Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение 25 страница. В аттической керамике VI в



В аттической керамике VI в. бог вина становится чрезвычайно популярен при росписи соответствующих сосудов; тогда приобретает окончательную форму иконография Диониса и его окружения, "фиа-са", не без оглядки на представления, устраивавшиеся во время диони-сийских праздников, и прежде всего, на сатировскую драму. Знаком принадлежности Дионису, наряду с усиками винограда и плюща, был упругий жезл (narthex) с резьбой в виде листьев плюща по верхней части (что также может быть понято как орнамент из сосновых шишек)41. Свита делилась на женственных менад и сатиров, мужское начало которых подчеркивалось. Менады, всегда одетые, часто с наброшенной на плечи шкурой косули, танцуют, их головы или наклонены вперед или далеко запрокинуты в трансе. Внешний вид сатиров42, в котором животное смешивается с человеческим, понятен прежде всего как маскировка: курносая маска с бородой и звериными ушами препятствует узнаванию, вокруг бедер - фартук, на котором закреплен кожаный - часто эригированный - фаллос и конский хвост. Существуют свидетельства тому, что на праздниках подобным образом одетые в маски сатиры выступали не только в качестве стилизованного хора сатиров-ской драмы - так же, как самые настоящие женщины, преобразившись в менад или "фиад", повинуясь власти Диониса, впадали в "безумие"43. Фаллический момент в данном случае не означал продолжение рода: менады всегда умеют защитить себя, пусть и с помощью тирсов-жезлов, от настойчивых приставаний сатиров; он представляет собой элемент возбуждения как такового, одновременно являясь знаком того, что происходящее выходит за рамки обыденности: частью дионисий-ских праздников была также процессия с гигантским фаллосом.

Сам Дионис мог изображаться по-разному. Простейшей формой его воплощения была маска, которую вешали на столбе и к которой впри-дачу полагалось покрывало - почти что наподобие огородного пугала44; есть основания думать, что маски могли также надевать люди - исполняя танец и "неистовствуя", они изображали Диониса45. На Наксосе сосуществовали два вида масок Диониса46: одни, изготовленные из древесины винограда, представляли "неистовствующего" бога, baccheus, другие, из фигового дерева - "кроткого" бога, meilichos, что также могло указывать на подземное царство. Нельзя не упомянуть и о древнем Дионисе-"хоапа": фиванском, грубо вырезанном, "упавшем с неба", еще об одном, распространявшем безумие в Патрах, о тех, которые были изготовлены из ели Пенфея в Коринфе47. В идеализирующих изображениях VII и VI вв. Дионис предстает в виде старого, бородатого бога, закутанного в длинное покрывало, держащего в руке специфический сосуд для вина - канфар, kantharos48. В середине V в., как и в случае с Гермесом, происходит омолаживание Диониса; теперь, в согласии с "гомеровским" гимном, его изображают юным и в большинстве случаев обнаженным.

Вместе с тем вокруг Диониса с большей силой, чем прежде, начинает ощущаться собственно эротическая аура - отражение происходившего в обществе процесса, когда индивидуализм начинает играть все более и более определяющую роль. Вино и чувственное наслаждение всегда связаны; приватные праздники в честь Диониса могли становиться "оргиями" в дурном смысле этого слова. Паралелльно, питаясь от того же источника - тенденции к индивидуализму, удивительным образом начинает выдвигаться вперед темная сторона культа; как результат глубинной связи, существующей между идеями избытка жизненных сил и уничтожения, возникают и развиваются дионисийские мистерии, которые сулили путешествие в потустороннее бытие души49. В то время, как к концу V в. литературное предание и иконография Диониса обрели свою в существенных чертах завершенную, классическую форму, под этой наружной оболочкой бог и его действие продолжали оставаться загадочными и непостижимыми.

2.11. ГЕФЕСТ

Гефест1, очевидно - бог негреческого происхождения, о чем говорит уже само имя. Его город, Гефестиада2, был главным городом острова Лемнос, где еще в V в. сохранялось самобытное, не-греческое население; греки называли их "тирсенцы", и, судя по этому имени, идентифицировали их с италийскими этрусками. Из более поздних источников нам известно о великом празднике очищения, устраивавшемся на Лемносе, который завершался зажжением нового огня и его распределением по мастерским3; в "Илиаде" говорится о том, что жившие на острове Лемнос "синтии" приняли на себя заботы о Гефесте, когда он упал с неба4. К лемносскому Гефесту имеют отношение кабиры, таинственные боги-кузнецы, приходящиеся ему то ли сыновьями, то ли внуками5.

Особое значение кузнечного дела в бронзовый и ранний железный век вело к тому, что оно оказалось связано множеством нитей с религиозными и политическими институтами. В общих чертах возникает нечто похожее на "кузнечное царство", какие известны нам по поздне-хеттской традиции6. Прямая связь плавильных мастерских и святилища со всей возможной очевидностью засвидетельствована в Китионе, XII в., на богатом залежами меди острове Кипр; еще здесь почитали бога и богиню "на медном слитке"7. И у фригийцев их Великая Богиня, по-видимому, была как-то связана с мастерскими, где плавили металл8. Насколько этот перечень можно было бы пополнить за счет обычаев и языка "тирсенцев", еще предстоит выяснить; найденные на Лемносе надписи до сих пор не получили надежного толкования9.

Греческие города, ставя превыше всего воинскую доблесть, отодвинули кузнечное дело на второй план. Только в Афинах Гефесту в мифе и культе была отведена единственная в своем роде, исключительно важная роль; в результате диковинной встречи его с Афиной, Гефест de facto становится отцом первого царя Афин Эрихтония и тем самым, прародителем афинян10; в этом качестве ему полагалась жертва в день родительского праздника апатурий11. В календаре праздников был праздник кузнечного дела, chalkeia, какое-то отношение к которому имела также Афина12. Все же свой большой храм Гефест, совместно с Афиной, получил лишь после 450 г.; этот храм, почти полностью сохранившийся, находится на холме над Агорой, напротив афинского Акрополя13.

В эпосе Гефест отличается от всех остальных богов Олимпа тесной связью со своим исконным элементом - огнем; его имя - и это единственный случай - могло означать просто "огонь"14. Когда бог реки Скамандра хотел утопить Ахилла в своих струях, Гера призвала Гефеста, который связал поток языками пламени15. Явлением Гефеста и одновременно центром его почитания был - существующий еще и сейчас - газовый факел близ горы Олимп на южном побережье Малой Азии; возможно, такой же факел горел и на острове Лемнос16. Связь Гефеста с вулканами, название Липарских островов "Hephaestiades insulae" и помещение его кузницы под Этной носит вторичный характер.

У бога Гефеста покалечены ноги, что делает его "аутсайдером" среди совершенных олимпийцев; этому есть два объяснения - рациональное и то, которое дает миф17; кто наделен особой силой, несет на себе особую мету. Божественное повествование предлагает в качестве обоснования бурлеск: Гера родила этого сына сама, не зачав его от мужа; результат разочаровал ее, она в гневе сбросила ребенка с небес вниз18. Продолжение, как Гефест, мстя матери, приковал ее к великолепному трону, и как один Дионис оказался в силах, напоив, в конце концов привести Гефеста на Олимп, чтобы он спас ее, стало излюбленным сюжетом изображений Диониса; в литературе эта история запечатлелась в одном из гимнов Алкея19, возможно, по образцу, взятому из лемнос-ской традиции.

"Илиада" делает из Гефеста повод и центр "гомерического хохота", когда он вместо прекрасного мальчика Ганимеда, ковыляя и тяжело переводя дух, подносит вино; но именно эта веселость и есть для него желанный результат, он один обладает достаточным умом и совсем не похож на других, чтобы таким образом ослабить напряжение и разрешить неприятную ситуацию20. Второй прецедент "гомерического хохота" богов в "Одиссее" - снова за счет Гермеса и опять свидетельствует о его победе: когда ему удалось в искусно сделанную сеть поймать прелюбодейку-Афродиту вместе с Аресом21.

В "Илиаде" женой Гефеста выступает Chads, Грация. Его кузница, устроенная в железном доме на Олимпе, изображена в сцене, когда Фетида просит его изготовить новые доспехи для Ахилла. Сам Гефест занят у кузнечных мехов и наковальни, весь в поту и саже, в то время как из-под его рук выходят великолепные произведения искусства: треножники на колесах, которые катятся сами собой, не говоря о зла-токованных "девушках-роботах", поддерживающих его за работой22. Еще большего изумления заслуживает сделанный им затем щит - подобие всей ойкумены, в обрамлении небесных звезд. Бог-ремесленник становится воплощением творца; возможно также, что создавая этот образ, певец "Илиады" имел в виду отчасти и себя23.

2.12. АРЕС

Судя по всему, "Арес"1 - древнее абстрактное существительное со значением "толчея на поле битвы", "война"2. Характерно частое употребление производного от этого слова - прилагательного areios: известны словосочетания "Зевс Арейос", "Афина Арейя", "Афродита Арейя", также - по-видимому, микенское - "Hermaas Areias"3, кроме того еще знаменитый "Холм Ареса", "Areios pagos" в Афинах. У Гомера слово ares используется для обозначения битвы; встречаются формульные выражения: "воспротивиться жестокому ares", "разбудить жестокого ares", "померяться силами в ares", "убить в ares"4; это не противоречит тому, что одновременно Арес - одетый в доспехи, "железный" воин, чью колесницу запрягают "Страх и Ужас", Phobos и

Deimos; "неодолимый", "ненасытный в войне", "истребляющий", "коварный убийца"; впрочем, постольку, поскольку герой - обязательно воин, его тоже называют "ветвью Ареса"; так, данайцы - "спутники Ареса", а Менелай - по сравнению с другими особенно "любезен Аресу" и "равен Аресу" в битве.

В "Илиаде" Арес всякий раз противостоит Афине - и это, как правило, заканчивается не в его пользу; он также выступает на стороне в конечном счете терпящих поражение троянцев. Стоит донестись со стороны греков воинственному кличу Афины, в ответ грохочет Арес, подобен грозовой туче, от крепости Трои и потока Симоэнта5. Арес на Олимпе, узнает, что один из его сыновей пал в битве, он испускает вопль, ударяет себя по бедрам и хочет ринуться в бой; тут Афина забирает у него шлем, щит и копье, и велит подчиниться Зевсу6. В битве богов они выходят друг против друга, копье Ареса не приносит Афине вреда, ударившись об эгиду, тогда как богиня, бросив камень, попадает Аресу в затылок; Арес падает в пыль, растянувшись в длину на семь плетров7. Еще более злую шутку сыграла с ним она в так называемом "подвиге Диомеда": Афина сама направляет копье Диомеда против Ареса, которое ранит его в нижнюю часть живота, льется божественная кровь; Арес испускает вопль, равный крику девяти или десяти тысяч мужей, и спасается бегством на Олимп, где Зевс еще и кричит на него: "Опостылел ты мне среди всех богов, населяющих Олимп; всегда тебе любезны ссоры, война и кровопролитие"8. Арес - воплощение всего ненавистного, что только есть в войне, тогда как сияние победы, nike, остается Афине. Не удивительно, что именно варварская Фракия считалась родиной Ареса9.

Мифов, которые бы рассказывали специально об Аресе, немного. Малопонятный намек на такой миф содержится в "Илиаде": Ало-ады От и Эфиальт заключили Ареса в "железную бочку", где он провел тринадцать месяцев, пока Гермес его не "выкрал"10; отсюда делают вывод о возможном праздновании этого исключительного события - "освобождения Ареса от оков" - каждый тринадцатый месяц. Один из сыновей Ареса, Кикн, еще более кровожадный, чем отец, задумал построить храм из человеческих черепов; Геракл убил чудовище, Арес попытался отомстить, но и на этот раз был ранен; конец битве положил Зевс11. В высшей степени своеобразная роль отведена Аресу в мифе об основании Фив12: дракон, которого убил у источника Кадм, чтобы затем высеять его зубы - сын бога войны; таким образом, люди, рожденные из земли и поубивавшие друг дру-" га во взаимном единоборстве, были потомками Ареса. Кадм потом помирился с ним и женился на дочери Ареса и Афродиты - Гармонии: кровопролитная война обрела завершение в "гармоничном" порядке; так был основан город.

В войске, ведущем войну, время от времени приносились жертвы Аресу, и это вполне понятно; однако, мест, где бы находился храм Ареса, с его культом, известно немного. Знаменитая статуя Ареса была создана скульптором Алкаменом13. Храм Ареса на афинской Агоре, о котором упоминает Павсаний14, был перенесен туда лишь при Августе; до того он, по-видимому, стоял в Ахарнах, возможно даже, что в то время храм был посвящен какому-то другому богу. Только римский Марс, Mars Ultor императора Августа, смог обеспечить Аресу столь почетное место в самом центре афинского полиса.

Примечания

1 Двенадцать богов из Язиликая: Акургал - Хирмер Т. 80; 87; "двенадцать богов агоры" в Ксанфосе (Ликия) - Кайбель 768 = ТМА I 44 с; поздние рельефы: О. Weinreich, Lykische Zwolfgotterreliefs (О. Вайнрайх, Ликийские рельефы с изображением двенадцати богов), SB Heidelberg 1913; ВЭ I 329; новые экземпляры: Н. Metzger, Catalogue des monuments votifs du musee d'Antalya (X. Мецгер, Каталог вотивных памятников музея в Анталье), 1952, 34-8; Bull, epigr. 1966 nr. 426/7; греческие культы: Гимн к Гермесу, 128 сл.; Гелланик ФГИ 4 F 6; Афины - см. III 2.8 прим. 20; О. Weinreich, "Zwolf-gotter" (О. Вайнрайх, Изображения двенадцати богов) РМЛ VI 764-848, в особ. 838-41 ("Обзор имен").

2.1. Зевс

1 ПГМ 1115-59; КГГI 35-178; Е. Fehrle, К. Ziegler, О. Waser РМЛ VI 564-759; Кук passim; ИГР 389^26; Н. Schwabl РЭ X А 253-376 (эпонимы); Н. Diels, Zeus, АР 22, 1923/4, 1-15; U. v. Willamowitz-Moellendorf, Zeus, Vortr. Bibl. Warburg 1923/4, 1-6, перепеч. 1964; H. v. Hulsen, Zeus, Vater der Gotter und Menschen (X. фон Хюльзен, Зевс - отец богов и людей), 1967; Кереньи (3). I. Chirassi Colombo, Morfologia di Zeus, СП 163, 1975, 249-77.

2 Фриск 1610 сл.; Шантрен 399; более точное значение - "вспышка": Н. Zim-mermann Glotta 13, 1924, 95; P. Kretschmer Glotta 13, 1924, 101-14; Кереньи (3) 7-13. См. 12.

3 ИГР 391.

4 См. I 3.6 прим. 5. Относительно Зевса как бога погоды - Е. Simon в книге: Acta 2nd internat. Colloquium on Aegaean Prehistory (Документы 2-го международного симпозиума по проблемам Эгеиды в доисторическую эпоху), 1972, 157-62.

5 Марк Аврелий 5, 7. Впрочем, безличный оборот (hyei) является столь же древним: J. Wackernagel. Vorlesungen uber Syntax (Й. Вакернагель, Лекции о синтаксисе) I, 19262, 116.

6 HN 97-133. Процессия к Зевсу Гиэтию (Hyetios) на Косе - SIG 1107, ИГР 394 сл.

7 "Илиада" VIII, 48. Реальная Ида (ныне гора Каз, 1767 м) находится на расстоянии 60 км от Трои и вовсе не видна оттуда - бог погоды словно бы приносит с собой свою гору.

s РЭ XVIII 1, 258-321 с 25 примерами. Святилище на фессалийском Олимпе (АС 47, 1922, 129) относится к эллинистическому времени, Deltion 72 1967, 6-14.

9 Ugaritica 5, 1968, 580 nr. 9; Баал-Цапани (Ваал-Цефон), повелитель "севера" - ДТБВ 485, ВЗ: Исх. 14:2; помещение божественной горы Сиона на "севере" - Пс. 47:3.

10 ИГР 72 сл.; Н. Usener, Keraunos (X. Узенер, Перун Зевса), Kleine Schriften IV, 1913,471-97.

11 P. Jacobsthal, Der Blitz in der orientalischen und griechischen Kunst (П. Якоб-сталь, Молния в восточном и греческом искусстве), 1906.

12 "Илиада", VIII, 18-27; P. Leveque, Aurea catena Homeri (П. Левек, Гомеровская "золотая цепь"), 1959.

13 Гесиод, "Теогония", 453-506, 617-720, ср. Аполлодор 1,4-7; относительно титанов см. III 3.2 прим. 19; относительно Кроноса см. V 2.2 прим. 29. Надежных изображений титаномахии не существует, R. Натре GGA 215, 1963, 125-52, против точки зрения Дёрига - J. Dorig, Der Kampf der Gotter und Titanen, 1961.

14 Эпименид ФГИ 457 F 18 = ФД 3 В 24; Аполлодор 1, 5; Каллимах, Гимн I, 42-54, наряду с аркадским мифом о рождении - 4-41; по этому поводу см. S. Marinatos ВА 1962, 903-16; N. Neustadt, De love Cretico (H. Нойштадт, О критском Зевсе), дисс., Берлин, 1906.


15 Антонин Либерал 19, см. I 4 прим. 18; VI 1.2 прим. 22-5.

16 См. II 7 прим. 37.

17 Энний, "Эвгемер" фр. 11 (Vahlen2); Юктас (см. I 3.2 прим. 22; I 3.3 прим. 21) не имеет отношения ни к пещере на Иде, ни к Дикте.

18 "Теогония", 886-900.

19 Аполлодор 3, 168; основа сюжета эсхиловского "Прометея".

20 Гесиод, "Теогония", 820-69; аллюзия на загадочное указание места "в Ари-мах" (en Arimois) в "Илиаде" - II, 781-3. Более сложная версия с временной победой Тифона - Аполлодор 1, 39-44 - близко совпадает с хеттским мифом об Иллуянке (ДТБВ 125 сл.); по этому поводу см. F. Vian в книге: Elements orientaux dans la religioir'grecque ancienne (Восточные элементы в древнегреческой религии), 1960, 17-37; см. Ill 1 прим. 31. Изображения на перевязи щита (Тифон со змеиными ногами) - Шефольд Т. 50 - и на знаменитой халкидской гидрии - Шефольд, Т. 66, Зимон 29. - Этна: Пиндар, Пиф. 1, 20-29, ср. Гесиод, "Теогония", 860.

21 Аполлодор 1, 34-38; ПГМ I 66-78; РМЛ I 1639-50; F. Vian, La guerre des geants (Ф. Виан, Война с гигантами), 1952; Repertoire des gigantomachies figurees dans Tart grec et romain (Изображения гигантомахии в греческом и римском искусстве), 1951; ЭДИ III 888-94.

22 Еврипид, "Финикиянки", 1250, ср. Горгий ФД 82 В 6.

23 Плутарх, "Аристид", 21; ГП 455 сл.; HN 68 сл.; R. Etienne - М. Pierart БГК 99, 1975, 51-75.

24 См. II 2 прим. 28.

25 Эсхил, "Агамемнон", 174 сл.

26 "Илиада", XIV, 317-27, Аристарх признает это место подложным.

27 ГМ 22, 1965, 167-9.

28 Греки понимали это имя как "радующийся гениталиям"; возможно, здесь имеет место перетолкование иноязычного имени. Вероятна зависимость от восточного изобразительного типа Этаны, ср. ЭДИ "Этана". Миф присутствует уже в "Илиаде" - V, 265 сл., XX, 232-5; глиняная пластика из Олимпии: Луллис - Хирмер Т. 105 сл.; Херман (2) 126 сл.

29 В Угарите бог Эл имеет постоянный эпоним "Отец людей".

30 "Илиада", I, 503; 533 сл.

31 См. Ill 1 прим. 43.

32 "Илиада", XVI, 688; XVII, 176; Гесиод, фр. 204, 97-120.

33 "Одиссея", IV, 379; 468; R. Pettazzoni, L'onniscienza di Dio (P. Петтаццони, Всеведение Бога), 1955, нем. вариант: Der allwissende Gott, 1960.

34 "Илиада", XXII, 209-13; также VIII, 69; XVI, 658; XIX, 223; также в поединке Мемнона и Ахилла, см. Ill 1 прим. 24; Е. Wust АР 36, 1939, 162-171; G. Bjorck Eranos 43, 1945, 58-66; Нильссон толковал соответствующим образом позднемикенское изображение на кипрской вазе. См. I 3.2 прим. 33; заманчиво сопоставить с этим и с египетской мифологией также и золотые весы из шахтовых могил, В. С. Dietrich РМ 107, 1964, 121 сл.; J. G. Griffiths, The Divine Tribunal (Дж. Гриффите, Божественный суд), Swansea 1975, 15 сл.

35 W. Ch. Greene, Moira (У. Грин, Мойра), 1944; W. Krause Glotta 25, 1936, 146 сл.; ВИ 64, 1949, 10-52; U. Bianchi, Dios Aisa (У. Бьянки, Зевсова Айса), 1953; В. С. Dietrich, Death, Fate and the Gods (Б. Дитрих, Смерть, рок и боги), 1965; ИГР 362; множественное число "Moirai" и связанная с этим персонификация - "Илиада", XXIV, 49 (см. III 3. 2 прим. 22); имена Клото, Лахе-сис, Атропос - Гесиод, "Теогония", 905; Платон, "Государство", 617с.

36 "Илиада", XVI, 443; XXII, 181.

37 "Илиада", II, 101-8.

38 Антиклид ФГИ 140 F 22 = Афиней 11, 473; стела в Феспиях со змеей и надписью - Кук II 1061; Харрисон (2) 297-300; Нильссон Op. I 25-34.

39 "Илиада", I, 237 сл.; ср. Минос и Зевс - "Одиссея", XIX, 172-9, см. I 3.3 прим. 10.

40 Относительно этой, аморальной на первый взгляд справедливости - Н. Lloyd-Jones, The Justice of Zeus (Г. Ллойд-Джонс, Справедливость Зевса), 1971.

41 Гесиод, "Теогония", 901; Пиндар, фр. 30.

42 О Буфониях см. V 2.2.

43 Грубей 220-8; ср. также гигантский, так и не завершенный Олимпиейон в Акраганте, Грубей 297-301.

44 Пиндар, пеан 6, 125; "Panhellenios" - Павсаний 2, 30, 3; Кук III 1164 сл.; РЭ X А 303.

45 См. Мальвиц; Херман (2); см. II 7 прим. 76.

46 Фукидид 1, 6, 5; A. W. Gomme, Commentary I, 1956 - к данному месту; эпиграмма Орсиппа - Кайбель 843.

47 W. Kiefner, Der religiose Allbegriff des Aischylos (В. Кифнер, Религиозное понятие "всеобщности" у Эсхила), 1965.

48 Эсхил, "Просительницы", 524 сл. (пер. А. Пиотровского).

49 Эсхил, фр. 70 N2 = 105 Mette (пер. М. Гаспарова).

50 Павсаний 10, 12, 10.

51 Папирус Дервени, Deltion 19,1964,17-25; Antike und Abendland 14,1968,96; Платон, "Законы", 715е; OF 21а.

2.2. Г ера

1 Roscher РМЛ I 2070-2134; КГГ I 179-257; Eitrem РЭ VIII 369-402; ИГР 427-33; Зимон 35-65; Кереньи (3) 1972. P. Е. Slater, The Glory of Hera, Greek Mythology and the Greek Family (П. Слейтер, Слава Геры; греческая мифология и греческая семья), 1968 - эта книга дает скорее психоанализ структуры греческой семьи.

2 W. Potscher, РМ 104, 1961, 302-55; 108, 1965, 317-20. Иначе: ВЭ I 237, ИГР 350 - "владычица", от Heros; "молодая корова" - A. J. van Windekens Glotta 36, 1958, 309-11. По-микенски - Е-ra. См. I 3.6 прим. 6 и 10.

3 Ch. Waldstein, The Argive Heraeum (К. Вальдштейн, Аргосский Герайон), 1902/5; P. Amandry Hesperia 21, 1952, 222-74; Бергквист 19-22; Грубей 99-102; H. Lauter AC 88, 1973, 173-87; см. I 1 прим. 38; II 5 прим. 34.

4 V. К. Muller, Der Polos, die griechische Gotterkrone (Ф. Мюллер, Полос - венец греческих богов), 1915. Ср., прежде всего, деревянную статуэтку с Самоса - Зимон 55 Т. 49.

5 Форонид фр. 4 Kinkel = Климент Александрийский, "Строматы" 1, 164, 2.

6 См. II 5 прим. 65.

7 См. II 1 после прим. 88; U. Pestalozzi Athenaeum 17, 1939, 105-37, то же в книге: Religione Mediterranea (Средиземноморская религия) 1951, 151 слл.

8 См. II 5 прим. 64.

9 Н. Payne, Perachora I, 1940; J. Dunbabin, Perachora II, 1962; вопрос о связи между этими двумя храмами спорен, Dunbabin ЖГИ 68, 1948, 59-69; J. Salmon АБШ 67, 1972, 159-204.

10 См. II 5 прим. 78.

11 Павсаний 5,17,1; Грубей 48-51.

12 Тит Ливии 24, 3, 4 сл.; РЭ VIII 381; Зимон 45 сл.

13 Arch. Class. 4, 1952,145-52; Arch. Rep. 1955, 54; P. Sestieri, Iconographie et culte d'Hera a Paestum (П. Сестьери, Иконография и культ Геры в Пестуме), Revue des arts 1955, 149-58; Грубей 233-44; 248-55; ЭДИ V 833; Кереньи (3) 133-42.

14 P. Zancani Montuoro, U. Zanotti Bianco, Heraion alle foce del Sele (П. Дзанка-ни Монтуоро, У. Дзанотти Бьянкб, Герайон близ устья Селы), I/II 1951/4; ЭДИ VII 157.

15 "Илиада", IV, 59 сл.; "сестра и супруга" - "Илиада", XVI, 432; XVIII, 356; у Гесиода - "Теогония", 454 Гера - младшая дочь, так же как Зевс - младший сын.

16 "Илиада", XIV, 213.

17 Относительно "chrysothronos" см. Е. Risch Studii Classici 14, 1972, 17-25.

18 "Илиада", XIV, 153-^353, цитирован стих 294; см. II7 прим. 90; III 2.1 прим. 8.

19 АС 58, 1933, 123 рис. 69; 68, 1953, 80 и прил. 41; Вальтер 158 рис. 140.

20 АС 68, 1953, прил. 13-15; Шефольд Т. 39; Зимон 50.

21 Зимон 52 сл.

22 Гора Оха - Стефан Византийский, "Карист"; Элимний - Софокл, фр. 437 Р.; ср. Плутарх, фр. 157, 3.

23 Диодор Сицилийский 5, 72, 4, см. II 7 прим. 95.

24 Еврипид, "Ипполит", 748; Эратосфен, "Превращения", 3.

25 "Одиссея", XXIII, 296.

26 АП 177 сл.; молодожены должны были приносить свадебную жертву - gamelon [надпись Лабиадов (см. II 6 прим. 21) А 25]; не все свадьбы происходят в один и тот же месяц [как утверждает Кереньи (3) 87 сл. ]; Зевс Герей СЗГГ 1 А 21; однако есть еще Зевс Афродисий на Паросе и Зевс Даматрий на Родосе, РЭ X А 284, 51; 296, 59.

27 См. II 7 прим. 71.

28 17 Лоубл - Пейдж, ср. Палатинская антология 9, 189.

29 Павсаний 5,16; относительно элейской песни в честь Диониса, PMG 871 см.

II 1 прим. 89; IV 4 прим. 24.

30 129, 7 Лоубл - Пейдж; см. I 3.6 прим. 10.

31 "Илиада", V, 890.

32 См. I 3.3 прим. 13/4; III 3.1 прим. 10.

33 Это можно видеть на многих изображениях, в основном этрусских, Кук

III 89-94; М. Renard, Hommages Bayet, 1964, 611-8; по восточному образцу, W. Orthmann, 1st. Mitt. 19/20, 1969/70, 137-43.

34 Павсаний 8, 22, 2.

35 "Илиада", XIV, 296; Каллимах, фр. 75, 4; Феокрит 15, 64; связь с предсвадебными обрядами на Наксосе и Паросе - Каллимах, указ. место и схол. В к "Илиаде" (XIV, 296).

36 Павсаний 2, 36, 1 сл.; 2, 17, 4; схолии к Феокриту (15, 64).

37 Каллимах, фр. 599.

38 Стефан Византийский, "Гермиона".

39 Павсаний И, 38, 2.

40 "Илиада", I, 536-69.

41 "Илиада", XV, 18-24; Геракл., "Аллегории", 40.

42 "Илиада", XVIII, 364-7.

43 Эсхил, фр. 355-8, ср. Платон, "Государство", 28Id. Кажется, Гера была мачехой еще в микенскую эпоху, см. I 3.6 прим. 10.

44 HN 219-21; 189-94; 185-9.

45 "Илиада", XIX, 96-133, ср. XIV, 249-61; XV, 25-30; Еврипид, "Геракл"; лев и гидра: Гесиод, "Теогония", 328; 314.

46 Гимн к Аполлону Пифийскому, 127-74; по Евфориону (фр. 99 Powell), она также является матерью Прометея.

47 Гесиод, "Теогония", 927 сл.; фр. 343; "Илиада", XVIII, 395-9; гимн к Аполлону Пифийскому, 138-140.

48 Алкей 349 Лоубл - Пейдж; U. von Wilamoeitz-Moellendorff Kl. Schr. V 2, 1937,5-14; изображения на вазах: F. Brommer ЕНАИ 52,1937,198-219; A. See-berg ЖГИ 85, 1965, 102-9.

49 "Тайный миф" для объяснения гранатового яблока в руке Геры - Павсаний 2, 17, 4; "тайные жертвоприношения" - Павсаний 2, 17, 1.

50 HN 185-9.

51 Менодот ФГИ 541 F 1 = Афиней 14, 672а-673Ь, с дополнительными сведениями 673bd, в т. ч. Анакреонт PMG 352. ГП 46-9; ИГР 429 сл.; ср. II 5 прим. 90.

52 Бергквист 43-7; см. II 5 прим. 19; I 4 прим. 56.

53 Ферле 139-48. Соответственно миртовые венки запрещены в самосском культе Геры - Никандр Колофонский, "Противоядия" 619 сл., схолии к Аристофану, "Лягушки", 330.

54 О свадьбе Геры на Самосе говорил Варрон: Лактанций, "Божественные установления", 1, 17, 8; Августин, "О граде Божием", 6, 7. Заключение о праздновании священного бракосочетания сделали Е. Buschor АС 55. 1930, 1-9 и (иначе) G. Kipp, Zum Hera-Kult auf Samos (Г. Кипп, О культе Геры на Самосе), innsbrucker Beitrage zur Kulturwissenschaft 18, 1974, 157-209. Загадочно изображение фелляции Зевса Герой на одном вотивном изображении, о чем распространялся Хрисипп - SVF II N 1071-4.

55 Павсаний 9, 3, 3-8; Плутарх, фр. 157/8; ГП 50-6; ИГР 431: Кереньи (3) 114 сл. См. II 7 прим. 93; II 1 к прим. 73.

56 См. I 3.3 прим. 30; II 1 прим. 73.

57 Павсаний 9, 2, 7.

58 См. I 2 прим. 10. Ср. R. Renehan, Hera as Earth-Goddess (Р. Ренехэн, Гера как богиня земли), РМ 117, 1974, 193-201.

2.3. Посейдон

1 Е. Н. Meyer, Н. Bulle РМЛ III 2788-2898; КГГ IV 1-97; Е. Wust РЭ XXIII 446-557; ИГР 444-52; F. Schachermeyr, Poseidon und die Entstehung des grie-chischen Gotterglaubens (Ф. Шахермайр, Посейдон и возникновение греческой веры в богов), 1950; Кереньи (3) 53-75.

2 "Супруг земли" - P. Kretschmer Glotta 1, 1909, 27 сл.; ВЭ I 212; Кереньи (3) 56; "Знающий путь (по морю)" - A. Heubeck ИИ 64, 1959, 225-40; "Повелитель вод" - С. Scott Littleton, Poseidon as a Reflex of the Indo-European "Source of Waters" God (К. Скотт Л иттлтон, Посейдон как рефлекс индоевропейского бога "источника вод"), ЖИЕИ 1, 1973, 423-40; ср. F. Gschnitzer Serta philol. Aenipontana, 1962, 13-8; С. J. Ruigh ОГИ 80, 1967. 6-16; E. P. Hamp Minos 9, 1968, 198-204; Риш 57, 1; см. Ill 2.9 прим. 2 (о связи с именем "Деметра").

3 См. I 3.6 прим. 12.

4 Геродот 1, 148; Диодор Сицилийский 15, 49; ср. "Илиада", XX, 404; G. Kleiner, P. Hommel, Panionion und Melie (Г. Кляйнер, П. Хоммель, Пани-оний и мелия), 1967; относительно ионийской традиции - R. Натре, Nestor, в книге: Vermachtnis der antiken Kunst (Наследие античного искусства), 1950, 11-70; Т. В. L. Webster, Von Mykene bis Homer (Т. Уэбстер, От Микен до Гомера), 1960, 185-212; М. В. Sakellariou, La migration grecque en Ionie (M. Ca-келлариу, Греческая миграция в Ионию), 1958.

5 "Одиссея", XI, 235-57.

6 Страбон 8, 374; Павсаний 2, 33; G. Walter, Troizen und Kalaureia (Г. Вальтер, Трезен и Калаврия), 1941; Th. Kelly, The Calaurian Amphictyony (Т. Кел-ли, Калаврийская амфиктиония), ААЖ 70,1966,113-121; Бергквист 35; Снодграсс 402.

7 Гигин, "Мифы" 186 (по Еврипиду).

8 Павсаний 2, 30, 6; wanax в Коринфе, IG IV 210.

9 Павсаний 2, 33, 1; Н. Herter РЭ Suppl. XIII 1053.

10 HN 175-7.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 288 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.028 с)...