терминологическим обозначением имеется в виду творчество таких писателей, как М.Горький, В.Маяковский, А.Веселый, М.Шолохов, А.Твардовский, Л.Арагон, И.Бехер, Б.Бехер. Обычно в советском литературоведении такая литература называлась «социалистическим реализмом». В последние годы (особенно в 1988— 1989 гг.) этот термин подвергся резкой критике, главным образом потому, что советское литературоведение, особенно в 30—50-е годы, называло социалистическим реализмом широко распространявшиеся в то время у нас произведения отнюдь не реалистические, а нормативные, схематичные, парадно-культовые, лакированные, угодные господствовавшему в то время административно-командному партийному и государственному руководству1. Это придало негативное значение понятию «социалистический реализм». Поэтому, чтобы отделить позитивное значение этого понятия от негативного, здесь предлагается рабочее терминологическое обозначение литературы, которая действительно явилась в XX веке существенно новой разновидностью реалистической литературы. Суть новизны заключена в соединении субъективных стремлений личности к самоутверждению с реальной объективно-исторической возможностью, самоутверждения личности в интересах общества или, в более узком, но более конкретном смысле, в художественной актуализации и абсолютизации созидательно-творческих возможностей человека. На такой художественно-творческой основе эта литература возродила в мировой литературе народный героический эпос (например, «Россия, кровью умытая» А.Веселого, «^слезный поток» А.Серафимовича), по-новому художественно освоила сложнейшие драматические и трагические жизненные ситуации (с особой силой в «Тихом доне» М.Шолохова), создала новую разновидность реалистической
1 Выступления в печати и дискуссии по этому вопросу опубликованы в сб.: С разных точек зрения: Социалистический реализм сегодня. — M., 1990.
________________________________________________________ 251
сатиры (например, «Баня» и «Клоп» В.Маяковского, «Теркин на том свете» А.Твардовского).
Нагляднее всего особенности этой, «социально-утверждающей», разновидности реалистической литературы по сравнению с классической реалистической литературой прослеживаются при сопоставительном анализе произведений, созданных в одно время, «конгениальными» авторами, критически направленных против одних и тех же негативных явлений общественной жизни и одновременно утверждающих созидательно-творческие ценности людей. Например, «Баня» В.Маяковского и «Мастер и Маргарита» М.Булгакова.
В «Бане» Маяковского есть тоже Мастер своего дела, гениальный конструктор Чудаков, создавший машину времени, способную уплотнить время и ускорить общественно-исторический процесс. У Чудакова, как и у Мастера, есть свои противники и не менее сильные, чем у Мастера,— это те, кто доволен тем, что есть, прежде всего главный сатирический персонаж пьесы главначпупс Победрносиков, воплощение бюрократии, только что утвердившейся у нас власти административно-государственного аппарата, тупой, грубой и самоуверенной. Он — главный начальник по управлению согласованием, ему неважно, чем управлять и что согласовывать, главное — управлять и согласовывать и тем самым тормозить и подавлять созидательно-творческую деятельность людей.
По логике художественного творчества «социально-утверждающего» реализма главначпупс Победоносиков должен быть преодолен, но Маяковский уже понимал, что реально, в его время это было исторически невозможно, так как победоносиковы еще только набирали силу и были уверены в своем будущем. Тогда писатель, как и Булгаков, обращается к другой, отдаленной эпохе, но не к прошлой, а к будущей, когда, по убеждению писателя, главначпупсы исчезнут из общественной жизни. Он вводит фантастический образ «Фосфорической женщины», которая в структуре пьесы играет роль, аналогичную роли Воланда в «Мастере и Маргарите»: устанавливает непосредственную связь отдаленных времен и активно участвует в делах настоящего времени. Но характер этого участия существенно отличается от того, что/делает Воланд. Он разоблачает пороки и наказывает их носителей, но по существу жизнь изменить не в силах. Фосфорическая женщина нейтрализует действия главначпуп-са, «машина времени» Чудакова приходит в действие, начинается ускоренный общественно-исторический процесс, в ходе которого об-
252 Реализм
щество на определенном этапе движения освобождается от главнач-пупса и его приспешников. Тем самым художественно, духовно административно-командная система управления была преодолена уже в конце 20-х годов. Хотя реально она еще долго господствовала в нашей стране и только теперь, с большим трудом начинает преодолеваться, в результате чего, опять-таки с большим трудом, начинают освобождаться созидательно-творческие силы народа.
«Универсальный» реализм
Под этим условным терминологическим обозначением имеется в виду разновидность реалистической литературы, которая утвердилась в русской литературе в последние три десятилетия. Это прежде всего так называемая «деревенская проза» в лице таких талантливых писателей, как В.Астафьев, В.Белов, В.Распутин. Кроме ряда других своих особенностей, эта литература выделилась тем, что стала существенно по-новому художественно осваивать связь настоящего с прошлым и будущим. До этого в советской литературе преобладало критическое отношение к прошлому, а положительное в жизни представлялось заключенным в движении от настоящего к будущему. «Деревенская проза» обратила внимание на то, что прошлое — носитель непреходящих человеческих ценностей, художественно актуализировала нравственные ценности трудящегося народа, приобретенные веками его духовно-практического опыта. Уже это придает такому творчеству основательность, емкость, наполняет произведения глубинным сущностным содержанием бытия, причем не только общественного бытия человека, но и его естественного бытия.
«Деревенская проза» существенно расширяет художественное освоение связей человека с миром за счет естественных условий человеческого бытия и в этих связях ищет разгадку таких свойств, поступков человека, таких его «вывертов», которые только общественными условиями объяснить не удается.
Нельзя сказать, что обращение к естественной природе человека с целью выявления его сущности является исключительным достоянием «деревенской прозы». Из естественной природы человека по-разному выводили его сущность и гуманисты Возрождения» и сентименталисты, и натуралисты. «Деревенская проза» продолжает эту традицию в качественно новом виде. Она раскрывает сущность
_____________________________ -______________________ 253
человеческой жизни как постоянно живую, органическую взаимосвязь человека с человеком и природой, как их взаимообогащение, взаимопроникновение, взаимопереход. «...Словно что-то вошло в него (в героя Распутина из рассказа «Век живи, век люби») и что-то из него вышло, чтобы, поменявшись местами, сообщаться затем без помехи».
В целом же не только в творчестве писателей «деревенской прозы», но и ряда других современных писателей (у нас и за рубежом) вполне определенно обнаруживается новый тип художественной мотивировки сущности бытия и человеческого характера — не просто социальной и психологической мотивировки, свойственной прежнему реализму, но и родовой человеческой и, так сказать, экологической мотивировки. Эта литература стремится проникнуть через социально-бытовую, общественно-официальную оболочку человека в его родовую человеческую и естественную сущность и художественно реализует возможности самоутверждения человеческой личности как родового и естественного существа, как представителя человеческого рода и его естественной среды — природы, того, что составляет непременное условие существования человеческого рода.
В этом русле к настоящему времени уже создано много значительных художественных произведений. Из последних публикаций это и «Третья правда» Л.Бородина, и «Стоянка человека» Ф.Искандера, и «Семь дней творения» В.Максимова.
В первой главе романа «Семь дней творения», в первом дне творения под названием «понедельник», Максимов берет целиком зафор-мализованного социально-политическими обстоятельствами советского служащего, для которого, как для чеховского «человека в футляре», все в жизни точно расписано на то, что можно и чего нельзя, но который вдруг, по воле писателя, сначала чисто случайно, а потом все более и более по существу, уже под конец своей жизни, начинает открывать в окружающих его людях и в себе подлинное, глубинное содержание человеческого бытия и поразительно наглядно, зримо превращается в духовно богатую личность, способную самоутверждаться и пробуждать родовую человеческую сущность в других людях. Свершилось художественное чудо — сотворение человека как родового существа.
Скорее всего, именно за такой литературой утверждается наиболее перспективное и художественно результативное развитие современной и будущей реалистической литературы.
-454
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................................... З
І
Художественная литература как вид искусства....................... 6
Сущность художественного творчества..................... 6
Концепции сущности искусства как подражания жизни..... 6
Концепции сущности искусства как субъективной творчес
кой способности................................................................. 12
Объективно-исторические концепции сущности искусст
ва....................................................................................... 24
Современные теории сущности художественного творчест
ва............................................................................................. 33
Художественное содержание и художественная форма............. 39
Творческая природа художественного
содержания и формы................................................................ 39
Познавательное значение литературы. Художественно-
творческая типизация............................................................... 51
Идейно-эмоциональная направленность литературы.
Пафос, художественная правда и иллюзия................................ 60
Воспитательно-эстетическое значение искусства...................... 66
Художественный образ............................................................ 68
Виды искусства и специфика литературы........................ 76
II
Общая типология художественной литературы........................ 86
Литературные роды............................................................... 86
Эпос........................................................................................ 90
Лирика.................................................................................... 93
Драма...................................................................................... 98
Типы художественного содержания....................................... 101
Героика.................................................................................. 104
Этологический ("нравоописательный") тип художествен
ного содержания.................................................................... 106
I
______________________________________________________ 255
Интеллектуальность как тип художественного
содержания...................................................................... 108
Сентиментальность......................................................... ПО
Самоценно-личностный тип художественного содержания
(романтика)..................................................................... 114
Трагизм............................................................................ 116
Драматизм........................................................................ 121
Романтическое как тип художественного содержания. 122
Комическое и его разновидности (юмор, сатира, ирония,
сарказм)............................................................................ 123
Юмор и сатира................................................................... 124
Ирония и сарказм............................................................... 126
Литературные жанры...................................................... 128
Эпические жанры............................................................ 129
Жанры драматургии........................................................ 137
Жанры лирики.................................................................... 139
III
Конкретно-историческая типология художественной
литературы..................................................................... 141
Художественные системы, творческие методы, лите
ратурные направления, течения и стили...................... 141
Художественная система................................................ 141
Творческий метод........................................................... 150
Литературное течение.................................................... 160
Литературное направление............................................. 161
Литературный стиль....................................................... 163
Универсальные художественные системы...................... 165
Художественные системы античности и средневековья 167
Гуманистическая литература эпохи Возрождения как
художественная система................................................ 173
Классицизм XVII века..................................................... 186
Литература Просвещения.................................................. 190
Романтизм и модернизм................................................... 208
Романтизм....................................................................... 208
Модернизм......................................................................... 225
Реализм................................................................................. 227
«Социально-критический» и «психологически-утверждаю-
щий» реализм XIX—XX веков............................................. 234
«Социально-утверждающий» реализм............................ 250
«Универсальный» реализм............................................... 252
Учебное издание Волков Иван Федорович ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Зав. редакцией В.П.Журавлев
Редактор Е.И.Правоторова \. Обложка художника И,С.Захарова Компьютерная верстка М.В.Ииколаевои
ИБ № 14823
Лицензия ЛР № 010001 от 10.10,91.
(-дано в набор 19.10.94. Подписано в печать 19.12.9-1. Формат 60-90, 16. Бумага офсотная. Печать офсетний Усл. неч. л. 16,0. Тираж 20000 экз. Зпкн.ч ЛГ 246
Ордени Трудоиого Красного Знамени издательство «Просиеїш'нис» Комитета Российской Федерации по мочати. 1І27521 Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41
Гуманитарный иадатольский центр ВЛАДОС.
1 17571 Москва, проспект Вернадского, 88.
Могиингнии педагогичегкий госудпротвонный университет,
комн. 452, тел./факс 437 99-98, тел. 437-34-53.
АО „Чертановская типография" 113S45, Москва, Варшавское шоссе, 129а
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 363 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!