Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел «[Человек, совершающий земной поклон,] ставит колени свои [на землю] прежде рук своих 6 страница



1074. Мусаддад — Абу-Гавана — Муухаваль бен Рашид — Муслим аль-Бутайн — Сагид бен Джубайр — Ибн- Габбас; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.) читал в утренней молитве пятничного дня суру «Земной поклон», и «Не было ль в [бытии] человека времени, когда ([халь ата галяль инсани хинум-минад-дахри])...»

1075. Мусаддад — Йахья — Шугба — Мухавваль — с той же цепочкой и содержанием. И добавил: «...в ПЯТНИЧНОЙ молитве—суру «Пятничный день», и «Когда придут к тебе лицемеры...»([иза джа-акаль мунафикун]).

Раздел «Одежда к пятничной молитве»

1076. Аль-Кагнабий — Малик — Нафег — Габдулла бен Гумар — Гумар бен аль-Хаттаб — увидел рубаху, [что была у многих, и] что продавалась у входа в мечеть, и сказал: «О Посланник Аллаха! Если я приобрету эту [рубаху], и [буду] одевать его на пятничной молитве, и перед послами [различных времён], когда они будут прибывать к тебе?» И сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Поистине, одевает это тот, у кого нет доли в жизни последней». Затем принесли Посланнику Аллаха (м.е.и 6.!) [несколько] (из) этих рубах, и отдал он Гумару бен аль-Хаттабу одну рубаху из них. И сказал Гумар: «Надел на меня ты её, о Посланник Аллаха, и уж сказал ты о рубахе Гутарида [бен Хаджиба бен Зурары ат-Тамимий], то что сказал ты (?)» И сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Поистине, я не надел её на себя, дабы носил ты её». И надел её Гумар на одного из братьев сво­их, [одного] идолопоклонника Мекки».

1077. Ахмад бен Салих — Ибн-Вахб — Йунус и Гамр бен аль-Харс — Ибн-Шихаб — Салем — от отца его; (пос­ледний) сказал: увидел (ваджада) Гумар бен аль-Хаттаб парчовую рубаху [, что] продавалось на рынке; и взял её, и пошёл с ней к Посланнику Аллаха (м.е.и б.!). И сказал Пророк]: «Приобрети эту ру­баху, принарядись (ею) на праздник, и перед послами...» — затем рассказал тот же хадис. А пер­вый хадис более полон.

1078. Ахмад бен Салих — Ибн-Вахб — (Йунус и) Гамр, что Йахья бен Сагид аль-Ансарий рас­сказал ему, что Мухаммад бен Йахья бен Хаббан рассказал ему, что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Что будет кому-то из вас, если [будут] у него...» или «Что будет с кем-либо из вас, если будут у него две одежды для пятничного дня, кроме двух одежд для работы его [имеются в виду рубаха и штаны]».

Сказал Гамр: «Сообщил мне Ибн-Аби-Хабиб — от Мусы бен Сагда — от Ибн-Хаббана — от Ибн-Саляма, что он [последний] слышал, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) говорил оное, стоя на подмостках мечети (минбар)».

182

Сказал Абу-Дауд: и передал его Вахб бен Джарир — от отца его — от Йахьйи бен Аййуба — Йазида бен Аби-Хабиба — от Мусы бен Сагды — от Йусуфа бен Габдуллы бен Саляма — от Про­рока (м.е.и б.!).

Раздел «Сидение [людей] кругом в пятничный день»

1079. Мусаддад — Йахья —Ибн-Гаджлан — Гамр бен Шубайб — от отца его — от деда его [Гамра], что Пос­ланник Аллаха (м.е.и 6.!) запретил куплю-продажу в мечетях; и чтобы [не] объявлялось в них о пропажах; и чтобы [не] читались в них стихи; и запретил садиться кругом перед [началом] мо­литвой в день пятницы.

Раздел «О [сооружении] кафедры [в мечети]»

1080. Кутайба бен Сагид — Йагкуб бен Гадур-Рахман бен Мухаммад Ибн-Габдулла бен Габдуль-Карий — аль- Кураший — Абу-Хазем бен Динар; сказал [последний], что мужи пришли к Сахлю бен Сагду (ас-Сагидий), и задумались — из какого дерева были сделаны подмостки [кафедра]. И спросили его о том, и сказал: «Клянусь Аллахом, поистине, я, несомненно, знаю, из чего они. И уж видел я их с первого дня [их] сооружения, и первый день, что воссел на них Посланник Аллаха (м.е.и 6.!): послал Пос­ланник Аллаха (м.е.и 6.!) к такой то-женщине — назвал Сахль имя её, повелев: «Вели сыну твоему, плотнику, дабы сделал он мне подмостки, [дабы] сидел я на них, когда буду я произносить речи [пред] людьми». И велела она ему, и сделал он их из тамариска, [что растёт] в лесу, затем пришёл с ними. И послала [она] его к Пророку (м.е.и б.!). И повелел [Пророк] поставить их вот здесь. И видел я Посланника Аллаха (м.е.и 6.!), [стоящим] на них, и как возвеличил [он Аллаха] на них; затем совершил поясной поклон, [стоя] на них; затем спустился, пятясь, и совершил земной пок­лон у основания подмостков [кафедры]. Затем вернулся [на подмостки]. И, когда освободился, обратился к людям [лицом], и сказал: «О люди! Поистине, сделано это было, дабы следовали вы мне, и научились молитве моей».

1081. Аль-Хасан бен Галий — Абу-Гасем — Ибн-Аби-Раууад — Нафег — Ибн-Гумар; [последний передал,] что Пророк (м.е.и б.!), когда набрал в весе, сказал ему Тамим-ад-Дарий: «Не изготовить ли мне для тебя подмостки, о Посланник Аллаха, [что будут] собирать (, или [сказал:] поддерживать) кости твои?» Сказал [Пророк]: «И изготовил он ему подмостки [с] двумя ступеньками».

Раздел «Место подмостков [кафедры]»

1082. Мухаммад бен Халед — Абу-Гасем — Йазид бен Аби-Губайд — Салама (бен-аль-Акваг); сказал [послед­ний]: «Было меж подмостками Посланника Аллаха (м.е.и 6.!) и меж стеной расстояние, подобное [тому, что достаточно для] прохождения одной овцы».

Раздел «Молитва пятничного дня прежде склонения [солнца с] зенита»

1083. Мухаммад бен Иса — Хассан бен Ибрахим — Лайс — Муджахид — Абу-ль-Халиль — Абу-Кутада — от Пророка (м.е.и б.!), что он не любил молитву в середине дня, кроме как в день пятницы. И сказал: «Поистине, геенна [огненная] зажигается [и воспламеняется] людьми, кроме как в день пятницы».

Сказал Абу-Дауд: он [этот хадис] [был рассказан от имени последнего рассказчика] («мур­саль»): Муджахид старше, нежели Абу-ль-Халиль, а Абу-ль-Халиль не слышал-[никакого хадиса] от Абу-Кутайды.

Раздел «(О) времени пятничной [молитвы]»

1084. Аль-Хасан бен Галий — Зайд бен аль-Хаббаб — Фулайх Ибн-Сулейман — Гусман бен Габдур-Рахман ат- Таймий; сказал [последний]: слышал я, как Анас бен Малик говорил: «Совершал Посланник Аллаха (м.е.и б.!) пятничную молитву после того, как солнце склонялось с зенита».

183

1085. Ахмад бен Йунус — Йагьля бен аль-Харс; [последний сказал]: слышал я, как Ияс Ибн- Салама бен аль-Акваг рассказывал [, передавая] от отца своего, говоря ([каля]): «Совершали мы с Посланником Аллаха (м.е.и 6Л) молитву, затем расходились, и не было в это время теней у стен».

1086. Мухаммад бен Касир — Суфьян — Абу-Хазем — Сахль бен Сагд; сказал [последний]: «После ПЯТНИЧ-' ной молитвы отдыхали мы, лёжа в полудреме ([накыйлю]), и обедали».

Раздел «Призыв на молитву в пятничный день»

1087. Мухаммад бен Салама аль-Мурадий — Ибн-Вахб — Йунус — Ибн-Шихаб; сказал [последний]: сообщил мне ас-Саиб бен Йазид, что во времена Пророка (м.е.и б.!), и Абу-Бакра, и Гумара (да будет Аллах доволен ими обоими!) в день пятницы начало призыва на молитву было [тогда,] когда имам са­дился на кресло. И, когда было [время] правления ([хиляфа]) Гусмана, и умножилось [число] людей, повелел Гусман произносить в пятничные дни третий призыв на молитву. И был этот призыв для приезжих. И утвердилось это дело на том [на произнесении двух призывов на мо­литву]».

1088. Ан-Нуфайли — Мухаммад бен Салама — Мухаммад бен Исхак — аз-Зухрий — ас-Са-иб бен Йазид; сказал [последний]: «Произносили призыв на молитву в пятничные дни пред Посланником Аллаха (м.е.и б.!) над вратами мечети, когда он садился на кресло; и [перед] Абу-Бакром и Гумаром [когда они бы­ли халифами]... — затем рассказал [хадис], подобный хадису Йунуса.

1089. Ханнад бен ас-Сарий — Габда — Мухаммад, т. е., Ибн- Исхак — аз-Зухрий — ас-Саиб; последний] сказал: «Не было у Посланника Аллаха (м.е.и б.!) никакого иного человека, произносящего призывы на молитвы [муэдзина], кроме одного (муэдзина) — Биляля...» — затем привёл содержание того же [хадиса].

1090. Мухаммад бен Йахья бен Фарис — Йагкуб бен Ибрахим бен Сагд — Убайй — Салих — Ибн-Шихаб; [пос­ледний сообщил,] что ас-Са-иб бен Йазид, сын сестры Намра, сообщил ему, сказав: «И не было у Посланника Аллаха (м.е.и б.!) иного [муэдзина], нежели одного человека, произносящего призывы на молитвы [муэдзина]...» — и рассказал этот хадис, и не полностью.

Раздел «Имам разговаривает с людьми (человеком) во [время] проповеди»

1091. Йагкуб бен Кагб аль-Антакий — Махлад бен Йазид — Ибн-Джурайдж — Гатаъ — Джабер; последний] ска­зал: «Когда воссел Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) на [кресло своё] в день пятницы, сказал: «Сади­тесь». И услышал оное Ибн-Масгуд, и сел у (на) ворот мечети. И увидел его Посланник Аллаха (м.е.и б.!), и сказал: «Подойди сюда, о Габдулла бен Масгуд!»

Сказал Абу-Дауд: этот [хадис] был узнан [в пересказе] от имени последнего («мурсаль»); и, по­истине, передали его люди от Пророка (м.е.и 6.!). А Махлад — старый человек [эти слова его ука­зывают на то, что степень доверия его ему наинижайшая. — имам ас-Сахарнуфурий].

Раздел «Сидение [людей] после [того, как имам] взошёл на подмостки»

1092. Мухаммад бен Сулейман аль-Анбарий — Габдуль-Ваххаб, т.е., Ибн-Гатаъ — аль-Гумарий — Нафег — Ибн-Гумар; сказал [последний]: «Пророк (м.е.и б.!) читал две проповеди: садился после того, как под­нимался на подмостки — пока не заканчивал (полагаю я, что сказал он «муэдзин»); затем вста­вал и читал проповедь. Затем садился и не говорил ничего; затем вставал и читал проповедь».

Раздел «Проповедь читается стоя»

1093. Ан-Нуфайлий — Габдулла бен Мухаммад — Зухайр — Саммак — Джабер бен Самура; [последний] пере­дал, что Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) читал проповеди стоя; затем садился; затем вставал и читал проповедь — стоя [же]. И тот, кто рассказал тебе, что читал он проповеди сидя, то уж солгал. И сказал: «Уж, клянусь Аллахом, совершил я с ним более двух тысяч молитв!»

184

1094. Ибрахим бен Муса и Гусман бен Аби-Шайба (ранее упомянутый) — Абу-ль-Ахвас — Саммак — Джабер бен Самура; сказал [последний]: «Был[и] у Посланника Аллаха (м.е.и б.!) проповед[и] в двух [частях]; сидел он между ними, читая Коран, и повторяя слова поминания [Аллаха] и [наставлений] [для] людей».

1095. Абу-Камиль — Абу-Гавана — Саммак бен Харб — Джабер бен Самура; последний] сказал: «Видел я, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) читал проповеди сидя; затем садился, и сидел [некоторое время], не разговаривая...» — и рассказал [тот же] хадис.

Раздел «Муж читает проповедь [оперевшись] на лук»

1096. Сагид бен Мансур — Шигаб бен Хираш — Щугаийб бен Рузайк ат-Таифий; сказал [последний]: «Сидел я [однажды] с одним человеком, который провёл некоторое время с Посланником Аллаха (м.е.и б.!); звали его Аль-Хакам бен Хазн аль-Кулафий. И стал он рассказывать нам, сказав: «Прибыл я к Посланнику Аллаха (м.е.и 6.!) в числе послов — седьмым из семи, или девятым из девяти. И вошли мы к нему, и сказали: «О Посланник Аллаха! Посетили мы тебя, так попроси у Аллаха для нас добра». И велел он принести нам, или для нас что-нибудь из фиников; и не было [было мало] в то время [фиников]. И провели мы там многие дни, участвуя в пятничных молитвах [ вместе] с Посланником Аллаха (м.е.и б.!). И вставал он, опираясь на палку, или посох, и возносил хвалу Ал­лаху, и восславлял его словами лёгкими, благими и благословенными. Затем говорил (сказал): «О люди! Поистине, вы никогда не будете в состоянии (, или никогда не) сделаете всего того, что бы­ло велено вам. Но наставляйте на путь истинный, и [сейте] благую [радостную] весть».

(Сказал Абу-Галий: слышал я, как Сказал Абу-Дауд: «Утвердили меня кое в чём из оного неко­торые из друзей наших...и уже закончились листы бумаги его).

1097. Мухаммад бен Башар — Абу-Гасем — Гимран — Кутада — Габду-Раббих — Абу-Гайад — Ибн-Масгуд; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!), после того, как произносил слова двух свиде­тельств, говорил: «Да будет всякая хвала воздана Аллаху! Обращаемся мы за помощью к Нему, pi просим прощения [грехов наших] у Него. И прибегаем к [помощи и защите] Аллаха от зла душ наших собственных. Кого поведёт Аллах [путём истинным] — не заблудит того никто; а кого заблудит Он — нет тому водителя [к Истине]. И свидетельствую я, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую я, что Мухаммад — раб Его и посланник Его. И послал он его с Истиной, бла- говестником и предупредителем пред [наступлением] Часа. Кто повиновался Аллаху и Послан­нику Его — то уж встал на путь истинный; а тот, кто не повинуется им, то не причинит вреда [ни­кому], кроме как [только] себе. И не причинит вреда Аллаху ничем ([альхамду ллилляхи наста - гинуху ва настагфируху ва нагузу биллахи мин шурури анфусина ман йахдилляху фа ла мудылла лаху ваман йудлил — фала хадия лах ва ашхаду ан ла илаха иллаллаху ва ашхаду анна мухамма­дан габдуху ва расулюху арсаляху биль хакки баширан ва назиран байна йадайис-сага ва ман йу- тыйгиллаха ва расуляху — фа кад рашада ва ман йагсыхима — фа-иннаху ла йадурру илла наф- саху ва ла йадурруллаха шайа])».

1098. Мухаммад бен Салама аль-Мурадий — Ибн-Вахб — Йунус; [последний сообщил,] что он спросил Ибн- Шихаба о произнесении Посланником Аллаха (м.е.и 6.!) двух свидетельств (ташаххуд) в пятничные дни... — и [привёл] подобный ему [хадису]. Сказал: «...; а тот, кто не подчинится им [ослушается], тот уж заблудится. И просим мы Аллаха, Господа нашего, дабы сделал Он нас из числа тех, кто повинуется Ему, и повинуется посланнику Его, и стремится к довольству Его, и избегает гнева Его. Ибо, по­истине, мы сущи с Его [мощью и поддержанием] и Ему [принадлежим] ([ва ман йагсыхима — факад гава ва нас-алюллаха раббана ан йаджгаляна мимман йутыйгуху ва йутыйгу расулаху ва йаттабигу ридуанаху ва йаджтанибу сахатаху фаиннама бихи ва лаху]).

1099. Мусаддад — Йахья — Суфьян бен Сагид — Габдуль-Газиз бен Рафег — Тамим ат-Таий — Гадий бен Хатим; [последний] передал, что один проповедник [оратор,] (хатыйб) читал проповедь пред Пророком (м.е.и 6.!),

185

и сказал: «Тот, кто повинуется Аллаху и Посланнику Его [;] и кто ослушается их...» И сказал [Пророк]: «Встань (, или): уйди. Какой скверный проповедник (ты)!»

1100. Мухаммад бен Башар — Мухаммад бен Джагфар — Шугба — Хабиб — Габдулла (бен Мухаммад) бен Ма­ган бинт аль-Харс бен ан-Нугман; сказал [последний]: «Не выучила Я [суру] «Каф» никак, кроме как [слу­шая её] из уст Посланника Аллаха (м.е.и 6.!); произносил он её в проповеди каждую пятницу». Сказала: «...и была печь Посланника Аллаха (м.е.и б.!) и наша печь — одной [общей]...»

Сказал Абу-Дауд: сказал Раух бен Губада, передавая от Шугбы, сказав: дочь (бинт) Харесы бен ан-Нугмана; и сказал Ибн-Исхак: Умм-Хишам, дочь (бинт) Хареса бен ан-Нутман.

1101. Мусаддад — Йахья — Суфьян — Саммак — Джабер бен Самер; сказал [последний]: «Была МОЛИТВа Посланника Аллаха (м.е.и 6.!) [совершаема всегда с определённой] помыслом, и проповедь его [читаема с определённой] помыслом: читал он аяты из Корана, и напоминал [их] людям».

1102. Махмуд бен Халед — Марван — Сулейман бен Биляль — Йахья бен Сагид — Гумра — от сестры её; [пос­ледняя] сказала: «Не научилась (ахазту) я [суре] «Каф» никак иначе, кроме как из уст Посланника Аллаха (м.е.и б.!): читал он его [Коран] каждую пятницу».

Сказал Абу-Дауд: так передал его Йахья бен Аййуб и Ибн-Аби-р-Риджаль — от Йахьйи бен Сагида — от Гамры — от Умм-Хишам бинт Харесы бен ан-Нутмана.

1103. Ибн-ас-Сарх — Ибн-Вахб — Йахья бен Аййуб — Йахья бен Сагид — Гамра — от сестры Гамры бинт Габ- дур-Рахман; была [она] старше её,...— того же содержания.

Раздел «Поднятие двух рук [стоя] на подмостках»

1104. Ахмад бен Йунус — За-ида — Хусайн бен Габдур-Рахман; сказал [последний]: «Видел Гимара бен Ру-ай- ба Башара бен Марвана, когда тот творил молитву однажды в пятничный день. И сказал Гимара: «Да осквернит Аллах эти две руки[!]» Сказал Заида: сказал Хусайн: рассказал он [Гимара] мне, сказав: «Уж видел я Посланника Аллаха (м.е.и б.!), [стоящим] на подмостках. Не делал он ничего сверх этого», т.е., указательного пальца, что следует за большим.

1105. Мусаддад — Башар, т. е., Ибн-аль-Муфаддаль — Габдур-Рахман, т.е., Ибн-Исхак — Габдур-Рахман бен Мугавия — Ибн-Аби Зубаб — Сахль бен Сагд; сказал [последний]: «Никогда не видел я Посланника Аллаха (м.е.и 6.!), поднимающим руки свои ([катту]), когда [творил] молитву стоя на кресле своём, или (в) [каком-либо] другом месте; однако видел [я], как говорил он вот так», — и сделал знак указа­тельным пальцем, [и] соединив средний с большим».

Раздел «Чтение проповедей кратких»

1106. Мухаммад бен Габдулла бен Нумайр — Убайй — аль-Галяъ бен Салих — Гадий бен Сабет — Абу-Рашид — Гаммар бен Йасир; сказал [последний]: «Велел нам Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сокращать проповеди».

1107. Махмуд бен Халед — аль-Валид — Шайбан Абу-Мугавия — Саммак бен Харб — Джабер бен Самура ас- Сиваий; сказал [последний]: «Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) делал наставительные речи в пятничные дни долгими, ибо это были слова лёгкие [для слушания, восприятия]».

Раздел «Близость к имаму при [произнесении им наставительных]речей»

1108. Гали бен Габдулла — Мугаз бен Хишам; сказал [последний]: «Нашёл я в книге отца моего [сведе­ния,] писанные рукой его. И не слышал я от него этого: сказал Кутада, передавая от Йахьи бен Малика — от Самуры бен Джундуба; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) ска­зал: «Присутствуйте на поминаниях [Аллаха], и [садитесь по]ближе к имаму; ибо, поистине, не престанет муж отдаляться от [имама], пока не отдалится [его место] в раю, даже если он и вой­дёт в него».

186

Раздел «Имам прерывает проповедь по причине [внезапного] происшествия какого-либо дела»

1109. Мухаммад бен аль Галяъ — Зайд бен Хаббаб — Хусейн бен Вакид — Габдулла бен Бурайда; от отца его; сказал [последний]: «Читал нам Посланник Аллаха (м.е.и б.!) проповедь; и пришли аль-Хасан и аль- Хусейн (да будет доволен Аллах ими обоими!); на них были красные рубахи, и они спотыкались [, падали] и вставали. И спустился он [с подмостков], и взял их, поднял их (на подмостки), и ска­зал: «Истину [сказал] Аллах — «...поистине, имущество ваше, и чада ваши — испытание [соб­лазн]...»([иннама амуалюкум ва аулядукум — фитна]). Узрел я этих двух, и не сдержал себя». За­тем [снова] принялся [за чтение] проповеди».

Раздел «Сидение на корточках, когда имам читает проповедь»

1110. Мухаммад бен Гауф — аль-Мукриэ — Сагид бен Аби-Аййуб — Абу-Махрум — Сахль бен Мугаз бен Анас — от отца его; сказал [последний], что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) запретил сидеть на корточках в пят­ничный день, когда имам читает проповедь.

1111. Дауд бен Рашид — Халед бен Хаййан ар-Ракий — Сулейман Ибн- Габдулла бен аз-Зубуркан — Йагьля бен Шаддад бен Аус; сказал [последний]: «Видел я вместе с Мугавией мечеть Аксу («Байтуль-Макдис»). И собрались мы на [пятничную молитву], и посмотрел я вот [узрел я, что] большинство тех, кто [были] в мечети — были сподвижники Пророка (м.е.и 6.!). И видел я их, передвигающимися промеж собой на четвереньках, когда имам читал проповедь».

Сказал Абу-Дауд: «Ибн-Гумар передвигался на четвереньках, когда имам читал проповедь. И Анас бен Малик, и Шурайх, и Сагсага бен Саухан, и Сагид бен аль-Мусаййиб, и Ибрахим ан-На- хагий, и Макхуль, и Исмаил бен Мухаммад бен Сагд, и Нагим бен Саляма. Последний сказал: «Нет в [оном] ничего такого».

Сказал Абу-Дауд: и не дошло до меня, что кто-либо считал это недопустимым, кроме как Гу­бада бен Нусайй.

Раздел «Разговоры, когда имам читает проповедь»

1112. Аль-Кагнабий — Малик —- Ибн-Шихаб — Сагид— Абу-Хурайра; [последний передал,] ЧТО Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Если ты скажешь [кому-нибудь]: «Молчи [и слушай имама]!» ([ансыт]), когда имам [будет] читать проповедь, то уж скажешь ты пустословное».

1113. Мусаддад и Абу-Камиль — Йазид — Хабиб аль-Мугаллим — Гамр бен Шутайб — от отца его — от Габ­дуллы бен Гамра — от Пророка (м.е.и б.!). [Пророк] сказал: «Присутствуют на пятничной молитве три сонма [людей]: муж, что приходит на него и пустословит; и это — его доля от неё [пятничной молитвы]; и муж, что приходит на неё, [и] творит молитву; и это есть суть муж, что взывает к Аллаху (да возвеличится и да восславится [имя] Его!) [прося его о чём-либо]: если пожелает [Ал­лах] — даст ему, и если пожелает — лишит его [воспрепятствует ему]; и муж, что приходит на неё [присутствует на ней] со вниманием и молчанием, и не проходит промеж предавшихся [Все­вышнему, мусульман], не касаясь ногами шей их [и не беспокоя их тем], и не причиняет вреда никому; и это будет ему возмещением [грехов его] до пятницы, что последует за ней, и ещё три дня сверх того. И оное — [согласно тому,] что Аллах (да возвеличится и да восславится [имя] Его!) говорит: «..кто совершит благовидное деяние, тому будет воздано равно десяти подоб­ных... ([ман джа-а биль-хасанати фалаху гашру амсалиха])».

Раздел «Прошение разрешения [у] имама [уйти] [того, кто] осквернился ветром [в молитве]»

1114. Ибрахим бен аль-Хасан аль-Масыйсый — Хаджжадж — Ибн-Джурайдж — Хишам бен Гурва — Гурва — Айша; [последняя] сказала: сказал Пророк (м.е.и б.!): «Когда осквернится кто-либо из вас ветром в молитве своей, то пусть же возмётся за нос свой и уйдёт».

187

Сказал Абу-Дауд: передал его Хаммад бен Салама и Абу Усама — от Хишама от отца его от Пророка (м.е.и 6.!): «...когда войдёт и имам будет читать проповедь». И не упоминули Айшу (да будет Аллах доволен ею!).

Раздел «Когда человек входит [в мечеть] во время чтения имамом проповеди»

1115. Сулейман бен Харб — Хаммад бен Гамр и он [же] — Ибн-Динар — Джабер; [последний передал,] ЧТО один человек пришёл в пятничный день [в мечеть], и Пророк (м.е.и б.!) читал проповедь. И ска­зал [Пророк]: «Совершил ли ты молитву, о такой-то?» Сказал [Пророк]: «Встань, и соверши [мо­литву] ([ кум фаркаг ])».

1116. Мухаммад бен Махбуб и Исмаил бен Ибрахим (ранее упомянутый) — Хафс бен Гайас — аль-Агмаш — Абу-Суфьян — Джабер и Абу-Салих — от Абу Хурайры; сказал [последний]: «Пришёл СулаЙК аль-Гатафаний, когда Посланник Аллаха (м.е.и б.!) читал проповедь. И сказал ему [Пророк]: «Совершил ли ты какую-нибудь молитву?» Сказал: «Нет». Сказал [Пророк]: «Соверши два круга [молитвы], вы­полняя их быстро».

1117. Ахмад бен Ханбаль — Мухаммад бен Джагфар — Сагид — аль-Валид Абу-Башар — Тальха — Джабер бен Габдулла; сказал [последний], что Сулайк пришёл.... — и рассказал подобное же [хадис]. Добавил: «...затем об­ратился [лицом] к людям, [и] сказал: «Если придёт кто-либо из вас, когда имам будет читать про­поведь, то пусть выполнит два круга молитвы, совершая их быстро».

Раздел «Шагание [промеж] людей, [задевая их] затылки (шеи) в пятничный день»

1118. Харун бен Магруф — Башар бен ас-Сарий — Мугавия Ибн-Салих — Абу-Зухайрий; сказал [последний]: «Были [сидели] мы вместе с Габдуллой бен Буером, сподвижником Пророка (м.е.и 6.1), в пятнич­ный день. И пришёл один человек, шагая промеж людей, задевая их шеи...» И сказал Габдулла бен Буер: «...пришёл один человек, шагая промеж людей, задевая их шеи в пятничный день, когда Пророк (м.е.и 6.!) читал проповедь. И сказал ему Пророк (м.е.и б.!): «Сядь. Ты уж причинил вред».

Раздел «Муж впадает в полудрему\ когда имам читает проповедь»

1119. Ханнад бен ас-Сарий — Габда — Ибн-Исхак — Нафег — Ибн-Гумар; сказал [последний]: слышал я, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) говорил: «Если впадёт кто-либо из вас в полудрему [, будучи] в ме­чети, то пусть переместится с того места сидения на другое».

Раздел «Имам произносит речь после того, как спустится с подмостков»

1120. Муслим бен Ибрахим — Джарир, он — Ибн-Хазем — не знаю я, как сказал это Муслим в начале — Сабет — Анас; сказал [последний]: «Видел я, как Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) спускался с подмостков. И предс­тал пред ним один человек с нуждой [просьбой]. И стоял он вместе с ним, пока не разрешил нуж­ду его. Затем вставал и совершил молитву».

Сказал Абу-Дауд: этот хадис не есть суть известный от Сабета. Он из тех [хадисов, передачей] которых отличился Джарир бен Хазем.

Раздел «Кто поспел на один круг пятничной молитвы»

1121. Аль-Кагнабий — Малик — Ибн-Шихаб — Абу-Салама — Абу-Хурайра; сказал [последний]: Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) сказал: «Кто поспел на один круг от молитвы, то уж поспел на молитву [всю]».

Раздел «Что читается (в) в пятничной [молитве]»

1122. Кутайба бен Сагид — Абу-Гавана — Ибрахим бен Мухаммад — Ибн аль-Мунташир — от отца его — от Хабиба бен Салема — ан-Нугман бен Башир; [последний] передал, что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) читал в два праздника и в пятничный день «Восславь имя господа твоего Превысокого!...» ([саббихисма

188

раббикаль агля ]) и «Дошёл ли до тебя рассказ о дне Мрака Покрывающего?...» ([халь атака ха- дисуль гашийа]). Сказал: «И, возможно, совпали они [праздничный день и день пятничный ] в одном дне, и прочёл их обе [т.е., суры]».

1123. Аль-Кагнабий — Малик — Дамра бен Сагид аль-Мазуний — Губайдулла бен Габдулла бен Гутба; послед­ний передал, что ад-Даххак бен Кайс спросил ан-Нугмана бен Башира: «Что читал Посланник Аллаха (м.е.и б.!) [в молитве] в пятничные дни после суры «Пятничный день?» И сказал он: «Читал он «Дошёл ли до тебя рассказ о дне Мрака Покрываюшего?...»

1124. Аль-Кагнабий — Сулейман, т. е., Ибн-Биляль — Джагфар — от отца его — от Ибн-Рафега; последний сказал: «Совершил с нами Абу-Хурайра молитву в день пятницы, и прочитал суру «Пятница», и в пос­леднем круге — «когда придут к тебе лицемеры...» ([иза джа-акаль мунафикун]). Сказал: «...и подошёл я к Абу-Хурайре, когда он уходил с [молитвы], и сказал я ему: «Поистине, ты прочитал две суры, которые Галий, «да будет Аллах доволен им!» читал в Куфе.

Сказал Абу-Хурайра: «...ибо. Поистине, слышал я, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) читал их [обе] в пятничный день».

1125. Мусаддад — Йахья бен Сагид — Шугга — Магбад —Ибн-Халед — Зайд бен Гукба — Самура бен Джун­дуб; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) читал в пятничной молитве «Восславь имя Господа твоего Превысокого!...» ([саббихисма раббикаль-агля]) и «Дошёл ли до тебя рас­сказ о дне Мрака покрывающего?...» ([халь атака хадисуль гашийа]).

Раздел «Человек совершает молитву за имамом, и меж ними стена»

1126. Зухайр бен Харб — Хашим — Йахья бен Сагид — Айша (да будет Аллах доволен ею!); [последняя] сказала: «Совершал Посланник Аллаха (м.е.и б.!) [молитву] в комнате своей, и люди совершали [молитву] за ним, [стоя] за [стеной] комнаты».

Раздел «Молитва после пятничной [молитвы]»

1127. Мухаммад бен Губайд и Сулейман бен Дауд (ранее упомянутый) — Хаммад бен Зайд — Аййуб — Нафег; последний передал, что Ибн-Гумар видел, как один человек совершал два ракаата (поясных поклона) молитвы в пятничный день на своём месте [, где он уже совершил два ракаата пятнич­ной молитвы], и толкнул его. И сказал: «Ты совершаешь пятничную молитву в четыре [ракаата]?» И совершал Габдулла в пятничные дни два ракаата [молитвы] у себя дома; и говорил: «Так делал Посланник Аллаха (м.е.и 6.!)».

1128. Мусаддад — Исмаил — Аййуб— Нафег; сказал [последний]: «...и делал Ибн-Гумар молитву пред пятничной молитвы долгой; и совершал после неё два круга [молитвы] в доме своём. И расска­зывал, что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) делал это».

1129. Аль-Хасан бен Галий — Габдур-Раззак — Ибн-Джурайдж — Гумар бен Гатаъ бен Аби-ль- Хавар; [последний передал,] что Нафег бен Джубайр послал его к ас-Саибу бен Йазиду, сыну сестры Намра спросить его о том, что видел у него Мугавия в молитве. И сказал: «Совершил я с ним пятничную [молитву] (в) кратко. И, когда произнёс слова конечного приветствия, встал на своём месте и совершил молитву. И, когда вошёл он, то послал ко мне, и сказал: «Не повторяй того, что ты сделал. Когда совершишь ты пятничную [молитву], то не добавляй к ней [непосредственно] какую-либо молитву до тех пор, пока не загово­ришь ты, или не выйдешь; ибо поистине Пророк (м.е.и б.!) повелел оным, дабы не соединялась [не­посредственно] молитва к молитве без того («[хатта]»), чтобы не заговорить или не выйтти».

1130. Мухаммад бен Габдуль-Газиз бен Аби-Ризма аль-Мирвазий — аль Фадль бен Муса — Габдуль-Хамид бен Джаувар — Йазид бен Аби-Хабиб — Гатаъ — Ибн-Гумар; последний сказал: «Когда он бывал в Мекке и со­вершал пятничную молитву, выступал [продвигался] вперёд, и совершал два круга [молитвы]; затем выступал [выдвигался] вперёд, и совершал четыре [круга молитвы]. И когда бывал в Ме­

189

дине — совершал пятничную [молитву]. Затем возвращался к себе в дом, и совершал два круга [молитвы]. И не совершал [молитвы] в мечети. И было сказано ему [об этом]. И сказал он: «Пос­ланник Аллаха (м.е.и б.!) делал это [так]».

1131. Ахмад бен Йунус — Зухайр, и Мухаммад бен ас-Саббах аль-Баззаз — Исмаил бен Закариййя — Сухайль — от отца его — от Абу-Хурайры; последний сказал: сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): сказал Ибн-ас-Саббах: сказал [Пророк]: «Кто будет совершать молитву после пятничной, то пусть совершит её в четы­ре [круга]...» — и закончил хадис свой. И сказал Ибн-Йунус: «Если будете совершать пятничную [молитву], то совершите после неё четыре [круга молитвы]». Сказал: и сказал мне мой отец: «О сынок! Если совершишь ты в мечети два круга [молитвы], затем придёшь в жилище [своё], [то] соверши [ещё] два круга [молитвы]».

1132. Аль-Хасан бен Галий — Габдур-Раззак — Мугаммар — аз-Зухрий — Салем — Ибн-Гумар; последний сказал: «Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) совершал после пятничной [молитвы] два круга [молитвы] в доме своём».





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 297 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...