Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение 27 страница. 2 Pap. Derveni col. 18, Deltion 19, 1964, 24; A



2 Pap. Derveni col. 18, Deltion 19, 1964, 24; A. Henrichs ПЭ 3, 1968, 111 сл.; ПГМ I 747, 6; см. III 3.3 прим. 9; часто связывается с этимологией имени "Потейдаон", см. III 2.3 прим. 2.

3 Et. М. 264,12 со ссылкой на критское deai ("ячмень"), слово, которое, однако, имеет правильную общегреческую форму ze(i)a; W. Mannhardt, Mythologische Forschungen (В. Маннхардт, Мифологические исследования), 1884, 287; Кереньи (1) 42 сл., ср. также (2) 28 сл. Интересно, но ненадежно прочтение одной надписи линейного письма А на вотивном топоре из пещеры Аркалохори (см. 13.3 прим. 8) у Дж. Пульезе Каррателли (G. Pugliese Carratelli Minos 5, 1957, 166, 171 сл.) как I-da-ma-te, "Мать с Иды", "Горная Мать". В линейном письме В нет никаких свидетельств, о реге82-Персефо-не см. I 3.6 прим. 33.

4 Гесиод, "Труды и дни" 465 сл.; 308 сл.; о празднике урожая thalysia - Феок-рит 7,3; 155; см. II 2 прим. 11.

5 "Илиада", V, 500 сл.

6 Гезихий.

7 ИГР 463; Кереньи (1) 124 сл., ср. также (2) 131 сл.

8 Гесиод, "Теогония" 969 сл.; ср. "Одиссея", V, 125.

9 ИГР 463.

10 Отдельно - "Одиссея", X, 434; XI, 213; 635 и др.; с Аидом - "Илиада", IX, 457; 595; "Одиссея", X, 534 и т. д.

11 Относительно мифа о Коре - Фёрстер (см. прим. 1), Ричардсон passim; HN 283-292; Гесиод, "Теогония" 913 сл.

12 Гимн к Деметре 424; Граф 154-7.

13 Цицерон, "Против Верреса" IV, 107.

14 Диодор Сицилийский 5,4; HN 287.

15 Каллимах, фр. 466; Орфические гимны 41, 5 сл.; Ричардсон 84; 156.

16 Ричардсон 276; Кук III 813-8; Кереньи (1) 127-35, ср. также (2) 134-41.

17 Гимн к Деметре 403. Ср. С. Berard, Anodoi, 1974.

18 Гимн к Деметре 401 сл.

19 F. М. Cornford Studies W. Ridgeway, 1913, 153-66; Nilsson АР 32, 1935, 106-14 = Собр. соч. II 577-88, ср. ИГР 472^; HN 287 сл.

20 ДТБВ 52; 126-8; HN 290 сл.; I 4 прим. 57.

21 ИГР 476, по Маннхардту (см. прим. 3) 202-350 и ЗВ VII 131-213; мать и дочь здесь только в одном неясном случае, 164-8.

22 J. Mellart, Catal-Huyuk. Stadt aus der Steinzeit (Дж. Мелларт, Чатал-Хююк_

город каменного века), 1967,236; 238; Т. IX. Статуэтка восседающей на троне и рождающей богини между леопардами из зернохранилища.

••3 См. V 2.5.

24 Диодор Сицилийский 5,4; Gnomon 46,1974, 322 сл.; к пониманию katagoge - ГП 356 сл.; koragoi - Мантинея, IG V 2, 265/6.

25 См. VI 1.4.

26 См. III 2.3 прим. 35; Деметра-Ясиона - см. VI 1.3 прим. 48; Деметра-Келе-ос -HN 315, 56.

27 Плутарх, Fac. 943b; Деметрий Фалерский, фр. 135 Верли.

2.10. Дионис

1 F. A. Voigt, Е. Thraeme РМЛ I 1029-1153; Роде II 1-5; Керн РЭ V 1010-46; КГГ V 85-279; ВЭ II 60-81; АП 93-151; ИГР 564-601; P. Foucart, Le culte de Dionysos en Attique (П. Фукар, Культ Диониса в Аттике), 1904; Отто (2) 1933; Жанмер (2) 1951, об этом L. Gernet ОГИ 66,1953, 377-95 = Anthropologic de la Grece ancienne (Антропология Древней Греции), 1968, 63-89; Е. R. Dodds, Euripides Bacchae (Э. Доддс, "Вакханки" Еврипида), 1944, 19532; К. Kerenyi, Der fruhe Dionysos (К. Кереньи, Ранний Дионис), 1961; Кереньи (4).

2 Со времен К. Мюллера (Kleine Schriften II, 848, 28 сл.) было принято считать вино в культе Диониса вторичным - ИГР 585; против этой точки зрения - Отто (2) 132, Зимон 289; древнейшее и впечатляющее свидетельство связи Диониса, дифирамба и вина: Архилох 120 Уэст. На медовые алкогольные напитки указывает Кереньи (4) 40-57.

3 Имя посвященного - OF 5, Еврипид, "Вакханки" 491; имя бога - Софокл, "Эдип-царь" 211; Еврипид, "Ипполит" 560; "Дионисом" называют только бога; bakcheia обозначает просто "безумие"; см. VI 2.1; Жанмер (2) 58; М. L. West ПЭ 18, 1975, 234.

4 См. V 1 прим. 78.

5 Роде II 1-55, по К. Мюллеру -* К. О. Muller, Orchomenos und die Minyer (Орхомен и минийцы), 18442, 372-7, ср. уже Ch.A. Lobeck, Aglaophamus I, 1829, 289-98; Геродот 5,7; 7,111; Харрисон (1) 364-74; РЭ V 1012 сл.; ИГР 564-68; фригийско-лидийское происхождение - ВЭ II 61.

6 Отто (2) 71-80. Ср. I.M. Lewis, Ecstatic Religion (А. Льюис, Экстатическая религия), 1971, 101.

7 См. I 3.6 прим. 24/5; I 3.3 прим. 71; I 4 прим. 19. Среди посвятительных даров XV в. обращают на себя внимание бронзовый корабль (Hesperia 33, 1964, 327 сл.; Т. 56, ср. 31, 1962, Т. 99) и дельфин (Hesperia 31, 1962, Т. 101).

8 Deubner АП 122 сл.; см. V 2.4.

9 Еврипид, "Вакханки" 446.

10 -nysos - "сын": P. Kretschmer, Semele und Dionysos (П. Кречмер, Семела и Дионис), 1890, ср. ИГР 567 сл.; Фриск 1, 396; Шантрен 285; метатеза из "Diwossunos" - О. Szemerenyi Glotta 49, 1971, 665.

11 Кречмер (см. прим. 10) - ср. рус. "земля"; против этого Астур 169.

12 Лидийское bakiwali = Dionysikles - Е. Littmann, Sardis VI1, 1916, 38 сл. = Фридрих N 116, ср. N 22, 9; R. Gusmani, Lydisches Worterbuch (Р.Гусмани, Лидийский словарь), 1964, см. статью "bakilli-, bakivali".

п Gese 111, Астур 187. - Е. Laroche БЛО 51, 1955, XXXIV. Рельеф из Ивриза: Акургал - Хирмер 103; Т. 140; Т. XXIV.

14 Bakchon: klauthmon. Phoinikes T Гезихий; Астур 174сл.; ВЗ: Ис. 8:14. М. Смит [М. Smith, On the Wine God in Palestine (Бог вина в Палестине), в книге: S. W. Barron Jubilee Volume, Иерусалим, 1975, 815-29] указывает на орейба-сию девушек (ВЗ: Юдифь 11:40) и танцы в виноградниках (там же 21:21); ср. Кереньи (4) 206 сл. - Совершенно иная этимология bakchos у Е. J. Furnee, Die wichtigsten konsonantischen Erscheinungen des Vorgriechischen (Э. Фюр-не, Важнейшие явления догреческого консонантизма), 1972, 209.

15 Религия Осириса распространяется в это время и в Финикии - S. Ribichini, Saggi Fenici I, 1975, 13 сл.; ВЗ: Иез. 8:7-12.

16 Анфестерии - см. V 2.4; агрионии - HN 189-99; дионисии - АП 134-8; 138-42; процессии с кораблем - см. прим. 38; принесение в жертву козла - ГРВЭ 7, 1966,97-102; изображение фаллической процессии - Пикард-Кем-бридж (1) Т. 4, ср. также ИГР Т. 35, 2/3.

17 "Триетерические" праздники: Гомеровские гимны 1,1; Диодор Сицилийский 4, 3; ИГР 573; Кереньи (4) 158-68.

18 Здесь нет места для обсуждения историко-литературного вопроса о происхождении дифирамба, трагедии и сатировской драмы; сошлемся на следующие публикации: Ziegler РЭ VI А 1899-1935; Пикард-Кембридж (1) и (2); Лески 260-70, а также Die tragische Dichtung der Hellenen (Трагическая поэзия эллинов), 19723, 17-48; ГРВЭ 7, 1966, 87-121.

19 "Илиада", XIV, 325; Гесиод, "Труды и дни", 614.

20 Еврипид, "Вакханки", 280-2.

21 Пиндар, фр. 124Ь.

22 Эратосфен, Catast. р. 77-81 Robert; R. Merkelbach в книге: Miscellanea di Studi Alessandrini in mem. A. Rostagni, 1963, 469-526; HN 247; Кереньи (4) 132-8.

23 HN 248, 38.

24 "Одиссея", XI, 321-5. - Гесиод, фр. 298, Плутарх, "Тезей" 20; ПГМ II 680-98; о "базилинне" см. Е. Simon АИ 6, 1963, И сл.; см. II 7 прим. 99; V 2.4 прим. 18.

25 Элиан, "Пестрые истории" 3,42 и Антон Lib. 10, 3, по Коринне и Никандру; HN 195-7.

26 Еврипид, "Вакханки", 118 сл.

27 Элиан, "О природе животных" 12,34; Алкей 129 Лоубл-Пейдж.

28 "Илиада", VI, 130-40; С. A. Privitera, Dioniso in Omero e nella poesia greca arcaica (К. Привитера, Дионис у Гомера в греческой архаической поэзии), 1970; HN 197-9. Безумствующая менада также в Гимне к Деметре 386.

29 Плутарх, "Греческие вопросы" 299ef; "Застольные вопросы" 717а; HN 196 сл.

30 HN 189-94.

31 Платон, "Законы" 672Ь; см. III 2.2; V 1 прим. 73-7.

32 Об этом - Доддс (см. прим. 1); R. P. Winnington-Ingram, Euripides and Dionysus, 1948; J. Roux, Euripide, Les Baccantes, 1970; H. Philippart, Iconographie des Bacchantes d'Euripide, 1930; A. Greifenhagen, Der Tod des Pentheus (А. Грай-фенхаген, Смерть Пенфея), Berliner Museen N. F. 16, 1966, 2, 2-6.

33 Еврипид, "Вакханки" 88-100, 519-36; Эсхил, "Семела", фр. 355-62 Mette; изображения - Кук III 79-89.

34 См. III 2.4 прим. 37.

35 Phronesis 14, 1969, 23-5; ср. также V.K. Lamprinoudaris, Merotraphes. Melete peri tes gonimopoiou troseos e desmeuseos tou podos en te archaia hellenike mythologia (В. Ламбринудакис, Merotraphes. Исследование о ранении детородных органов или связывании ноги в древнегреческой мифологии), 1971.

36 Истолкование этого как обряда усыновления - J. J. Bachofen, Das Mut-terrecht (Й.Бахофен, Материнское право), 1897, 259; КГГ V ПО; Кук III 89; сравнение с древнееврейским выражением "вышедший из чресл моих" (вместо "мой сын") - Астур 195.

37 Дифирамб и рождение Диониса: Платон, "Законы" 700Ь, Еврипид, "Вакханки" 526.

38 Корабль несут: клазоменская ваза из Египта - ЖГИ 78, 1958,2-12; корабль на колесах: три аттических скифоса - АП Т. 11, 1, ср. также Пикард-Кемб-ридж (2) рис. 11, также ИГР Т. 36, 1, также Кереньи (4) рис. 56; АП Т. 14, 2, также Пикард-Кембридж (2) рис. 13, также Кереньи рис. 59; Пикард-Кемб-ридж рис. 12, также Кереньи рис. 57; ср. Зимон 284, Кереньи рис. 49-52; АП 102-11; HN 223 сл.

39 Гимн к Дионису 49; 53 сл.; Филострат, "Жизнеописания софистов" 1, 25, 1; HN 223. - Гимном к Дионису навеяны рельефы памятника Лисикрата в Афинах.

40 Мюнхен 2044, АЧВ 146,21; Ариас -Хирмер Т. XVI; Зимон 287; Кереньи (4) рис. 51.

41 ЭДИ IV 1002-13.

42 Furtwangler Kleine Schriften (А. Фуртвенглер, Малые сочинения) 1,1912,134-85; F. Brommer, Satyroi (Ф. Броммер, Сатиры), 1937; Satyrspiele (Сатиров-ские драмы), 19592; ЭДИ VII 67-73. Здесь нет места обсуждать сложный вопрос отношения сатиров к "силенам" (надпись на вазе Франсуа, Шефольд Т. 52, Зимон 219 рис. 203; гимн к Афродите 262). В литературе сатиры упоминаются впервые у Гесиода, фр. 123.

43 Платон, "Законы" 815с; Ксенофонт, "Пир" 7, 5. О фиадах - ИГР 573; см. V 1 прим. 90.

44 Frickenhaus, Lenaenvasen (А. Фрикенхауз, Ленейские вазы), 72. Winckelmannsprogramm 1912; HN 260-3; маска Диониса Мориха, Полемон, фр. 73 Muller = Зенобий 5,13, см. прим. 46; II 7 прим. 57; V 2.4 прим. 22.

45 Ваза Франсуа изображает Диониса танцующим в маске перед "Горами", Шефольд Т. 48а; ср. схолии к Аристиду р. 22,20 Dindorf, также схолии к Демосфену 21, 1§0, р. 572, 27 (II 690 Muller = IX 646 Dindorf); У иобакхов - SIG 1109 = СЗГГ 51, 124.

46 Афиней 78с.

47 Павсаний 9,12,4; 7,18,4; 2,2,6; ср. 2,23,1; см. II 5 прим. 71.

48 Древнейшее изображение: ЖГИ 22, 1902, Т. 5; D. Papastamos, Melische Amphoren (Д. Папастамос, Мелосские амфоры), 1970, 55-8, Т. 10 (до 600); на коринфской амфорке - Н. Payne, Necrocorinthia, 1931, 119 рис. 44 G; Пикард-Кембридж (1) 172 рис. 5; Зимон 219 рис. 204; на черепке из Перахо-ры - Perachora И, 1962, Т. 107.

49 См. VI 2.2.

2.11. Гефест

1 Rapp РМЛ 1 2036-74; КГГ V 374-90; L. Malten ЕНАИ 27, 1912, 232-64 и РЭ VIII 311-66; U. v. Wilamowitz-Moellendorff, Hephaistos GGN 1895, 217-45 = Kl. Schr. (Мал.соч.) V 2, 1937, 5-35; Кук III 190-237; M. Delcourt, Hephaistos ou la legende du magicien (M. Делькур, Гефест, или сказание о волшебнике), 1957. Дорийская и эолийская форма имени - (H)aphaistos. Имя a-pa-i-ti-jo (Кносс, КТ L 588) может быть прочтено как Haphaistios.

2 Гекатей ФГИ 1 F 138, Геродот 6,140, РЭ VIII 315 сл.; о раскопках (прерванных Второй Мировой войной) - ЭДИ III 230 сл.; IV 542-5; о покорении Мильтиадом - К. Kinzl, Miltiades-Forschungen (К. Кинцль, Исследования о Мильтиаде), дисс, Вена, 1968, 56-80, 121-44. - О ликийско-карийском происхождении Гефеста думал Л. Мальтен - L. Malten ЕНАИ 27, 1912, 232-64, ср. F. Brommer Festschr. Mansel, 1974, 139-45.

3 См. II 1 прим. 57.

4 "Илиада", I, 594.

5 См. VI 1.3.

6 A. Alfoldi, Die Struktur des voretruskischen Romerstaats (А. Альфёльди, Структура доэтрусского римского государства), 1974, 181-219.

7 См. I 4 прим. 4/5; III 2.7 прим. 17; БГК 97, 1973, 654-6; в Пилосе тоже есть "кузнецы Потнии" - МЭАИ 5, 1968, 92-6.

8 A. Gabriel REA 64, 1962, 31-4; у Кивевы в Сардах: A. Ramage BASOR 199, 1970, 16-26.

9 Единственная относительно длинная надпись, известная с 1885 г. - IG XII 8, 1, W. Brandenstein РЭ VII А (1948) 1919-38.

10 См. III 2.4 прим. 44.

11 Истр ФГИ 334 F 2, ср. Якоби (к этому месту); Зимон 215; Эсхил, "Евмени-ды" 13; Платон, "Тимей" 23е.

12 АП 35 сл.

13 W. В. Dinsmoor, Observations on the Hephaisteion (У. Динсмур, Наблюдения о Гефестионе), Hesperia Suppl. 5, 1941; Грубей 199-204.

14 "Илиада", II, 426.

15 "Илиада", XXI, 328-82.

16 РЭ VIII 317-9; 316; КЕЖ 20, 1970, 5 сл.

17 РЭ VIII 333-7; медицинское толкование - Е. Rosner Forsch. und Fortschr. 29, 1955, 362 сл.; о карликах вспоминает Виламовиц (Kl. Schr. V 2, 31-4); архетипическое - у S. Sas, Der Hinkende als Symbol (3. Зас, Хромой как символ), 1964.

18 См. III 2.2 прим. 47/8.

19 Алкей 349 Лоубл-Пейдж; лемносские кабиры и вино - Эсхил, фр. 45 Metre; КЕЖ 20, 1970,9.

20 "Илиада", I, 571-600.

21 "Одиссея", VIII, 266-366, см. III 2.7 прим. 24.

22 "Илиада", XVIII, 369^20.

23 W. Marg, Homer uber die Dichrung (В. Марг, Гомер о поэзии), 1957; ср. Н. Schra-de Gymnasium 57, 1950, 38-55; 94-112.

2.12. Арес

I Stoll и Furtwangler РМЛ I 477-93; Tumpel и Sauer РЭ 11 642-67; КГГ V 396-414; W. Potscher, Ares (В. Пётчер, Арес), Gymnasium 66, 1959, 5-14.

A. Heubeck Die Sprache 17, 1971, 8-22; личное имя Ареймен (Areimenes) см. I 3.6 прим. 9.

3 См. I 3.6 прим. 9. Арес и Афина Арейя - например, в аттической клятве эфебов, Тод N 204,17; L. Robert Hellenika 10, 1955, 76 сл.

4 Ср. Lexikon des fruhgriechischen Epos (Лексикон раннегреческого эпоса) I 1259-62.

5 "Илиада", XX, 48-53.

6 "Илиада", XV, 110-42.

7 "Илиада", XXI, 391-433.

8 "Илиада", V, 890 сл., ср. 590-909.

9 "Илиада", XIII, 301; "Одиссея", VIII, 361.

10 "Илиада", V, 385-91. Ср. оракул о выставлении связанной статуи Ареса из Сиедры - L. Robert, Documents de TAsie Mineure meridionale (Л. Робер, Документы южной части Малой Азии), 1966, 91-100.

II Расхождение вариантов: Гесиод, "Щит", 57 слл. и Аполлодор 2,114; ПГМ II 508-12.

12 ПГМ II107-10; F. Vian, Les origins de Thebes (Ф. Виан, Исторические корни Фив), 1963.

13 Овербек N 818; Липпольд 186.

14 Павсаний 1,8,4; Hesperia 28,1959,1-64; Н. A. Thompson, The Agora of Athens (Г. Томпсон, Афинская агора), 1972, 162-5; дошедший в собрании "гомеровских гимнов" гимн к Аресу относится к поздеантичной эпохе и, возможно, принадлежит Проклу - М. L. West КЕЖ 20, 1970, 300-4.

3. ОСТАЛЬНОЙ ПАНТЕОН

3.1. "МЛАДШИЕ" БОГИ

Число богов не определено и непредставимо; нельзя составить их полный перечень. С микенских времен вошло в обычай в случае необходимости страховать себя, прибегая к формулировке "все боги"1. Выбор "великих", общегреческих, богов был обусловлен, в основном, тем образовательным влиянием, которым обладал эпос в масштабах всей Греции. Остается еще значительное число божеств, которые не перешли границ локальной значимости - отчасти еще и потому, что по самой сути своей были заключены в тесные рамки, что ставило под сомнение возможность их дальнейшей эволюции.

"Гестия"2, ионийский вариант - "Гистия", было общеупотребительным словом, означавшим "очаг" как центр дома и семьи; уничтожить "очаг" значило изгнать или истребить семью3. Центром общины полиса также являлся "общий очаг"4, находившийся в храме или в здании, где заседал совет. Никогда не потухавший очаг в дельфийском храме то и дело обретал смысл "общего очага" для всей Греции5. Очаг был местом жертвоприношений - здесь совершались возлияния и приносились небольшие съедобные дары; трапеза начинается с того, что ее бросают в огонь. Отсюда - выражение "начать от очага" для всякого верного, обстоятельного начала6. Эта так почитаемая сила сделала лишь первые шаги на пути персонификации; очаг неподвижен, и Гестия не могла участвовать в божественной процессии7, так же как и во всех других занятиях Олимпийских богов. В гимне к Афродите8 Гестия названа древнейшей и одновременно самой младшей из дочерей Кроноса; хотя боги все время сватаются к ней, она сохранила за собой право навсегда остаться девственницей. Такая особенность находит в соответствие в древних сексуальных табу, связанных с очагом9, где дочери дома сохраняли огонь - в огне же, вместе с тем, видели проявление фаллической силы. Вот Гестия и сидит посреди дома, "принимая тучные возлияния"; ей так никогда не удалось достичь того положения, которое занимала римская Веста.

Илифия10, богиня родов, которая уже в микенские времена имела местом поклонения пещеру близ Амниса, была необходима в каждой семье - правда, лишь иногда и по вполне определенному поводу. Ее имя, скорее всего, представляло собой искаженную глагольную форму: "Eleuthyia", "Приходящая"; к ней обращен вопль боли и страха, пока она не "придет" - а вместе с ней и ребенок. Понятно, что почитательницами Илифии были в первую очередь женщины. Она тесно связана с Артемидой и Герой, но не развивает своего собственного характера.

Некоторые божества являются как бы двойниками "гомеровских" богов. Уже для микенской эпохи засвидетельствован Эниалий11; грекам он был известен как бог войны. В его честь еще наемные солдаты у Ксенофонта поют перед началом битвы пеан12. Пару с ним составляет богиня Энио. В "Илиаде" Эниалий - прозвище Ареса13, нашедшее доступ также и в культ. Засвидетельствованы лишь поздние попытки как-то развести Ареса и Эниалия.

Более самостоятельной была Геката14, хотя и она начиная с V в. часто отождествлялась с Артемидой15. В иконографии ее принято было изображать такой же коротко подпоясанной, подвижной и юной, только вместо лука она держала в руках факелы - впрочем, факелы могла позаимствовать у нее и Артемида. Геката - богиня дорог, Enodia, особенно - перекрестков и сложенных там жертвенных даров; от трех масок, которые вешали на распутьях, возник обычай изображать Гекату трехликой. Пути Гекаты пролегают в ночи; в сопровождении лающих собак следует она впереди своей призрачной свиты. Геката была еще богиней луны и обращавших к луне свои заклинания фессалий-ских колдуний - так же как и грозной волшебницы Медеи16. В этих представлениях - отзвук ритуалов, совершавшихся членами тайных союзов. Во время путешествия в Аид, в рассказах о похищении и возвращении Персефоны Геката тоже тут как тут17. Ее корни, по-видимому, следует искать в Карий, Малая Азия; наиболее значительное святилище Гекаты находилось в Лагине, храмовый комплекс восточного типа, где были и "священные евнухи"18. Карийским является также и теофорное имя негреческого образца Hekatomnos. Род Гесиода, происходивший из Кимы, как кажется, особо почитал Гекату; в "Теогонию" вставлен гимн Гекате, согласно которому она имеет свою "часть" в почестях воздаваемых богам по всему миру19.

Герой одного из известнейших и наиболее часто толкуемых греческих мифов - Прометей20, сын титана Иапета. Он создал людей, украл для них с неба огонь, устроил так, что при жертвоприношении им отходила лучшая доля; его противник, Зевс, наказал людей, послав им прародительницу женщин Пандору с бочонком, полным всяческих бед, он велел приковать Прометея к Кавказу и послал к нему орла, который клевал его печень, пока Геракл не принес ему избавление. Основной литературный источник - двойной рассказ у Гесиода, с одной стороны21, и трагедия Эсхила, с другой, где упорство, проявленное другом человечества в его единоборстве с Зевсом, неразрывно связано с проблемой культуры22; кроме того, существовало и народное предание23. За всем этим, очевидно, стоял некий миф о трикстере, где отразилось сильное восточное влияние24. Прометей почитался прежде всего в Афинах, в его праздник, прометен, устраивался бег с факелами25. На одном посвятительном рельефе Прометей изображен стоящим рядом с Гефестом - старший рядом с младшим26; в других случаях для их различения используются также атрибуты гончара и кузнеца.

Лето27, дорийской Латоне, матери Аполлона и Артемиды, повезло: она во многих местах имела свой собственный культ, в особенности, на Крите; в Фесте ей отводилась роль в одном из мифов инициации28. В Ликии Лето, как греческий аналог "Матери святилища"29, заняла положение верховной богини в полном смысле этого слова; Летоон близ Ксанфа был главным святилищем почитателей Лето; ее покровительству посвящали, главным образом, могилы. Впрочем, значение Лето в сознании греков было раз и навсегда определено и ограничено ее ролью матери божественных близнецов.

Без сомнения, очень древние морские божества занимали, несмотря на это, периферийное положение среди греческих богов. У Фетиды30 было свое большое святилище близ Фарсала в Фессалии, в этой части Греции ее почитали также и на Сепиаде, "Берегу каракатиц"; ее сын Ахилл, обитающий на "Белом острове" тем, что он почитался как "властитель Черного моря", pontarches, был в равной мере обязан своей матери и той популярности, начало которой положил эпос. Культ Фетиды имелся и в Спарте; в одном из стихотворений Алкмана она совершенно неожиданно выступает как действующее лицо космогонии31. Нереиды послушны Фетиде, точно так же, как нимфы слушаются Артемиду. Для поэзии и изобразительного искусства на первый план выходит миф о морской царевне, которая была покорена и поймана смертным мужчиной, а затем родивла ему сына Ахилла, которого она тщетно пытается сделать бессмертным; позднее она возвращается обратно на дно моря32.

Еще одно женское морское божество - Левкофея33, Белая Богиня. Ее почитали по всему Средиземноморью. Согласно мифу, вначале это была смертная женщина, дочь Кадма, которая взяла на себя заботы о маленьком Дионисе; Гера лишила ее рассудка, Левкофея бросилась в море, захватив с собой своего сына Меликерта-Палемона. Этом мотив связывает Левкофею с сирийской богиней рыб Атаргатис; предполагают существование эгейских рыбацких культов и мифов, о которых известно, что они служили почитанию матери и госпожи обитателей моря, занимавших важное место в пищевом рационе греков34. Аналогичная фигура, только с другим именем - Эвринома, чей культ находился поблизости от Фигалии в Аркадии35. В рассказах о повелителе морских существ имя его тоже меняется36; он зовется Форкисом, Протеем, Нереем, Главком - "цвета морской волны", или просто "морским старцем" - "halios geron"; его, как и морскую царицу, также можно и нужно поймать и одолеть. Представление о повелителе - или повелительнице - диких зверей, которого следовало силой заставить послужить охотнику, было широко распространено и, возможно, восходит к временам палеолита; с точки зрения официальной греческой религии оно может рассматриваться почти уже как фольклор, легший в ее основание.

На границе полисной культуры, как и всего человеческого, стоял козлиный бог Пан37; его изображали с ногами как у козла и большими козлиными же рогами, очень часто - итифаллическим. Главным действом его праздника было принесение в жертву козла38. Культ Пана был сосредоточен в Аркадии; в Аттике его начали почитать со времени битвы при Марафоне39. Пан обитал в пещерах, где собирались для жертвенных трапез; его пещеру близ Марафона, возможно, следует считать одним из древнейших святилищ. Пан олицетворяет свободную от уз цивилизации оплодотворяющую силу, которая, тем не менее, сохраняла свою притягательную силу, оставаясь необходимой и для цивилизованных людей. Все основывавшиеся на его имени рассуждения относительно "Все-бога" носили вторичный характер.

3.2. ОБЪЕДИНЕНИЯ БОГОВ

Пан, так же как и Илифия, встречаются и во множественном числе: были известны паны1, илифии2. Это дает основание говорить о целом классе божественных существ, которые, как правило, появляются группой, и для обозначения которых используется множественное число. Генеалогический миф во главе с Гесиодом, присвоил и им собственные имена, однако, имена эти явно вторичны, искусственны и необязательны. Объединения богов строго разграничиваются по признаку пола - они или мужские, или женские; кроме того, члены такого объединения были все одного возраста: в большинстве случаев их представляли как юных, обязательно в движении, танцующих, поющих или охваченных экстатическим безумием; но известны также и группы пожилых женщин. В изображениях - равным образом, как и в именах - множественность находила выражение в троичности3. Вместо того, чтобы называться "боги", theoi, подобные объединения именовались daimones, или назывались "слугами" и "впереди идущими" (amphipoloi, propoloi) какого-нибудь божества4. Они и на самом деле бывали поставлены в зависимость от одного из великих олимпийских богов, или же от Матери Богов, как предводителя их хора.

Сказанное уже дает возможность вполне ясно увидеть в подобных группах отражение реальных объединений участников культа, thia-soi, - в особенности же еще и в том, какой акцент делался здесь на музыке и танце5. Не вызывают сомнения свидетельства существования в реальной жизни групп менад6, фиад и сатиров7, окружавших Диониса - также и вне театрального представления - равно как мужских союзов куретов в Эфесе18. Обозначение "нимфы" предательски двоится: оно одинаково используется применительно к божественным существам, населяющим деревья и источники, и к "невесте", а также молодой женщине вообще9. В случае с кентаврами древние изображения явно указывают на маскировку10. В то же время, есть основания предполагать, что за кабирами11, идейскими дактилями12, телхинами и киклопами стоят гильдии кузнецов. Самые обычные женщины, живущие по соседству, собирались вместе, чтобы оказать помощь при родах - вот соответствие илифиям. Возможно, что в рассказе о том, как женщины наряжаются эриниями, чтобы убить Елену13, также содержится указание на реальную практику. Горгоны, вне всякого сомнения, исходно были маски14; эриниеподобные praxidikai названы "головами"15, а значит были представлены через освященные маски-горшки. Semnai, "чтимыми", именуются отождествленные с эриниями и эвменидами богини с Ареопага16, gerairai, "почтенными старицами", называли объединение служительниц Диониса в Афинах17. Хариты и музы, нереиды и океаниды - все это хоры девушек. В источниках говорится о том, что человеческие thiasoi "подражают" своим образцам - божественным сатирам, нимфам или куретам18: "подражание", ведущее к идентификации. Институт таких союзов, использовавших маски, настолько древний и близкий природе, что без оглядки на эту реальность нельзя рассматривать представления о соответствующих божественных объединениях.

Поэтическое описание, тем не менее, относит подобные группы к миру богов: сатиры и менады танцуют вокруг Диониса, нимфы - вокруг Артемиды, куреты или корибанты - вокруг новорожденного Зевса или сидящено на троне младенца-Диониса. Музы окружают Аполлона, океаниды сопровождают Персефону на роковой луг, киклопы выковывают для Зевса перун. Титаны фигурировали только в мифе о происхождении богов - как выходцы из доисторических времен, над которыми одержан верх19; телхины с острова Родос также считались чем-то вроде древнейших обитателей, ушедших в небытие20; и, несмотря на это, в праздничном безвременье ритуала представители прошлого, "древнейшие обитатели", возвращались - в виде масок.

Модель, легшая в основу представления и рассказа о божественных объединениях, перенесенная на абстрактные понятия, сделалась способом их персонификации: три времени года, "Горы", предстали в виде девического объединения; Гесиод21 дает им, как несущим добрые времена, имена, полные особого значения: "благозаконие", "справедливость" и "мир", тем самым вкладывая в образ более глубокий смысл. Из мойры, moira - доля при разделе мира, возникает группа из трех древнейших могущественных богинь22, словно бы сплав из илифий и эриний: Клото, "прядущая", Лахесис, "тянущая жребий" и Атропос, "неотвратимая".

Существование некоторых подобных объединений ограничивается рассказом мифа, таковы, например, титаны и гиганты. Другим повезло иметь значительные культы; среди таких - геликонские музы23, ор-хоменские хариты24, кабиры. Не в каждом случае можно доказать наличие у людей соответствующих культовых общин. В зависимости от обстоятельств культ обычного типа вполне мог в какой-то момент замещать древний союз масок; в то же время, в источники, которыми мы располагаем, смогла проникнуть лишь самая незначительная часть реально существовавших обычаев.

3.3. БОЖЕСТВА ПРИРОДЫ

Вызванная к жизни античной натурфилософией, еще в XIX веке считалась неопровержимой аксиома, гласившая, что боги, о которых рассказывает миф, "изначально" были явлениями природы и в этом - разгадка всех связанных с ними тайн. От подобных убеждений теперь мало что осталось; ни представление об отдельных богах, ни тем более их культ вывести отсюда нельзя. И все же, многое из того, что мы, вслед за философами V в., называем "природным", имело для их предшественников силу "божественного". Лучший пример - Солнце и Луна, бесспорно, представленные как величайшие боги в древневосточном пантеоне. Соответствие этому в греческой религии - более чем скромное, в сравнении с вышедшими на первый план фигурами богов, закрепленных в поэтическом предании и культе; Зевс перестает быть только "отцом-небосводом". Можно предположить: "гомеровское" однажды утвердило себя как новый взгляд, натурфилософия же впоследствии пыталась возвратить все на круги своя1.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 258 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...